г. Пермь |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А71-9601/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
от заявителя прокурора Красногорского района Удмуртской Республики: Корякина В.Г., предъявлено служебное удостоверение, поручение от 13.11.2015;
от заинтересованного лица Красногорского районного потребительского общества (ОГРН 1021800675555, ИНН 1815000646): Чувашова Е.И., предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 28.08.2015;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Красногорского районного потребительского общества
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 октября 2015 года по делу N А71-9601/2015,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению прокурора Красногорского района Удмуртской Республики
к Красногорскому районному потребительскому обществу (ОГРН 1021800675555, ИНН 1815000646)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Красногорского района Удмуртской Республики (далее - прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Красногорского районного потребительского общества (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2015 Красногорское районное потребительское общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красногорское районное потребительское общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на неправильную квалификацию вменяемого административного правонарушения, при этом полагает, что за нарушение условий хранения лекарственных средств наступает ответственность по ч. 3, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ или ст. 6.3 КоАП РФ; за нарушение порядка розничной торговли лекарственными средствами - по ст.14.4.2 КоАП РФ. По существу выявленных нарушений указывает, что несоответствие температуры хранения лекарственных средств было отрегулировано до необходимой температуры в день проверки; оспаривая нарушения в части хранения глазных капель, ссылается на хранение их в потребительской упаковке, препятствующей попаданию прямого солнечного света; оспаривая нарушение в части хранения детского питания, отмечает, что детское питание не является лекарственным средством, ссылается на наличие возле стеллажа с детским питанием термометра и карточки о показателях температуры, которая соответствовала требуемой. Кроме того, указывает на несоразмерность назначенного наказания выявленным нарушениям. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Прокурор с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республике Красногорскому районному потребительскому обществу выдана лицензия от 02.12.2014 N ЛО-18-02-000558 на осуществление фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: Красногорский район, с. Красногорское, ул. Ленина, д. 60.
10.08.2015 прокуратурой Красногорского района Удмуртской Республики с привлечением специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в п. Игра проведена проверка деятельности Красногорского районного потребительского общества по вопросу соблюдения правил хранения лекарственных средств в аптечном пункте по адресу: Удмуртская Республика, Красногорский район, с.Красногорское, ул. Ленина, д. 60. Результаты проверки зафиксированы в справке от 10.08.2015 (л.д. 47).
В ходе проверки установлено:
- в нарушение п. 3 Правил хранения лекарственных средств утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н), осуществлялось хранение лекарственных средств (препараты "Экстракт алое жидкий", мазь 0,025% "Синафлан", таблетки "Эринит") с нарушением температурного режима, указанного на первичной и вторичной (потребительской) упаковке данных лекарственных средств;
- в нарушение п. 24, п. 26 Правил N 706н осуществлялось хранение лекарственных средств (глазные капли 4% "Тауфон", глазные капли 1% "Эмоксипин", глазные капли "Сульфацил-натрия", глазные капли 03 % "Ципромед", глазные капли 4% "Таурин"), требующих защиты от воздействия света, в местах, не обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
- кроме того в ходе проверки установлено, что в помещении, в котором хранится детское питание (детское пюре "Heinz", детское пюре "Бабушкино лукошко", сок "Сады Придонья", каша "Nutricia малютка"), отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометр).
В связи с чем Прокуратурой Красногорского района вынесено постановление 18.08.2015 о возбуждении в отношении Красногорского районного потребительского общества производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (л.д. 8-11).
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Красногорского районного потребительского общества к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии состава вменяемого административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В ч. 7 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.
В силу требований ч. 1, ч. 3 ст. 19 данного Федерального закона хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Из содержания постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении следует, что Красногорскому районному потребительскому обществу вменяется нарушение, выразившееся в том, что детское пюре "Heinz", детское пюре "Бабушкино лукошко", сок "Сады Придонья", каша "Nutricia малютка", в отношении которых изготовителем установлен определенный температурный режим хранения, хранится в помещении, в котором отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометр); прокурором сделан вывод о том, что нарушен режим хранения детского питания в связи с отсутствием приборов измерения и невозможностью определения температурного режима.
Между тем в нарушение требований ч. 2 ст. 26.2, ч. 1, ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ ни в справке по результатам проверки, ни в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении, прокурором не установлен факт несоответствия температуры, при которой хранилось детское питание в аптечном пункте, температурному режиму хранения, установленному изготовителем. В связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение, выразившееся в несоблюдении режима хранения детского питания, административным органом надлежащим образом не установлено и не доказано.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения (п. 24 Правил N 706н). Лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.) (п. 26 Правил N 706н).
Из материалов дела следует, что в аптечном пункте лекарственные средств (глазные капли 4% "Тауфон", глазные капли 1% "Эмоксипин", глазные капли "Сульфацил-натрия", глазные капли 03 % "Ципромед", глазные капли 4% "Таурин"), требующие защиты от действия света, хранились на открытых стеллажах при воздействии естественного и искусственного освещения, что подтверждается справкой по результатам проверки с приложенными к ней фотографиями. Довод общества о том, что на окнах помещения для хранения лекарственных препаратов имеются жалюзи (л.д. 38, 39), судом отклоняется, поскольку факт наличия защиты на окнах в ходе проверки не установлен, о данном факте также не было указано в объяснениях председателя общества Чежеговой А.В. от 18.08.2015, старшего провизора Жуйковой Т.В. от 14.08.2015, провизора Минайленко Е.Л. от 14.08.2015.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в аптечном пункте осуществлялось хранение лекарственных средств (препараты "Экстракт алое жидкий", мазь 0,025% "Синафлан", таблетки "Эринит") с нарушением температурного режима, указанного на первичной и вторичной (потребительской) упаковке данных лекарственных средств. Ссылки Красногорского районного потребительского общества на то, что несоответствие температуры хранения лекарственных средств было отрегулировано до необходимой температуры в день проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются как не свидетельствующие об отсутствии выявленного нарушения.
Факт нарушения температурного режима при хранении лекарственных средств, а также хранения лекарственных средств, требующих защиты от действия света, в местах, не обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, справкой по результатам проверки от 10.08.2015, объяснениями председателя общества Чежеговой А.В. от 18.08.2015, старшего провизора Жуйковой Т.В. от 14.08.2015, провизора Минайленко Е.Л. от 14.08.2015, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 18.08.2015, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Красногорского районного потребительского общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства при хранении лекарственных средств, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неверной квалификации выявленных нарушений, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение правил хранения лекарственных средств, а не нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными средствами и не осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Нарушение правил хранения лекарственных средств может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Данная позиция содержится, в том числе, в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2014 N 307-АД14-700, от 19.01.2015 N 306АД14-4327.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (л.д. 12). Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2015 составлено в присутствии председателя Красногорского районного потребительского общества Чежеговой А.В.
Решение суда первой инстанции о привлечении Красногорского районного потребительского общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности за данное нарушение.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначил административное наказание в размере 50 000 рублей, то есть ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного в санкции ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2015 года по делу N А71-9601/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Красногорского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9601/2015
Истец: Прокуратура Красногорского района, Прокурор Красногорского района
Ответчик: Красногорское районное потребительское общество