Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф04-1045/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А46-9676/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12854/2015) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2015 по делу N А46-9676/2015 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Салимова Хасана Джалиловича (ИНН 550335657837, ОГРНИП 308554314100057) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным решения и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс С.А. (по удостоверению, по доверенности N 53 от 24.06.2015 сроком действия 1 год);
от индивидуального предпринимателя Салимова Хасана Джалиловича - Дмитренко Н.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 13.08.2015 сроком действия 1 год);
установил:
Индивидуальный предприниматель Салимов Хасан Джалилович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Салимов Х.Д.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент), уточнённым в судебном заседании 17.09.2015 в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по отказу индивидуальному предпринимателю Салимову Хасану Джалиловичу в выдаче разрешения на строительство объекта: "Кафе с летней верандой по адресу: ул. Масленникова, 144/2 в Октябрьском административном округе г. Омска", содержащемуся в письме от 06.08.2015 N Исх-ОГ-АГ-/1304; в качестве способа восстановления права обязать Департамент в трёхдневный срок выдать разрешение на строительство указанного объекта.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.09.2015 по делу N А46-9676/2015 заявленные требования удовлетворены в части.
Признано незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска по отказу индивидуальному предпринимателю Салимову Хасану Джалиловичу в выдаче разрешения на строительство объекта: "Кафе с летней верандой по адресу: ул. Масленникова, 144/2 в Октябрьском административном округе г. Омска", содержащемуся в письме от 06.08.2015 N Исх-ОГ-АГ-/1304.
Суд обязал Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Салимова Хасана Джалиловича путём выдачи разрешения на строительство указанного объекта (Кафе с летней верандой по адресу: ул. Масленникова, 144/2 в Октябрьском административном округе г. Омска) в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на том, что проектная документация не соответствует требованиям пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка N RU 55301000-0000000000007712.
Департамент указывает на то, что пункт 2.2.4 градостроительного плана содержит требование о необходимости соблюдения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, проектом планировки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным проставлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п, проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п.
Податель жалобы обращает внимание, что проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:2217 расположен в зоне действия публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры, размещение кафе на земельном участке не предусмотрено.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ИП Салимов Х.Д. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ИП Салимова Х.Д. возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
18.01.2011 предприниматель обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения кафе с летней верандой, с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: южнее 2-этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" с почтовым адресом: город Омск, ул. Масленникова, д. 144/2.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило в адрес Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявление и приложенные к нему документы с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства объекта - кафе с летней верандой.
Письмом от 13.07.2011 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в Главное управление по земельным ресурсам Омской области акт о выборе земельного участка для строительства кафе с летней верандой южнее 2-этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" по ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе г.Омска, для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 26.07.2011 N 0202/7360 Главное управление по земельным ресурсам Омской области проинформировало предпринимателя Салимова Х.Д. о результатах рассмотрения заявления о выборе земельного участка от 18.01.2011, указало на то, что в соответствии с градостроительным заключением от 10.06.2011 N 265 размещение кафе на испрашиваемом земельном участке невозможно в связи с несоответствием градостроительной документации (Проекту планировки территории), перспективой застройки прилегающей территории, а также несоблюдением планировочных ограничений (санитарных норм от границы земельного участка до боксовых гаражей).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2012 по делу N А46-14094/2011, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.10.2012, выраженный в письме от 26.07.2011 N 02-02/7360 отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области в размещении кафе с летней верандой южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос", имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе города Омска, признан незаконным.
Суд также обязал Главное управления по земельным ресурсам Омской области принять решение о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Салимову Хасану Джалиловичу места размещения кафе с летней верандой, утверждающее акт о выборе земельного участка, подготовленного в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" по ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском АО г. Омска, утверждённой распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.05.2011 N 492-р.
Во исполнение указанного судебного акта распоряжением от 30.07.2012 N 1828-р Главное управления по земельным ресурсам Омской области утвердило прилагаемый акт о выборе земельного участка для строительства объекта - кафе с летней верандой; предварительно согласовало место размещения кафе с летней верандой южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос" по ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе города Омска на формируемом земельном участке согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 19.05.2011 N 492-р.
24.09.2012 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Салимовым Хасаном Джалиловичем (Арендатор) заключён договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, N ДГУ/12-2843-0-35, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок площадью 900 кв.м, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, и относящийся к категории земель населённых пунктов, именуемый в дальнейшем Участок, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору; кадастровый номер Участка 55:36:120304:2217; местоположение Участка: установлено примерно в 15 м южнее относительно 2-этажного здания спортивно-развлекательного комплекса "Альбатрос", имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Масленникова, д. 144/2; цель использования Участка: строительство кафе с летней верандой; разрешённое использование Участка: для строительства кафе с летней верандой.
