город Самара |
|
8 декабря 2015 г. |
Дело N А55-15890/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Буртасовой О.И. и Деминой Е.Г.,
протокол судебного заседания вела секретарь Эскина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе
товарищества собственников жилья "КМ-15", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2015, принятое по делу N А55-15890/2014 судьей Бунеевым Д.М.,
по иску Товарищества собственников жилья "КМ-15" (ОГРН 1106311003842, ИНН 6311121432), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, Министерство здравоохранения Самарской области, г. Самара, ГБУЗ СО "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района", г. Самара, Правительство Самарской области, г. Самара, о взыскании задолженности за период с 01.01.2013 по 31.05.2014 в сумме 180 701 руб. 79 коп.,
с участием:
от истца - Резникова Д.А., представитель (доверенность от 12.01.2015 N 15) (до и после перерыва),
от ответчика - Нестерова С.В., представитель (доверенность от 30.12.2014 N 432) (до и после перерыва),
от третьих лиц:
от Министерства здравоохранения Самарской области - Шевырева О.А., представитель (доверенность от 15.06.2015 N 23) (до и после перерыва),
от Правительства Самарской области - Нестерова С.В., представитель (доверенность от 31.12.2014 N 1-49/701) (до и после перерыва),
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "КМ-15", город Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара, о взыскании долга в сумме 180 701 руб. 79 коп. за период с 01.01.2013 по 31.05.2014 за техническое обслуживание общего имущества дома, расположенного по адресу: город Самара, проспект Карла Маркса, дом 15.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2014 (т.1 л.д. 96) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Министерство здравоохранения Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.11.2014 (т.1 л.д. 120) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района".
В заявлении (т.1 л.д. 131) истец просит исключить из числа ответчиков ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района".
В судебном заседании, состоявшемся 16.02.2015, истец заявил отказ от иска в части требования к ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2015 (т. 2 л.д. 111) принят отказ истца от иска в части требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района", производство по делу в этой части прекращено.
ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходатайстве, поступившем в суд первой инстанции 29.04.2015, истец уточнил исковые требования и просит взыскать с Министерства имущественных отношений по Самарской области долг в сумме 180 701 руб. 79 коп. за период с 01.01.2013 по 01.06.2014, при этом, 01.06.2014 в расчет долга не входит.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2015 (т.3 л.д. 27) ТСЖ "КМ-15" в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "КМ-15" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (т.3 л.д. 35), в которой ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2015 и принять по делу новый судебный акт, взыскав с Министерства имущественных отношений по Самарской области долг в сумме 180 701 руб. 79 коп. за период с 01.01.2013 по 01.06.2014.
Рассматривая апелляционную жалобу ТСЖ "КМ-15", арбитражный апелляционный суд определениями от 08.09.2015 (т.3 л.д. 66), от 29.09.2015 (т.3 л.д. 100), от 29.10.2015 (т.3 л.д. 150) откладывал рассмотрение дела, обязывая стороны представить соответствующие документы.
Определением арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 в связи с отпуском судьи Морозова В.А. произведена его замена на судью Демину Е.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство производится с самого начала.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 01.12.2015, до 13 час. 50 мин.
Информация о перерыве опубликована на официальном сайте Суда.
После перерыва заседание продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей, присутствующих в заседании, состоявшемся 24.11.2015.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что 20.05.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о созданном юридическом лице - ТСЖ "КМ-15", что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации (т.1 л.д. 26).
В соответствии с Уставом ТСЖ "КМ-15" (т.1 л.д. 20) целями создания и деятельности Товарищества являются совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме N 15 по улице Карла Маркса города Самары, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13" Железнодорожного района занимает в указанном доме помещение площадью 510, 60 кв. м.
Ссылаясь на нормы права Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, установив собственника помещения, ТСЖ "КМ-15" обратилось с иском в суд за защитой нарушенного права и взыскания с Министерства имущественных отношений Самарской области долга в сумме 180 701 руб. 79 коп. за техническое обслуживание общего имущества дома, расположенного по адресу: город Самара, проспект Карла Маркса, дом 15.
Требования истца о взыскании с Министерства имущественных отношений по Самарской области долга в сумме 180 701 руб. 79 коп. основаны на статьях 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что 11.10.1996 Комитет по управлению имуществом города Самары принял решение N 357 (т.1 л.д. 92) о передаче в оперативное управление муниципальному медицинскому учреждению Медико-санитарная часть N 15 помещения общей площадью 510, 6 кв.м., расположенное на 1-м этаже по проспекту Карла Маркса, 15 для размещения детской поликлиники МСЧ N 15.
