Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2016 г. N Ф04-273/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А75-8406/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11624/2015) автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2015 по делу N А75-8406/2015 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер" (ИНН 8605999625, ОГРН 1148600001110) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании действий,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер" (далее - заявитель, налогоплательщик, автошкола, АНО ДПО "Автошкола-Лидер") обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган, Инспекция) об оспаривании действий по отказу в применении системы упрощенного налогообложения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2015 по делу N А75-8406/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АНО ДПО "Автошкола-Лидер" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что в результате реорганизации к вновь созданному юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения. Таким образом, по мнению подателя жалобы, режим налогообложения юридического лица, созданного в результате преобразования, регламентируется специальной нормой и на него не распространяются требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
В письменном отзыве Инспекция возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, уведомлением от 25.12.2002 N 12 налоговая инспекция сообщила негосударственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Автошкола-Лидер" (далее - НЧОУ "Автошкола-Лидер") о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Решением единственного участника от 05.02.2014 N 1 НЧОУ "Автошкола-Лидер" реорганизовано в форме преобразования в АНО ДПО "Автошкола-Лидер".
АНО ДПО "Автошкола-Лидер" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.09.2014 и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1148600001110, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц серии 86 N 002379931 (л.д.39). Одновременно общество поставлено на налоговый учет в налоговую инспекцию, где ему присвоен ИНН 8605999625. После реорганизации общество продолжало применять упрощенную систему налогообложения.
18.03.2015 автошкола обратилась с заявлением о предоставлении уведомления о применении упрощенной системы налогообложения, на что налоговым органом 26.03.2015 предоставлен ответ о невозможности его выдачи, поскольку от заявителя уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения не поступало (л.д.41).
Заявитель 06.04.2015 обратился с письмом в адрес налогового органа, на которое получен ответ о возможности применения упрощенной системы налогообложения только путем подачи соответствующего уведомления, которое в случае создания организации должно быть подано не позднее 30 календарных дней со дня постановки на учет вновь созданной организации (л.д. 42-45).
Налогоплательщик, не согласившись с позицией Инспекции, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, которое письмом от 30.06.2015 разъяснило невозможность применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства (л.д.46-47).
Считая позицию налогового органа неправомерной, автошкола обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
18.08.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
При этом приведенные нормы права не содержат иных правил применения данного режима налогообложения и не ставят применение этой системы налогообложения в зависимость от способа создания юридического лица, то есть в части порядка применения упрощенной системы налогообложения организациями, созданными в процессе реорганизации, налоговое законодательство не содержит каких-либо особенностей.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Таким образом, по смыслу норм гражданского законодательства в результате преобразования юридическое лицо является вновь созданным.
Специальный порядок перехода юридического лица на упрощенную систему налогообложения заключается в направлении лицом, намеренным применять названный специальный режим налогообложения, уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Постановка на налоговый учет осуществляется на основании сведений о создании (или реорганизации) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110. При государственной регистрации юридического лица согласно статье 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предоставляется комплект документов, в частности заявление, учредительные документы вновь возникающего юридического лица и передаточный акт.
В рассматриваемом случае, НЧОУ "Автошкола-Лидер", применявшее упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога, прекратило деятельность и вновь возникшее общество (АНО ДПО "Автошкола-Лидер") образовалось 05.09.2014.
Согласно пункту 9 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов прекратившего свою деятельность юридического лица.
В связи с прекращением с 05.09.2014 деятельности НЧОУ "Автошкола-Лидер" в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по единому налогу за 2014 год у него закончился. Обязанности по уплате данного налога в дальнейшем не возникает, поэтому заявитель является правопреемником реорганизованного НЧОУ "Автошкола-Лидер" лишь по налогам, не уплаченным последним до указанной даты.
Соответственно, АНО ДПО "Автошкола-Лидер" в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем году, направив в налоговый орган соответствующее заявление. При отсутствии такого заявления организация применяет общий режим налогообложения.
Письмом от 30.04.2015 N 07-39/04231 налоговая инспекция разъяснила АНО ДПО "Автошкола-Лидер" указанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и это разъяснение соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.01.2008 N 15066/07.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., 1 500 руб. государственной пошлины подлежит возврату АНО ДПО "Автошкола-Лидер".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.08.2015 по делу N А75-8406/2015 - без изменения.
Возвратить автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер" (ИНН 8605999625, ОГРН 1148600001110) из федерального бюджета 1 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 608 от 04.09.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8406/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2016 г. N Ф04-273/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АНО дополнительного профессионального образования "Автошкола-Лидер", АНО ДПО "Автошкола-Лидер"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МИФНС N 5 по ХМАО-Югре