Распоряжением от 03.12.2013 N 3259-р Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36.120304:2217, расположенного в 15 метрах южнее здания по улице Масленникова, дом 144, корпус 2 в Октябрьском административном округе города Омска, N RU55301000-0000000000007712.
28.07.2015 предприниматель обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: кафе с летней верандой по адресу: ул. Масленникова, д. 144/2 в ОАО города Омска.
Рассмотрев указанное обращение, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме от 06.08.2015 N Исх-ОГ-АГ-/1304 указал, что "Проектная документация, представленная Заявителем, не соответствует разделу 2.2.4 градостроительного плана земельного участка 55:36:120304:2217, утверждённого распоряжением департамента архитектуры от 03.12.2013 N 3259-р в части соблюдения требований, установленных в проекте межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога -улица 2-я Производственная -улица 25-я Линия -улица Лермонтова -улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска в связи с утвержденной постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п, согласно которому часть проектируемого объекта и земельного участка расположена в зоне действия публичных сервитутов для прохода или проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры, другая часть - в зоне размещения линейных объектов (застроенная территория). Строительство кафе с летней верандой на данной территории не предусмотрено. Учитывая, что в настоящее время принято постановление Администрации города Омска от 27.07.2015 N 988-п "О приостановлении действия пункта 1 постановления Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п" рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства будет возможно только после возобновления действия приостановленного правового акта_".
Полагая, что такой отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
18.09.2015 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 06.08.2015 N Исх-ОГ-АГ-/1304 следует, что отказ индивидуальному предпринимателю Салимову Х.Д. в выдаче разрешения на строительство объекта: кафе с летней верандой по адресу: ул. Масленникова, д. 144/2 в ОАО города Омска мотивирован несоответствием документов требованиям градостроительного плана земельного участка со ссылкой на часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в частности, орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции (2); выдаёт разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
При этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заинтересованным лицом (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, к заявлению от 28.07.2015 предпринимателем были приложены следующие документы:
1. Договор аренды N ДГУ/12-2843-0-35 - 9 листов - 1 экз.;
2. Распоряжение N 3259-р от 03.12.2013 - 1 лист- 1 экз.;
3. Градостроительный план - 8 листов - 1 экз.;
4. Пояснительная записка 0814-113 том 1-13 листов - 1 экз.;
5. Схема планировочной организации земельного участка 0814-ПЗУ том 2-12 листов - 1 экз;
6. Сводный план сетей - 1 лист- 1 экз.;
7. Архитектурные решения 0814-АР1 том 3-14 листов - 1 экз.
8. Архитектурные решения 0814-АР2 том 4-8 листов - 1 экз.;
9. Проект организации строительства 0814-ПОС том 5-30 листов
10. Доверенность N 55АА 1125744 от 13.04.2015 - 1 лист - 1 экз.
Как указывалось выше, по мнению Департамента, представленные предпринимателем документы проектной документации не соответствуют требованиям пункта 2.2.4. градостроительного плана земельного участка (в части соблюдения требований, установленных в проекте межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога -улица 2-я Производственная -улица 25-я Линия -улица Лермонтова -улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п, согласно которому часть проектируемого объекта и земельного участка расположена в зоне действия публичных сервитутов для прохода или проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры, другая часть - в зоне размещения линейных объектов (застроенная территория). Строительство кафе с летней верандой на данной территории не предусмотрено).
Пунктом 2.2.4 градостроительного плана N RU 55301000-0000000000007712 предусмотрены "иные показатели", в том числе: обеспечить выполнение общих требований в части предельных размеров земельного участка и предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных статьёй 44 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии с проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия -улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утверждённым постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п (зона размещения спортивно-зрелищных и физкультурно-оздоровительных объектов. Застроенная территория). В соответствии с проектом межевания территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: Окружная дорога - улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утверждённым постановлением Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1028-п (зона действия публичных сервитутов для прохода или проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры)_".
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии проектной документации требованиям пункта 2.2.4 градостроительного плана земельного участка N RU 55301000-0000000000007712, является несостоятельными на основании следующего.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила).
