г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А56-31119/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Костиной Е.С. по доверенности от 20.01.2015 N 43/2015-юр-СПб
от заинтересованного лица: Чебыкиной М.А. по доверенности от 12.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23855/2015) ЗАО "КОНЕ Лифтс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2015 по делу N А56-31119/2015 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ЗАО "КОНЕ Лифтс"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ЗАО "КОНЕ Лифтс" (197342, Санкт-Петербург, наб.Черной речки, д.41,корп. 7, ОГРН 1037739149810, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.88-90, лит.А, далее- ГЖИ, инспекция) от 29.04.2015 N 2548/2015 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Коне Лифтс" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "КОНЕ Лифтс" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ЗАО "КОНЕ Лифтс" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что общество, как организация обслуживающая лифты, не может быть субъектом административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение уполномоченными организациями Правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений.
Представитель ГЖИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 31.03.2015 специалистами ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 30.03.2015 N 08/292-р проведена внеплановая проверка ЗАО "КОНЕ Лифтс" по вопросу эксплуатации лифтового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., д.4.
По результатам обследования 31.03.2015 составлен акт N 08/292-р, в котором зафиксировано, что в нарушение "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., д.4:
- в помещении машинного отделения лифтов складируются отработанные узлы и детали, запасные части от лифтового оборудования, горючесмазочные материалы необходимые для работы лифтового оборудования (нарушение пункта 5.10.1. Правил N 170);
- в помещении машинного отделения щиты управления лифтами находятся в открытых шкафах ( нарушение пункта 5.10.1. Правил N 170).
Выявленные нарушения послужили основанием должностному лицу инспекции для составления 02.04.2015 в отношении ЗАО "КОНЕ Лифтс" протокола об административном правонарушении N 08/292-р по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По материалам административного дела заместителем начальника ГЖИ Санкт-Петербурга вынесено постановление от 29.04.2015 N 2548/15 о привлечении ЗАО "КОНЕ Лифтс" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО "КОНЕ Лифтс" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, сделал ошибочный вывод, что общество является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
При этом подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В пункте 1. 1. Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: а) технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; б) осмотров; в) подготовки к сезонной эксплуатации; г) текущего ремонта; д) капитального ремонта.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация в том числе, обеспечивает соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Пунктом 3.1. постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Данная позиция отражена также в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2015 по делу N305-АД15-8357.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.
Материалами административного дела подтверждается, что ЗАО "КОНЕ Лифтс" является специализированной организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию лифтов и на основании договора подряда N 417 от 01.11.2009 осуществляет техническое обслуживание лифтов по адресу: г.Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., д.4. Следовательно, общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, то есть эксплуатирующей организацией в понимании пункта 5.10.2 Правил N 170.
Таким образом, постановление ГЖИ Санкт-Петербурга от 29.04.2015 N 2548/2015 о привлечении ЗАО "КОНИ Лифтс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях является незаконным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2015 года по делу N А56-31119/2015 отменить.
Признать незаконным постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 29.04.2015 N 2548/15 о привлечении ЗАО "КОНЕ Лифтс" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31119/2015
Истец: ЗАО "Коне Лифтс"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА