город Ростов-на-Дону |
|
14 декабря 2015 г. |
дело N А32-22851/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
при участии:
от государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани" - Лехова И.В. по доверенности от 07.12.2015 и Сафоновой Е.А. по доверенности от 08.07.2015;
от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края - Петросяна Р.Л. по доверенности от 07.10.2015;
от Контрольно-счетной палаты Краснодарского края - Хизриева Д.З. по доверенности от 15.07.2015 и Мороза М.Ю. по доверенности от 09.02.2015;
от департамента молодежной политики Краснодарского края - Серопол Р.Ю. по доверенности от 01.09.2015 и Лихтиной Е.А. по доверенности от 01.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 по делу N А32-22851/2015, принятое судьёй Федькиным Л.О.,
по заявлению государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани"
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края,
при участии третьих лиц: Контрольно-счетной палаты Краснодарского края и департамента молодежной политики Краснодарского края,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани" (далее - ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) от 19.06.2015 о назначении административного наказания по делу N 56-771 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 465 194,80 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Контрольно-счетная палата Краснодарского края (далее - счетная палата) и департамент молодежной политики Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указало, что при вынесении решения суд ошибочно разграничил основания выдачи маршрутных листов, основываясь на конструкции пункта 5.12 Положения о порядке организации и проведения поисковой работы в Краснодарском крае, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.07.2000 N 519 (далее - Положение N 519). Указанное постановление предусматривает разные объекты выдачи маршрутных листов, а не основания их выдачи. Заявитель также ссылается на указание в государственном задании на 2014 год показателя оказания государственной услуги - выдача маршрутных листов и определение объемного показателя в количестве 65 единиц. Учреждение полагает, что данный показатель был выполнен в полном объеме. Выдача всех маршрутных листов осуществлялась в соответствии с порядком, установленным в государственном задании. Предметом заключенных государственных контрактов не является обязанность выдачи маршрутных листов учреждением. Участниками торгов могли стать не только поисковые организации, но и любые субъекты малого предпринимательства или общественные организации. В случае если бы аукцион выиграла не поисковая организация, то учреждение не смогло бы выдать маршрутный лист заявителю. Таким образом, заключение контракта не является основанием для выдачи маршрутного листа. Выдача маршрутного листа производится в рамках оказания государственной услуги "Обеспечение организации и проведения поисковой работы на территории Краснодарского края". Финансирование деятельности учреждения на выдачу маршрутных листов осуществлялось в рамках государственного задания. Мероприятия по реализации годового плана учреждение осуществляло посредством заключения контрактов по организации и проведению поисково-разведовательных и эксгумационных работ. В соответствии с условиями данных контрактов, выдача маршрутных листов не является объектом, на которые выделяются целевые субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент молодежной политики Краснодарского края просил отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и Контрольно-счетная палата Краснодарского края просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" и департамента молодежной политики Краснодарского края просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 12.01.2015 N 01-р в рамках контрольного мероприятия "Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных в 2014 году на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Молодежь Кубани" и на обеспечение деятельности (выполнение функций) департамента молодежной политики Краснодарского края (в том числе аудит в сфере закупок)" 07.05.2015 проведена проверка ГБУ КК "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани" в части использования средств краевого бюджета, выделенных в 2014 году на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Молодежь Кубани".
В ходе проверки установлено, что учреждением не выполнены объемные показатели исполнения государственной услуги "Обеспечение организации и проведения поисковой работы на территории Краснодарского края" в части выдачи маршрутных листов на право проведения комплексных поисковых работ. Объемный показатель - "количество выданных маршрутных листов", составил 44 единицы (67,7%), что на 21 единицу (32,3%) меньше объема услуг, установленного в государственном задании. Учреждением необоснованно отнесена часть маршрутных листов к мероприятиям в рамках предоставления государственной услуги, не исполнена обязанность по оказанию государственных услуг в соответствии с требованиями к объему оказания услуг, определенных в государственном задании.
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 07.05.2015, должностным лицом Контрольно-счетной палаты Краснодарского края составлен протокол об административном правонарушении от 05.06.2015 N 008-П/2015 в отношении юридического лица - государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани" по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела направлены в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края для рассмотрения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении департаментом вынесено постановление от 19.06.2015 N 56-771, согласно которому ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 процентов от суммы средств (23 259,74 тыс. рублей), полученных из краевого бюджета с нарушением условий предоставления субсидии, в размере 465 194,80 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спор по настоящему делу в части установления события административного правонарушения сводится к решению вопроса о том, является ли выдача маршрутных листов (листов согласования поисковых работ) лицам, заключившим государственный контракт на проведение поисковых работ по результатам торгов, государственной услугой.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 3). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 6).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственное задание формируется для бюджетных учреждений соответствующим органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом департамента молодежной политики Краснодарского края от 27.12.2013 N 734 учреждению утверждено государственное задание на 2014, которым определены две государственные услуги общим объемом 298 единиц и суммой финансового обеспечения выполнения государственного задания - 23 259,74 тыс. рублей, в том числе: создание условий по гражданско-патриотическому воспитанию и допризывной подготовки молодежи (182 единицы, сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания - 12 221,04 тыс. рублей); обеспечение организации и проведения поисковой работы на территории Краснодарского края (116 единиц, сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания -11 038,70 тыс. рублей).
