г. Пермь |
|
07 декабря 2015 г. |
Дело N А71-6876/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПБО Ижевск" (ИНН 1832088168, ОГРН 1111832001269) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 102180115010) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц 1) индивидуального предпринимателя Белкиной Т.Б., 2) индивидуального предпринимателя Снхчяна С.Н., 3) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2015 года
по делу N А71-6876/2015,
принятое судьей Н.Г. Зориной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПБО Ижевск"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики
третьи лица: 1) индивидуальный предприниматель Белкина Т.Б., 2) индивидуальный предприниматель Снхчян С.Н., 3)Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПБО Ижевск" (далее - ООО "ПБО Ижевск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - Управление) от 05.06.2015 N 019/035/160-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 26670 руб. 60 коп., начисления недоимки по страховым взносам в сумме 133 353 руб., соответствующих сумм пени (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2015 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от 05.06.2015 N 019/035/160-2015, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПБО Ижевск" в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 133353 руб., соответствующих сумм пени, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 26670 руб. 60 коп.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ПБО Ижевск".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Управление Пенсионного фонда приводит доводы о том, что в случае, если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, вне рамок видов деятельности, указанных им при регистрации, то доходы, полученные им, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и,соответственно, обложению страховыми взносами, как доход, полученный по договору оказания услуг. Выплаты, связанные с оплатой услуг по пребыванию в залах повышенной комфортности железнодорожных вокзалов и аэропортов, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не относятся к сборам за услуги аэропортов и железнодорожных вокзалов. Соответственно, взыскание с общества штрафа в связи с фактом занижения базы для начисления страховых взносов, а также неуплатой или неполной уплатой сумм страховых взносов, правомерно.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 06.04.2015 N 019/035/160-2015 Управлением в период с 06.04.2015 по 07.05.2015 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ООО "ПБО Ижевск" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки Управлением было установлено, в том числе занижение базы для исчисления страховых взносов на сумму 494 077 руб. 50 коп., в том числе в результате не включения 256497 руб. 50 коп., выплаченных предпринимателю Снхчяну С.Н. по договорам на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия и оказание услуг по уборке снега; 227880 руб., выплаченных предпринимателю Белкиной Т.Б. по договору на оказание услуг по проведению новогоднего развлекательного мероприятия; 7700 руб. выплаченного работникам возмещения расходов на пользование залами повышенной комфортности железнодорожных вокзалов и аэропортов при направлении в служебные командировки.
Результаты проверки отражены в акте от 07.05.2015 N 019/035/160-2015.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 05.06.2015 N 019/035/160-2015 о привлечении ООО "ПБО Ижевск" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании решения обществу предложено, в том числе, уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 133895 руб., пени в сумме 13799 руб., общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 26779 руб.
Считая решение в оспариваемой части незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая решение от 05.06.2015 N 019/035/160-2015 недействительным, пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в базу для начисления страховых взносов спорных сумм.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, также являются плательщиками страховых взносов (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики, относящиеся к указанной категории, уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде ООО "ПБО Ижевск" были осуществлены выплаты в адрес предпринимателя Снхчяна С.Н. в сумме 256 497 руб. 50 коп. по договору на ремонт асфальтового покрытия от 23.09.2013 и договору на оказание услуг по уборке снега от 02.12.2013, а также выплаты в сумме 227 880 руб. произведенной в адрес предпринимателя Белкиной Т.Б. по договору на оказание услуг по проведению развлекательного мероприятия.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для его принятия послужили выводы управления пенсионного фонда о необоснованном занижении базы для исчисления страховых взносов на сумму выплат, произведенных по договорам возмездного оказания услуг, заключенным между обществом и Снхчяном С.Н. и Белкиной Т.Б., зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей с иными, чем указано в договорах, видами деятельности по кодам ОКВЭД.
Как установлено судом первой инстанции, Снхчян С.Н. и Белкина Т.Б. зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и заключили договоры с ООО "ПБО Ижевск" в данном статусе.
Заключенные договоры носили гражданско-правовой характер, являлись взаимными и возмездными, имели направленность на получение четко обусловленного результата.
Из условий договоров не усматривается, что соответствующие услуги и работы подлежали выполнению Снхчяном С.Н. и Белкиной Т.Б. лично как физическими лицами.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст о введении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
Статус регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей Снхчяна С.Н. и Белкиной Т.Б. подтвержден свидетельствами о регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальные предприниматели Белкина Т.Б. и Схнчан С.Н., являясь плательщиками взносов, самостоятельно исполнили обязанность по уплате указанных взносов, таким образом, возложение обязанности по исчислению взносов на Общество приводит к повторной уплате взносов Белкиной Т.Б. и Схнчан С.Н.
Доходы, полученные от оказания услуг Обществу, отражены в соответствующих налоговых декларация предпринимателей Белкиной Т.Б. и Схнчана С.Н., с указанных доходов уплачены все соответствующие налоги и сборы.
На основании вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы Управления о действии предпринимателей в рамках договоров с ООО "ПБО Ижевск" в качестве физических лиц, ввиду отсутствия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений об осуществлении ими поименованных в договорах видов деятельности по кодам ОКВЭД, отклоняются.
Положения как Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так и Закона N 212-ФЗ не содержат положений, позволяющих определить деятельность лица как предпринимательскую по данному критерию.
В соответствии с общими положениями гражданского законодательства о правоспособности, свободе договора, гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента государственной регистрации (ст. 23 ГК РФ), при этом граждане и юридические лица свободны в заключении договоров и вправе заключать как предусмотренные, так и не предусмотренные законодательством договоры (ст. 421 ГК РФ), ограничением является противоречие договора закону (ст. 422 ГК РФ).
Включение в сведения о государственной регистрации кодов деятельности как условие определяющее объём гражданской правоспособности лица и его статуса в качестве предпринимателя, гражданское законодательство не предусматривает.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части является верным.
В части возмещения работникам затрат за пользование залами повышенной комфортности вокзалов и аэропортов при направлении в служебные командировки арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как указано в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, организации (в силу пункта 1 статьи 2 названного Закона для его целей под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации), производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (с 01.01.2011 - в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Частью 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз.
В данной норме установлен перечень не подлежащих обложению страховыми взносами расходов, связанных с командировками работников, в том числе сборы за услуги аэропортов. К сборам за услуги аэропортов относятся обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 установлены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155, и Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Плата за пользование VIP-залом указана в пунктах 4.9.1 и 4.9.2 указанного Перечня в качестве тарифов за специальное обслуживание пассажиров.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 ТК РФ на работодателя возложена обязанность возместить, в частности, расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам по общему правилу определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В соответствии с приказом генерального директора ООО "ПБО Ижевск" от 11.01.2012 установлено право работников Котова К.Ю. и Ивановой А.В. на возмещение расходов по пребыванию в залах повышенной комфортности железнодорожных вокзалов и аэропортов при направлении в служебную командировку.
Следовательно, указанным локальным нормативным актом общества, принятым в соответствии со ст.168 ТК РФ, определен порядок направления его работников в служебные командировки, порядок компенсации им расходов, связанных со служебной командировкой.
Судом сделан правильный вывод о том, что расходы по обслуживанию в VIP-залах аэропортов подлежат отнесению к командировочным расходам в силу локального нормативного акта Общества, и в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 сентября 2015 года по делу N А71-6876/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.