На основании постановления Главы города Самары от 27.01.2005 N 10 и приказа Управления здравоохранения Администрации города Самары от 28.01.2005 N 8, произошла реорганизация муниципальных медицинских учреждений: "Городская поликлиника N 13 Железнодорожного района города Самары, МСЧ N 16 Октябрьского района города Самары, МСЧ N 15 Железнодорожного района города Самары в форме присоединения в Муниципальное медицинское учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района города Самары, с переходом к вновь образованному юридическому лицу всех прав и обязанностей (свидетельство от 25.03.2005 серии 63 N 003976855).
На основании приказа Управления здравоохранения Администрации городского округа Самара от 03.09.2007 N 182, приказа ММУ "Городская поликлиника N 13" от 01.11.2007 N 135а, Муниципальное медицинское учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района города Самары переименовано в Муниципальное медицинское учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 26.12.2011 Муниципальное медицинское учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара переименовано в муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара, осуществляющее свою деятельность согласно Уставу от 26.12.2011.
На основании приказа Министерства здравоохранения Самарской области от 14.12.2012 N 623 муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района (ГБУЗ СО СГП N 13), что подтверждено соответствующей справкой (т.3 л.д. 75).
Во исполнение части 11 статьи 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N 3441 муниципальное медицинское бюджетное учреждение "Городская поликлиника N 13" Железнодорожного района городского округа Самара передано как имущественный комплекс с 01.01.2013 в собственность Самарской области и зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено материалами дела и Свидетельством о государственной регистрации права от 06.11.2014 серии 63-АН N 182047.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого части 1 статьи 216 Кодекса, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Действующим законодательством предусмотрено, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, несет бремя содержания такого имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из содержания части 1 статьи 299 Кодекса, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Суд, получив ответ Управления Росреестра по Самарской области от 25.05.2015, установил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 20.05.2015 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на нежилое помещение площадью 510, 60 м2, расположенного по адресу: город Самара, проспект Карла Маркса, дом 15, пришел к выводу о том, что отсутствие регистрации не свидетельствует об отсутствии прав на спорное помещение.
Решением Комитета по управлению имуществом города Самары от 11.10.1996 N 357 (т.1 л.д. 92) в оперативное управление муниципального медицинского учреждения Медико-санитарная часть N 15 передано для размещения детской поликлиники МСЧ N 15 помещение общей площадью 510, 6 кв.м., расположенное на 1-м этаже по проспекту Карла Маркса, 15 (в настоящее время Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13" Железнодорожного района (ГБУЗ СО СГП N 13).
Право оперативного управления ГБУЗ СО СГП N 13 на занимаемое помещение возникло до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем на день принятия судебного акта, в силу Федерального закона, является действительным.
При этом, являясь Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области, бюджетное учреждение в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей в период, предъявленной истцом к взысканию, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что именно ГБУЗ СО СГП N 13 должно нести бремя содержания этого имущества, которое находится у него в оперативном управлении, отказав в иске к Министерству имущественных отношений Самарской области.
В возражениях на отзыв ответчика (т.1 л.д. 112) истец указывает, что оснований к взысканию долга с ГБУЗ не имеется.
В заявлении (т.1 л.д. 131) истец просит исключить из числа ответчиков ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района".
В судебном заседании, состоявшемся 16.02.2015, истец заявил отказ от иска в части требования к ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.02.2015 (т. 2 л.д. 111) принят отказ истца от иска в части требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 13 Железнодорожного района", производство по делу в этой части прекращено.
Ссылка истца на дела N N А55-22440/2012 и А55-16480/2013 и сформировавшуюся судебную практику, отклоняются арбитражным апелляционным судом, поскольку названные судебные акты приняты по иным основаниям и с учетом конкретных обстоятельств дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы изучены арбитражным апелляционным судом и подлежат отклонению, как несостоятельные и не влияющие на законность обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определен характер спорных отношений сторон, установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, в полном объеме исследованы представленные сторонами доказательства, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, способных повлиять на принятый судом первой инстанции судебный акт.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы и возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.07.2015, принятое по делу N А55-15890/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "КМ-15", г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15890/2014
Истец: ТСЖ "КМ-15"
Ответчик: ГБУС СО "Самарская ГП N 13 Железнодорожного района", Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство Управления Финансами Самарской области, Правительство самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области