г. Тула |
|
9 декабря 2015 г. |
Дело N А09-1418/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителей заинтересованного лица - Брянской таможни (г. Брянск) - Супроненко О.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 06-62/08), Саблина Д.Е. (доверенность от 13.01.2015 N 06-62/90), в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя - совместного общества с ограниченной ответственностью "Транспортпартнер" (г. Минск, Республика Беларусь, регистрационный номер - 101192726), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу совместного общества с ограниченной ответственностью "Транспортпартнер" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.09.2015 по делу N А09-1418/2015, установил следующее.
Совместное общество с ограниченной ответственностью "Транспортпартнер" (далее - общество) 06.02.2015 обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни (далее - таможня) по делу об административном правонарушении N 10102000-1832/2014 от 12.01.2015.
Решением суда от 21.09.2015 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество совершило виновное противоправное деяние, которое выразилось в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, ответственность, за что частью 1 статьи 16.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что не является субъектом административной ответственности, а запрещение таможенными органами Российской Федерации транзита санкционных товаров по территории Российской Федерации и привлечение общества к административной ответственности не согласуется с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 560), не соответствует нормам международных отношений и не имеет достаточных правовых оснований.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов.
Обществ известило о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 27.09.2014 в постоянную зону таможенного контроля Брянского таможенного поста Брянской таможни после выявления 27.09.2014 в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий факта ввоза на территорию РФ товара без соблюдения, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запрета на ввоз на территорию РФ продукции, происхождением которых является страны Европейского Союза, были доставлены транспортные средства регистрационный номер АЕ 8700-7/RT-ZX 192 под управлением водителя перевозчика СООО "Транспортпартнер" с товаром - "замороженная бескостная говядина в полиэтиленовых пакетах", на 23 паллетах, общим весом нетто 19750 кг, весом брутто 19999,5 кг, код по ТН ВЭД ТС 02023090, общей стоимостью 29625 долларов США, страна происхождения Германия.
Согласно имеющихся у водителя перевозчика товаросопроводительных документов, перевозка осуществлялась СООО "Транспортпартнер" из Германии в Узбекистан по документам: книжке МДП CARNET TIR YX73856553, CMR N б/н от 18.09.2014, инвойс N 401191 от 19.09.2014, в адрес получателя LLC "EXCELLENT DUSINESS CLASS" (Республика Узбекистан).
На основании имеющихся в ТСД отметок Гродненской региональной таможни Республики Беларусь, указанный товар 24.09.2014 прибыл на территорию Таможенного союза с регистрацией прибытия N 11216419/240914/0620128 и таможенным органом Республики Беларусь перевозчику СООО "Транспортпартнер" была открыта процедура таможенного транзита товара в Узбекистан таможенный пост "Тажен".
В результате проведения таможенного досмотра товара, по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра (АТД) N 10102030/290914/000753 от 29.09.2014, было установлено, что в грузовом отделении вышеуказанного транспортного средства находится товар - "замороженная бескостная говядина в полиэтиленовых пакетах", на 23 паллетах, общим весом нетто 19 750 кг, весом брутто 19 999,5 кг.
Учитывая, что в соответствии с Указом N 560 от 06.08.2014, постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 и Приказом ФТС N 1662 от 28.08.2014 вышеуказанный товар "замороженная бескостная говядина", код товара по ТН ВЭТ ТС 02023090 включены в перечень с/х продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, Брянской таможней в отношении общества 30.09.2014 было возбуждено дело об административном правонарушении N 10102000-1832/2014 с проведением по нему административного расследования.
Усмотрев в действиях в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями КТС и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в РФ, 27.11.2014 административным органом составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества и 12.01.2015 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N N10102000-1832/2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 101 тыс. руб.
Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенного кодекса Таможенного союза, международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 Указа N 560 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Перечень стран и товаров, на которые распространяется указанный запрет, утвержден постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
Спорный товар - замороженная бескостная говядина, страна происхождения Германия, код товара по ТН ВЭТ ТС 02023090, относится к товарам, включенным в Перечень и запрещенным к ввозу с 06.08.2014.
Между тем, по смыслу пункта 1 Указа N 560 запреты и ограничения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации.
Общество не относится к числу перечисленных лиц, поэтому не может являться субъектом административного правонарушения.
Изложенный подход согласуется с позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 30.09.2015 по делу N А62-7979/2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности и законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах требование общества о признании постановления о назначении административного наказания подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.09.2015 по делу N А09-1418/2015 отменить.
Требования совместного общества с ограниченной ответственностью "Транспортпартнер" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Брянской таможни по делу об административном правонарушении N 10102000-1832/2014 от 12.01.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1418/2015
Истец: СООО "Транспортпартнер"
Ответчик: Брянская Таможня
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1920/15
09.12.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6696/15
21.09.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-1418/15
09.07.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1920/15
13.04.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1788/15
02.03.2015 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-1418/15