Статьёй 1 Правил установлено, что градостроительное зонирование территории города Омска осуществляется в соответствии с Генеральным планом, на основе комплексного анализа всех характеристик и особенностей территории города Омска
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Правил установлено, что в разделе 2 настоящих Правил устанавливаются территориальные зоны (статья 38 настоящих Правил).
Согласно пункту 1 статьи 10 Правил для каждого вида территориальной зоны настоящими Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены разделом 3 Правил.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, испрашиваемый заявителем для размещения кафе с летней верандой земельный участок расположен в зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ОД-4).
Согласно Проекту планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п, испрашиваемый заявителем для размещения кафе с летней верандой земельный участок расположен в зоне размещения спортивно-зрелищных и физкультурно-оздоровительных объектов - 2.15.
Проект планировки подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (раздел 1 приложения N 1 к постановлению Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п).
Зона ОД-4 включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов спортивного назначения и объектов, связанных с ними.
Кафе отнесено к одному из основных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне.
Проектом планировки для зоны 2.15 не предусмотрены какие-либо ограничения относительно увеличения плотности или параметров застройки.
В рамках рассмотрения дела N А46-14094/2011 арбитражный суд, установив, что утверждённой градостроительной документацией установлено, что объект строительства - кафе относится к одному из основных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории; увеличение плотности застройки для элемента планировочной структуры 2.15. не запрещено; проекты межевания отсутствуют, пришёл к выводу, что выраженный в письме от 26.07.2011 N 02-02/7360 отказ Главного управления по земельным ресурсам Омской области в размещении кафе с летней верандой южнее 2-х этажного здания спортивно-оздоровительного комплекса "Альбатрос", имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Масленникова, д. 144/2 в Октябрьском административном округе города Омска, по причине несоответствия размещения объекта документации по планировке территории является необоснованным, незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что проектом межевания территории, утвержденным Постановлением администрации города Омска от 07.08.2012 N 1026-п, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120304:2217 расположен в зоне действия публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок и использования земельного участка в целях ремонта объектов транспортной инфраструктуры, размещение кафе на земельном участке не предусмотрено, является необоснованным, поскольку действие указанного акта приостановлено и его положения не подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Как указывалось выше, согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является установление несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
При этом, согласно части 3, части 4 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешённого использования земельного участка; 5) информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка также может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Как верно указано судом первой инстанции, представленный в материалы дела градостроительный план земельного участка N RU 55301000-0000000000007712 соответствует требованиям статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что пункт 2.2.4 (строка "Иные показатели") указанного градостроительного плана, устанавливающий необходимость обеспечения выполнения общих требований в части предельных размеров земельного участка и предельных параметров разрешённого строительства, по существу не является требованием градостроительного плана земельного участка.
В силу положений статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план не включает в себя требования, предъявляемые к проектной документации. Требования к проектной документации не подлежат указанию в градостроительном плане земельного участка.
Таким образом, никаких доказательств того, что проектная документация была составлена с нарушениями требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, заинтересованным лицом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения послужило также то обстоятельство, что период строительства кафе составляет 3 месяца, который на момент рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство превышал оставшийся срок действия договора аренды земельного участка, а именно до 02.10.2015, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
То обстоятельство, что с учетом сроков строительства, установленных в разделе 0814-ПОС, строительство не могло быть завершено до момента истечения срока аренды, в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что действие данного договора может быть продлено соглашением сторон либо он в силу части 2 статьи 621 ГК РФ может быть возобновлен на неопределенный срок.
На момент обращения общества с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на то орган срок действия договора аренды земельного участка не истек и не прекратил свое действие, к заявлению обществом приложен полный пакет необходимых документов.
В данном случае обязанность выдать разрешение на строительство при соблюдении установленных для этого ГрК РФ условий является публичной обязанностью Департамента, обусловленной наличием у нее соответствующих властных полномочий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый индивидуальным предпринимателем Салимовым Х.Д. отказ в выдаче ему разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженный в письме от 06.08.2015 N Исх-ОГ-АГ-/1304, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаётся незаконным.
Требование заявителя о восстановлении нарушенного права предпринимателем путём выдачи разрешения на строительство указанного объекта в трёхдневный срок, суд первой инстанции верно посчитал необоснованным в части испрашиваемого срока, поскольку в силу положений части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.09.2015 по делу N А46-9676/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9676/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф04-1045/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Салимов Хасан Джалилович
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1045/16
29.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8803/16
05.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1045/16
15.12.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12854/15
18.09.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-9676/15