Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 6 апреля 2016 г. N Ф06-7150/16 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А55-23163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Самаралестоппром" - Телятникова М.Н., доверенность от 09.01.2014 г. N 2;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 30.12.2014 г. N 425;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен;
от главы городского округа Самара - Председателя Думы городского округа Самара - не явился, извещен;
от Правительства Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 31.12.2014 г. N 1-49/697;
от администрации городского округа Самара - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу N А55-23163/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
глава городского округа Самара - Председатель Думы городского округа Самара, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
Администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаралестоппром" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, ул.Мельничная, д.1, площадью 2352 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием и территорией, необходимой для их обслуживания.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 удовлетворены апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований ОАО "Самаралестоппром" отказано.
Постановлением кассационной инстанции Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2015 г. постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А55-23163/2014 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела в апелляционном суде в судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представитель ОАО "Самаралестоппром" считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 25 ноября 2015 г. до 10 час. 30 мин. 02 декабря 2015 г., информация о котором была размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети интернет.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ОАО "Самаралестоппром" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- административное здание, назначение: нежилое здание, 2 - этажный, общая площадь 280 кв. м, инв.N 1-46072, лит. А,А1,а1, А2,а2,АЗ, адрес объекта: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский р-н, ул.Мельничная, д.1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:24101;
- нежилое здание, назначение: нежилое здание. 1 - этажный, общая площадь 130,3 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0402002:792, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АЕ N 378702 от 08.04.2011 г. и серия 63-АЛ N 118204 от 22.10.2013 г., выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 11 февраля 2013 года.
17.06.2014 года ОАО "Самаралестоппром" обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением и приложенным к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д.1, площадью 2352 3 А55-23163/2014 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.
Письмом от 17.07.2014 года N 12-1/1368/14 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Самаралестоппром" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Основанием для данного отказа послужило письмо департамента от 19.06.2014 г. N САМВ-123300, согласно которому часть объекта расположена на территории общего пользования.
В отказе Министерства сообщалось, что в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ и п.8 ст.28 ФЗ РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с действующей в части, не противоречащей ГрК РФ 2004 года, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, в опорном плане в составе проекта планировки территории отображается существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки. На плане красных линий (основном чертеже), входящем в состав графических материалов проекта планировки, должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, отображенные в опорном плане, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
В соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков.
В составе проекта планировки территории составляется также разбивочный чертеж красных линий, являющийся основой плана красных линий (основного чертежа), выполняемый в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утверждена постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30.
В соответствии с пунктами 5.2 и 5.7 Инструкции на разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов. Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).
В соответствии с пунктами 5.3.3 и 5.3.4 Инструкции действующие красные линии на разбивочном чертеже показываются красным цветом. Действующие линии, подлежащие отмене данным чертежом, зачеркиваются крестами черного цвета. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на разбивочном чертеже черным цветом, включая: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.; - дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки. Согласно п.5.11 Инструкции установление красных линий в натуре (на местности) осуществляется организациями, имеющими лицензии на проведение этих работ, и оформляется актом выноса красных линий в натуру (на местность).
В представленных суду выкопировках сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности координаты концевых и поворотных точек отображенных красных линий не указаны. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в своем письме от 19.06.2014 (л. д. 21 -22), указав координаты испрошенного земельного участка, и сделав вывод о частичном расположении участка на землях общего пользования, также не указал координаты концевых и поворотных точек установленных красных линий, в результате сопоставления которых он пришел к данному выводу.
Направляя дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что для проверки и оценки доводов общества необходимо установить факт определения в разбивочном чертеже красных линий координат концевых и поворотных точек утвержденных красных линий и установления красных линий в натуре геодезическими знаками для сопоставления с координатами поворотных точек испрошенного обществом земельного участка.
Кроме этого, необходимо установить, дав оценку установленному судом первой инстанции факту наличия существующего с 1952 года ограждения земельного участка, не допускающего его использования неограниченным кругом лиц, и с учетом разбивочного чертежа красных линий, являются ли отображенные на плане красные линии фактически существующими границами улицы Гаванской как места общего пользования либо это проектируемые (устанавливаемые) для развития уличной сети красные линии. Во втором случае отказ в предоставлении земельного участка должен быть подкреплен в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации решением о резервировании земель для муниципальных нужд, принятым в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, и/либо об изъятии земель, находящихся во владении либо пользовании юридических и физических лиц. При отсутствии таких решений правомерность отказа в предоставлении земельных участков только на основании утвержденного проекта планировки территории (при его наличии) также должна быть предметом оценки суда.
Согласно ч.2 ст.289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 29.10.2015 г. предложил Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара представить разбивочный чертеж красных линий на спорный земельный участок с указанием координат концевых и поворотных точек утвержденных красных линий, документы, подтверждающие факт установления красных линий в натуре геодезическими знаками для сопоставления с координатами поворотных точек испрошенного обществом земельного участка, а также решение о резервировании либо об изъятии земель, в пределах которых находится испрашиваемый земельный участок.
Указанные документы Министерством имущественных отношений Самарской области, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары не представлены.
Поскольку, что также указано и в постановлении кассационной инстанции по настоящему делу, обязанность доказывания факта нахождения части земельного участка за границей установленной красной линии лежит на Министерстве имущественных отношений Самарской области в силу статьи 65 АПК РФ, кроме того, в силу ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), в данном случае судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что довод Министерства и Департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст.201 АПК РФ, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу N А55-23163/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23163/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф06-421/15 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Самаралестоппром"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Глава городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры г о Самара, Правительство самарской области
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7150/16
09.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14079/15
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-421/15
02.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5736/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23163/14