Одним из объемных показателей государственной услуги "Обеспечение организации и проведения поисковой работы на территории Краснодарского края" определена выдача маршрутных листов на право проведения комплексных поисковых работ в количестве 65 единиц.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления государственной услуги: "Обеспечение организации и проведения поисковой работы на территории Краснодарского края", утвержденного приказом департамента молодежной политики Краснодарского края от 29.07.2014 N 262 (далее - Порядок от 29.07.2014 N 262), результатом предоставления государственной услуги, в том числе является выдача маршрутного листа.
Данная государственная услуга предоставляется бесплатно при поступлении письменного обращения организации-заявителя, которое должно содержать указание конкретного методического мероприятия и (или) запрашиваемый методической, справочной информации и (или) просьбу о включении организации в реестр общественных поисковых организаций и и(или) просьбу о выдаче маршрутного листа (п.2.8, 23 Порядка от 29.07.2014 N 262).
Кроме того ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" разработан годовой план полевых поисковых работ на территории Краснодарского края на 2014 год (т. 1 л.д. 155-158), который содержит перечень мест и сроки проведения работ. На основании данного плана учреждением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведены торги и заключены контракты на оказание услуг по организации и проведению поисково-разведовательных и эксгумационных работ, согласно которым учреждение является заказчиком.
В целях реализации вышеуказанных мероприятий ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" в 2014 получило субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и на реализацию государственной молодежной политики в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что учет операций с субсидиями на выполнение государственного задания производится с использованием лицевого счета 834.51.488.0, а учет операций с субсидиями на иные цели с использованием лицевого счета 834.61.488.0.
В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2014 между ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" и департаментом молодежной политики Краснодарского края заключено соглашение от 09.01.2014 N б/н о порядке и условиях предоставления субсидии.
Подпунктом 2.3.1. пункта 2.3. Соглашения от 09.01.2014 N б/н и подпунктом 2.5.1. пункта 2.5. дополнительного соглашения от 23.09.2014 N 4 к соглашению от 09.01.2014 предусмотрено, что одним из условий предоставления учреждению субсидии является обязанность ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями к объему оказания государственных услуг, определенных в государственном задании (т.1 л.д. 129-132).
Согласно приложению к Соглашению объём субсидии установлен в размере 23 259,74 тыс. рублей и соответствует сумме финансового обеспечения выполнения государственного задания в объеме - 298 ед., установленной государственным заданием. Указанная сумма субсидии в полном объёме перечислена учреждению в соответствии с графиком, являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Оплата по заключенным по результатам проведенных торгов контрактам осуществляется за счет субсидий, полученных учреждением из бюджета на иные цели в соответствии с кодом целевой субсидии 151109001, не связанные с выполнением государственного задания.
Таким образом, порядок субсидирования, на цели предоставления государственной услуги отличается от порядка субсидирования в иных целях, в том числе на заключение контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе, по которым учреждение является заказчиком.
Порядок выдачи маршрутных листов урегулирован Положением о порядке организации и проведения поисковой работы в Краснодарском крае, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.07.2000 N 519.
В соответствии с пунктом 5.12 Положения N 519 учреждение выдает маршрутный лист поисковым организациям, с которыми заключен договор на выполнение поисковых работ за счет средств краевого бюджета, а также организациям, подавшим заявку на заключение договора и выдачу маршрутного листа (при проведении поисковых работ за счет любых других источников финансирования).
Судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о различной правовой природе получения маршрутных листов на проведение поисковой работы заявителем в рамках оказания государственной услуги и исполнителем государственного контракта, заключенному по результатам торгов в целях удовлетворения нужд учреждения или в интересах субъекта Российской Федерации.
Выдача маршрутных листов на право проведения поисковых работ, предоставляемая в рамках государственного задания, направлена на предоставление услуг неопределенному кругу лиц и связана с достижением их собственных целей и задач, не предполагает достижения каких-либо выгод самим учреждением, и сама по себе является услугой, а выдача маршрутных листов в рамках реализации государственного контракта обеспечивает исполнителю возможность приступить к исполнению контракта в рамках гражданско-правовых отношений при этом круг лиц, имеющих право на получение согласования ограничен в пределах заключенного контракта, кроме того, исполнитель, оказывает услугу по государственному контракту возмездно и в интересах учреждения, являющегося заказчиком.
Таким образом, получение маршрутного листа в рамках заключаемого контракта не представляет собой государственную услугу, в связи с чем выдача 48 маршрутных листов в рамках 15 государственных контрактов неправомерно отнесена учреждением к числу оказанных государственных услуг.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, учреждением допущено нарушение условий предоставления субсидий.
При таких обстоятельствах вина учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ доказана.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции
При исследовании порядка привлечения учреждения к ответственности, судом нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении оспариваемого постановления не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 05.06.2015 составлен в присутствии законного представителя ГБУ КК "Кубаньпатриотцентр" руководителя учреждения Дикого Р.А., о чем свидетельствует его подпись в протоколе. Постановление о назначении административного наказания от 19.06.2015 вынесено в присутствии руководителя учреждения Дикого Р.А., о чем свидетельствует его подпись.
Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, размер назначенного административного штрафа соответствует санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 октября 2015 года по делу А32-22851/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22851/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение "Центр патриотического воспитания молодежи Кубани", Центр патриотического воспитания молодежи Кубани
Ответчик: департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Департамент молодежной политики Краснодарского края, Контрольно-счетная палата, Контрольно-счетная палата Краснодарского края, Департамент финсово-бюджетного надзора КК