город Воронеж |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А08-6262/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ЗАО Агросоюз "Авида": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области: Курганской И.А., представителя по доверенности от 10.08.2015, Каторгина А.И., представителя по доверенности от 29.04.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Агросоюз "Авида" (ИНН 3119006421, ОГРН 1053102503398) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.10.2015 по делу N А08- 6262/2015 (судья Танделова З.М.) по заявлению ЗАО Агросоюз "Авида" к Управлению Росприроднадзора по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) о признании недействительным решения N 1150 от 29.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Агросоюз "Авида" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Белгородской области (далее - Управление, государственный орган) о признании незаконным решения N 1150 от 29.06.2015 об отказе в выдаче разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади ЗАО Агросоюз "Авида" и просит обязать Управление Росприроднадзора по Белгородской области выдать ЗАО Агросоюз "Авида" разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Решением суда от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Закрытое акционерное общество Агросоюз "Авида" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что порядок выдачи разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты изложен в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным Приказ Минприроды России от 09.01.2013 N 2. Росприроднадзор по Белгородской области не обосновал свой отказ в соответствии с п.4 ст. 23 Закона об охране окружающей среды.
В отзыве на жалобу Управление Росприроднадзора по Белгородской области указывает, что нормативы для почвы в настоящее время отсутствуют, в связи с чем отсутствует и методика установления нормативов допустимых сбросов на рельеф местности. Сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований законодательства, ответственность за которое предусмотрена гл. 8 КоАП РФ.
В судебное заседание ЗАО Агросоюз "Авида" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ЗАО Агросоюз "Авида" обратилось в Управление Росприроднадзора по Белгородской области с заявлением от 24.03.2015 б/N о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади вместе с проектом сброса загрязняющих веществ, поступающих на рельеф с дождевыми и талыми водами ( л.д.10).
Письмом от 29.06.2015 N 1150 Управление Росприроднадзора по Белгородской области отказало ЗАО Агросоюз "Авида"" в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у Управления полномочий на выдачу разрешений на сбросы загрязняющих веществ, поступающих на рельеф местности с дождевыми и талыми водами, а также в связи тем, что нормативными правовыми актами не определены: порядок установления нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади; органы государственной власти, наделенные полномочиями по установлению таких нормативов и лимитов на сбросы на водосборные площади; не разработаны методические документы, регламентирующие порядок разработки, критерии показатели, определяющие допустимое негативное воздействие при сбросе загрязняющих веществ на водосборные площади (л.д.11).
Считая решение N 1150 от 29.06.2015 незаконным, Закрытое акционерное общество Агросоюз "Авида" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в настоящее время методика определения нормативов допустимых сбросов на водосборные площади и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, лимиты таких сбросов не установлены, орган по согласованию и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади не определен.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Материалы дела свидетельствуют, что Общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади вместе с проектом сброса загрязняющих веществ, поступающих на рельеф с дождевыми и талыми водами.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, сбросы в водные объекты и на водосборные площади отнесены законодателем к одному виду негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены ставки платы за сбросы в водные объекты в пределах допустимых нормативов.
Эти же ставки платы могут использоваться и при расчете платы за сбросы на водосборные площади как за один и тот же вид воздействия.
При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты" (утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998).
То же самое относится и к содержащемуся в Методических указаниях положению о том, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывается как сверхлимитный сброс.
Следовательно, Методические указания не изменяют положений законодательства, которым устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 20.02.2014 N СН-08-02-31/2469 "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади" в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса. При этом плата за сброс осуществляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного коэффициента, предусмотренного пунктом 6 постановления N632 (л.д. 35).
Аналогичная позиция изложена также в письмах Росприроднадзора от 07.04.2014 N ВК-08-02-36/4933 (л.д.31), от 18.11.2014 NСМ-08-02-33/18383 (л.д. 38-39).
С учетом приведенной позиции Росприроднадзора общество не имело реальной возможности получить в территориальном органе этого ведомства необходимое разрешение, поскольку порядок выдачи такого разрешения не регламентирован.
Таким образом, Управление Росприроднадзора по Белгородской области законодательно в настоящее время не наделено полномочиями по установлению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади и выдачи соответствующего разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Порядок выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади не регламентирован, следовательно, нельзя рассматривать действия Управления по отказу в выдаче соответствующего разрешения как нарушение требований законодательства.
В качестве довода жалобы указывается, что порядок выдачи разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты изложен в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным Приказ Минприроды России от 09.01.2013 N 2.
Данный довод жалобы является несостоятельным, поскольку согласно п. 14 Административного регламента при наличии утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и при условии, что достижение нормативов допустимого сброса обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались. Нормативы для почвы в настоящее время отсутствуют, в связи с чем отсутствует и методика установления нормативов допустимых сбросов на рельеф местности. Законодательно не урегулирован сброс в водный объект или сброс в центральную систему водоотведения. Нормативы допустимых сбросов, установленные в законодательном порядке, Обществом не представлены.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения N 1150 от 29.06.2015 об отказе в выдаче разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади ЗАО Агросоюз "Авида".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1500 рублей.
При подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в сумме 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1181 от 12.11.2015.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.10.2015 по делу N А08-6262/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6262/2015
Истец: ЗАО Агросоюз "Авида"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области