г. Самара |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А65-14985/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Хабибрахманова Ф.Р. (доверенность N 2.4-16/012145 от 09.11.2015 г.),
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2015 года по делу NА65-14985/2015 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Коттеджный посёлок "Загородная усадьба", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения от 23 марта 2015 года N 1531,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Коттеджный посёлок "Загородная усадьба" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании недействительным решения N 1531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23 марта 2015 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 20154 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв закрытого акционерного общества "Коттеджный посёлок "Загородная усадьба" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители общества и Управления налоговой службы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 16 февраля 2015 г. N 348 инспекцией принято решение от 23 марта 2015 г. N 1531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2011 г. в размере 1 241 662 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан исх. N 2.14-0-18/012926@ от 27 мая 2015 г. решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением ответчика, общество обжаловало его в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием принятия оспариваемого решения явилось применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельных участков не определялась, следовательно, подлежит применению кадастровая стоимость.
Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" вступает в законную силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Данное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановление и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 02.02.2011 за N 5.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Поскольку налоговый период по земельному налогу 2011 года не охватывается Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка спорных земельных участков.
Доводы налогового органа о необходимости применения Постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 основаны на неверном толковании закона.
В рассматриваемый налоговый период обществу принадлежали земельные участки, перечень которых приведён в акте проверки, оспариваемом решении и заявлении общества.
Расчет земельного налога произведен заявителем на основании сведений ФГБУ "Земельная кадастровая палата" Республики Татарстан о кадастровой стоимости земельных участков, кадастровые справки имеются в материалах дела. При этом по земельному участку с кадастровым номером 16:24:150305:295 земельный налог рассчитан налогоплательщиком, исходя из большей кадастровой стоимости, нежели указано в представленной кадастровой справке.
Произведённый налогоплательщиком расчет земельного налога налоговым органом не оспорен, был предметом проверки в судебном заседании и признан судом первой инстанции обоснованно верным.
Представителем налогового органа указано на отсутствие возражений относительно примененных при расчете ставок земельного налога, площади земельного налога, периода владения и периода изменения разрешенного использования земельных участков. Разногласия имеются только лишь по порядку применения кадастровой стоимости земельного участка - по Постановлению Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 или Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2008 г. N 951.
Исходя из установленного в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции периода нахождения земельных участков, сумма земельного налога в отношении всех принадлежащих обществу земельных участков составляет 462 678 руб. Произведенное налоговым органом доначисление земельного налога в сумме 1 241 662 руб. суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным и неправомерным.
В силу статей 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе в части представления (непредставления) доказательств, заявления ходатайств о проверке достоверности сведений, представленных иными участниками судебного разбирательства, а также имеющихся в материалах дела.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2015 года по делу N А65-14985/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14985/2015
Истец: ЗАО "Коттеджный поселок "Загородная усадьба", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление ФНС России по РТ