г. Саратов |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А12-38111/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Журовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" Ковальчука А.А., действующего по доверенности от 13.07.2015 N 23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (404103, Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Александрова, д. 59, ОГРН 1043400071550, ИНН 3435701575)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2015 года по делу N А12-38111/2015 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (404103, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Александрова, д. 59, ОГРН 1043400071550, ИНН 3435701575)
к комитету финансов Волгоградской области (400066, Волгоградская область, г.Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7, ОГРН 11043400071550, ИНН 3435701575)
заинтересованные лица: Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 19, ОГРН 1023403456944, ИНН 3444049941), прокуратура г. Волжского Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Чайковского, д. 8), первый заместитель председателя Комитета финансов Волгоградской области Зенин Евгений Владимирович (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - ООО "Овощевод", заявитель) с заявлением к комитету финансов Волгоградской области (далее - комитет финансов, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 22.07.2015 N 06-06-02-14/57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 609 497 рублей.
Решением суда от 07.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Овощевод" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, прекратить в отношении ООО "Овощевод" производство по делу об административном правонарушении.
Прокуратура г. Волжского Волгоградской области, комитет финансов возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Комитет финансов, заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 89 77236 9, N 410031 89 77237 6, N 410031 89 77238 3, N 410031 89 77239 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 30 октября 2015 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. Прокуратурой Волгоградской области, комитетом финансов заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Судом ходатайства удовлетворены. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду неправильного применения закона.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Волжского Волгоградской области в период с 10.04.2015 по 24.04.2015 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при реализации государственных, региональных и муниципальных программ в сфере развития сельского хозяйства ООО "Овощевод".
В ходе проверки прокуратурой выявлено, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 14 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции, утверждённого постановлением Правительства Волгоградской области от 12.08.2013 N 375-п, пункта 2.2.7 соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции в целях реализации ведомственной целевой программы "Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодовоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы", утверждённой приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 30.04.2013 N 106, ООО "Овощевод" несвоевременно представлен отчёт о показателях работы за 2014 год в комитет сельского хозяйства Волгоградской области, что подтверждается объяснениями бухгалтера Григорович Е.А., старшего консультанта отдела комитета сельского хозяйства Волгоградской области Шориной Н.Ю. и материалами проверки.
По мнению прокуратуры, в действиях ООО "Овощевод" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03 июля 2015 года в отношении ООО "Овощевод" вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушение юридическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления (т. 1 л.д.30-34).
22 июля 2015 года комитетом финансов вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 06-06-02-14/57 о привлечении ООО "Овощевод" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 609 497 рублей (т. 1 л.д.19-28).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО "Овощевод" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции. Административный орган не доказал наличие события правонарушения, вменённого ООО "Овощевод", правонарушение неверно квалифицировано по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных органов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Частью 1 статьи 12 Закона Волгоградской области от 20.12.2013 N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон Волгоградской области N 182-ОД) в расходной части областного бюджета по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" раздела 0400 "Национальная экономика" классификаций расходов областного бюджета предусмотрены субсидии на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса в 2014 году в сумме 1057818,8 тыс. руб.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Волгоградской области N 182-ОД государственная поддержка в сфере агропромышленного комплекса осуществляется министерством сельского хозяйства Волгоградской области на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители).
Приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 30.04.2013 N 106 утверждена ведомственная целевая программа "Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013 - 2015 годы".
Согласно части 3 статьи 12 Закона Волгоградской области N 182-ОД порядок и условия предоставления субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 12.08.2013 N 375-п утверждён Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции, при соблюдении следующих условий: обязательство сельскохозяйственного товаропроизводителя по достижению роста показателей работы сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанных в приложении 1; отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и (или) банкротства; представление отчётности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, по формам, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; заключение соглашения о предоставлении субсидий между министерством сельского хозяйства и сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В силу пункта 6 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат за текущий и предшествующий годы на выполнение работ по строительству логистических центров (хранилищ овощей, фруктов), производственных объектов по переработке плодоовощной продукции.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие субсидии, до 20 января очередного финансового года представляют в министерство сельского хозяйства отчёт о показателях работы сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку для оценки эффективности оказания финансовой поддержки.
30 сентября 2014 года между министерством сельского хозяйства Волгоградской области и ООО "Овощевод" заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство логистических центров и производственных объектов по переработке плодоовощной продукции в целях реализации ведомственной целевой программы "Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодовоовощной продукции на территории Волгоградской области на 2013-2015 годы", утверждённой приказом министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 30.04.2013 N 106 (далее - Соглашение).
Во исполнение данного соглашения министерством сельского хозяйства Волгоградской области предоставлена ООО "Овощевод" субсидия в размере 50% затрат строительства на общую сумму 30 474 851,00 руб.
В силу пункта 2.2.1 Соглашения товаропроизводитель обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов, установленных в приложении к соглашению.
Согласно пункту 2.2.7 Соглашения сельхозтоваропроизводитель, получивший субсидию, до 20 января очередного финансового года представляет в министерство сельского хозяйства отчёт о показателях работы сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению 8 к Порядку для оценки эффективности оказания финансовой поддержки.
Административным органом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм ООО "Овощевод" отчёт о показателях работы за 2014 год в комитет сельского хозяйства Волгоградской области представлен только в феврале 2015 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Овощевод" к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в данном случае совершённое заявителем нарушение неверно квалифицировано по указанной норме и не является нарушением условий предоставления субсидий.
Как было указано ранее, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Условия предоставления субсидий установлены пунктом 4 Порядка.
Из буквального толкования пункта 14 Порядка и пункта 2.2.7 Соглашения следует, что требование о представлении в министерство сельского хозяйства отчёта до 20 января очередного финансового года о показателях работы сельскохозяйственного товаропроизводителя не является условием для предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определённых документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением.
Таким образом, в указанном случае требование о представлении в министерство сельского хозяйства отчёта до 20 января очередного финансового года о показателях работы сельскохозяйственного товаропроизводителя не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии. Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на её получение.
Указанный подход, согласно которому нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий, нашёл отражение и в сложившейся на настоящий момент судебной практике: постановление ФАС Поволжского округа от 05.05.2014 по делу N А55-17841/2013, постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2012 по делу N А55-27720/2011, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 по делу N А46-11426/2013, постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2012 по делу N А76-18179/2011.
Таким образом, учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях ООО "Овощевод" отсутствует состав указанного правонарушения.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого Обществу.
Отсутствие события и состава вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Таким образом, имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2015 по делу N А12-38111/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области Зенина Евгения Владимировича от 22.07.2015 N 06-06-02-14/57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 609 479 (шестьсот девять тысяч четыреста семьдесят девять) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38111/2015
Истец: ООО "Овощевод"
Ответчик: Комитет финансов Волгоградской области
Третье лицо: Комитет сельского хозяйства Волгоградской области, Прокуратура г. Волжского Волгоградской области, Первый заместитель председателя Комитета финансов Волгоградской области Зенин Е. В., Первый заместитель председателя Комитета финансов Волгоградской области Зенин Евгений Владимирович, прокуратура Волгоградской области, Прокуратура г. Волжский Волгоградской области