г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А56-19696/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца: Козырев О.А. по доверенности от 23.11.2015
от ответчика: Романов А.Г. по доверенности от 30.04.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26020/2015) ООО "Авто-Беркут" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2015 по делу N А56-19696/2015 (судья Лобова Д.В.), принятое
по иску ООО "Управляющая компания "Развитие"
к ООО "Авто-Беркут"
об обязании заключить договор на захоронение твердых бытовых отходов
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие" (адрес: 188230, Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д. 76, лит. А, пом. 13, ИНН 7802741704, ОГРН 1117847061310; далее - истец, ООО "УК "Развитие") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут" (адрес: 188268, Ленинградская область, пос. Мшинский, ул. Комсомольская, д. 3, ИНН 4710010508, ОГРН 1024701560366; далее - ответчик, ООО "Авто-Беркут") об обязании заключить договор на захоронение твердых бытовых отходов.
Решением от 02.09.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Авто-Беркут" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие в материалах дела доказательств доминирующего положения ООО "Авто-Беркут" на рынке услуг.
В судебном заседании представитель ООО "Авто-Беркут" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "УК "Развитие" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "УК "Развитие" в соответствии с Уставом Общества осуществляет управление многоквартирными домами в г. Луга, организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов населения, обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований и т.д.
В связи с хозяйственными спорами контрагента ООО "ТрансГидромеханизация Северо-Запад" с полигоном в Лужском районе и риском возникновения перебоев с вывозом отходов компания решила заключить договор непосредственно с полигоном отходов.
05 февраля 2015 года истец письмом от 04.02.2015 исх. N 24 передал ответчику предложение о заключении договора с приложением проекта договора на захоронение твердых бытовых отходов (ТБО).
Поскольку ответ на предложение о заключении договора от ответчика не последовал, ООО "УК "Развитие" обратилось в суд с иском об обязании ООО "Авто-Беркут" заключить договор на захоронение твердых бытовых отходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем иск удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.
В пункте 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ указано, что запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика том, что ООО "Авто-Беркут" не занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке услуг, как несостоятельные, поскольку организация ответчика является единственной в Лужском районе Ленинградской области на рынке захоронения ТБО. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Допускается понуждение субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, к заключению договора, если он необоснованно уклоняется от этого и у него имеется экономическая и технологическая возможность заключить такой договор (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 2449/14 по делу N А55-14242/2013).
Как усматривается из материалов дела, ранее ТБО на этот же полигон вывозило ООО "ТрансГидромеханизация Северо-Запад" (договор N 54/14-Л от 01.04.2014). Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у ответчика экономической и технологической возможности заключить договор на захоронение ТБО с истцом. Доказательств обратно в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Согласно пунктам 2 и 5 части 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 210-ФЗ методами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление фиксированных тарифов на услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила N 520).
В силу пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 21.01.2014 N 4-П за услугу захоронения твердых бытовых отходов, оказываемых ООО "Авто-Беркут" установлены следующие тарифы:
- за период с 02.03.2014 по 30.06.2014 за тонну ТБО - 450 руб. 22 коп.;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 за тонну ТБО - 463 руб. 05 коп.;
- за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 за тонну ТБО - 463 руб. 05 коп.;
- за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 за тонну ТБО - 466 руб. 27 коп.;
- за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 за тонну ТБО - 466 руб. 27 коп.;
- за период с 01.07.2016 по 01.03.2017 за тонну ТБО - 473 руб. 62 коп.
Тариф является фиксированным. Стоимость услугу захоронения ТБО, указанная в оферте истца (с учетом того, что оферта направлена в феврале 2014 года) соответствует Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 21.01.2014 N 4-П.
По мнению ответчика, в предмете договора отходы должны подразделяться: на отходы IV класса, отходы V класса, ТБО. Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца о том, что отходы IV и V классов является разновидностью ТБО по классу опасности и за их захоронение Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области установлены тарифы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворены требования ООО "Управляющая компания "Развитие" о понуждении ответчика заключить договор на захоронение ТБО с истцом в редакции, указанной в обжалуемом решении суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2015 года по делу N А56-19696/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Беркут" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19696/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Развитие"
Ответчик: ООО "Авто-Беркут"