г. Вологда |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А66-6078/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2015 года по делу N А66-6078/2015 (судья Белов О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488; место нахождения: 119034, город Москва, переулок Гагаринский, дом 3, далее - ОАО "Россельхозбанк") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калязинском районе Тверской области (ОГРН 1026901663360, ИНН 6910011870; место нахождения: 171573, Тверская область, город Калязин, улица Коминтерна, дом 54, далее - фонд) от 03.04.2015 N 1, незаконными действий фонда, выразившихся в направлении для исполнения решения от 03.04.2015 N 1, письма от 17.04.2015 N 05-19/2457 с реквизитами для уплаты штрафа, а также об обязании фонд произвести возврат 20 176 руб. 76 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Россельхозбанк" переименовано в акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488; место нахождения: 119034, город Москва, переулок Гагаринский, дом 3, далее - банк), в подтверждение чего представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.10.2015.
Банк с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, решение суда считает законным и обоснованным. Ходатайством от 01.12.2015 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.01.2013 банком в соответствии с условиями договора специального банковского счёта, открываемого поставщику, от 15.01.2013 N 12-441 (далее - договор банковского счёта) открыт банковский счёт N 40821810919120000009 муниципальному бюджетному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства Калязинского района" (далее - учреждение).
В связи с неуплатой учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в срок, установленный статьёй 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Фондом 05.02.2015 было предъявлено инкассовое поручение N 07802170007340 на сумму 1 323 715 руб. 62 коп. к вышеуказанному специальному счёту учреждения в банке.
Банком указанное инкассовое поручение письмом от 06.02.2015 N 019-20-34/406 возвращено фонду без исполнения со ссылкой на пункт 2.1 договора банковского счёта и требования Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ).
Фондом проведена проверка выполнения банком обязанностей, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, по результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.04.2015 N 1, которым банк привлечён к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 20 176 руб. 79 коп., который банком уплачен по реквизитам, указанным в письме фонда от 17.04.2015 N 05-19/2457.
Не согласившись с указанными решением и действиями фонда, банк обратился в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Федеральным законом срок поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
В силу частей 1 и 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путём направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очерёдности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору банковского счёта банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счёта), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту.
Согласно пункту 2 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счёта клиента может быть осуществлено банком без распоряжения клиента в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом, а также по решению суда.
Согласно части 3 статьи 24 Закона N 212-ФЗ поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днём получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В соответствии с частью 6 названной статьи Закона N 212-ФЗ при невозможности исполнения поручения плательщика страховых взносов или поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в срок, установленный настоящей статьёй, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днём истечения установленного настоящей статьёй срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения плательщика страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка и плательщику страховых взносов, о неисполнении (частичном исполнении) поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который направил это поручение, и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчётные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счёта.
Из положений пункта 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ следует, что счета (счёт) - расчётные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счёта, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
Счёт N 40821 "Специальный банковский счет платёжного агента, банковского платёжного агента (субагента), поставщика" введён Указанием Центрального банка Российской Федерации от 25.11.2009 N 2343-У; этот счёт является одним из видов специальных банковских счетов, которые в соответствии с пунктом 2.8 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии с положениями Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4).
Согласно части 19 статьи 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счёту поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счёта платёжного агента; списание денежных средств на банковские счета.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно указал, что открытый в банке специальный банковский счёт учреждения N 40821810919120000009 полностью соответствует понятию счёта, данному в пункте 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ (открыт в банке, на основании договора банковского счёта, на него зачисляются денежные средства, поступающие за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, то есть денежные средства, принадлежащие поставщику (учреждению), с него списываются денежные средства на другие банковские счета), а следовательно, на него полностью распространяются положения статей 19 и 24 Закона N 212-ФЗ.
Судом правомерно учтена позиция Министерства финансов Российской Федерации, изложенная в письме от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226, которым разъяснено, что специальный банковский счёт N 40821 относится к счетам, о которых сказано в пункте 2 статьи 11 НК РФ, следовательно, приостановление операций по счетам платежного агента в банках распространяется и на его средства на специальном счёте N 40821.
Кроме того, по информации Центрального банка Российской Федерации от 22.02.2012 "Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (опубликовано в "Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ", N 8, август, 2012 (часть II)) поскольку специальные банковские счета платёжного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платёжного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счёту платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в отношении специального банковского счёта банки исполняют обязанности, установленные законодательством о страховых взносах применительно к счетам в понимании пункта 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, а также исходя из того, что нормами Закона N 103-ФЗ не установлено каких-либо ограничений в отношении возможности списания денежных средств, находящегося на специальном счёте, являющемся одним из видов банковских счетов, фондом правомерно было выставлено инкассовое поручение к спорному счету учреждения.
Неисполнение указанного поручения банком влечёт ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях банка состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 51 Закона N 212-ФЗ. При этом вина банка в совершении указанного нарушения материалами дела подтверждена, штраф в размере 20 176 руб. 76 коп. соразмерен последствиям совершенного нарушения и степени его общественной опасности с учетом неисполнения банком инкассового поручения в отсутствие законных к тому оснований.
При указанных обстоятельствах, как обоснованно указано судом первой инстанции, оспариваемое решение фонда соответствует Законам N 212-ФЗ, 103-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов банка в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку оспариваемое решение фонда является правомерным, также правомерными являются и действия фонда, выразившиеся в направлении для исполнения этого решения, а также письма от 17.04.2015 N 05-19/2457 с реквизитами для уплаты штрафа, а уплаченная банком сумма штрафа не является излишне взысканной и возврату не подлежит.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных банком требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применил нормы материального права и принял законное решение, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы банка не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2015 года по делу N А66-6078/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6078/2015
Истец: ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Тверского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калязинском районе Тверской области