г. Чита |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А19-6218/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2015 года по делу N А19-6218/2015 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" (ОГРН 1033802082247, ИНН 3818007019) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531) о признании недействительными в части требования от 09.04.2015 N 158 и акта проверки от 16.02.2015,
(суд первой инстанции: судья Деревягина Н.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
областное государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее - Фонд) от 09.04.2015 N 158 в части.
Учреждение в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, попросило суд признать недействительными в части требование от 09.04.2015 N 158 и акт проверки от 16.02.2015 без номера о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 859 606 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2015 года производству по делу в части признания недействительным акта проверки от 16.02.2015 без номера прекращено.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" обжаловало его в апелляционном порядке.
Из текста апелляционной жалобы следует, что учреждение не согласно с решением суда первой инстанции в части.
Заявитель полагает незаконным требование ответчика о возврате денежных сумм, как израсходованных на капитальный ремонт в размере 859 606 рублей, в том числе на приобретение оконных блоков ПВХ на сумму 357 368, 48 рублей, на приобретение дверей внутренних на сумму 158 890 рублей, ремонт главного входа в поликлинику на сумму 343 347, 52 рубля.
По мнению учреждения, само по себе понятие "ремонт" включает в себя действие и строительные работы, тогда как сами материалы не являются ремонтом, в связи с чем, не могут быть отнесены ни к ремонтным работам, ни к капитальному ремонту в частности.
Представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу Фонд просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1033802082247, ИНН 3818007019.
Фондом в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2013 по 01.01.2015.
В ходе проверки фондом было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, в том числе то, что заявителем за счет средств обязательного медицинского страхования приобретены двери и оконные блоки ПВХ, а также произведен ремонт фойе главного входа поликлиники.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 16.02.2015.
По результатам проверки областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Усть-Кутская районная больница" фондом выставлено требование от 09.04.2015 N 158 о возврате в бюджет средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 132 694 рублей 31 копеек, использованных не по целевому назначению, и направить в срок до 23.04.2015 в адрес Усть-Кутского филиала Государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий).
Заявитель не согласился с выводами Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 859 606 рублей и обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку возражений относительно проверки только части судебного акта сторонами не заявлено, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в оспариваемой части в связи со следующим.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст.147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны, в том числе использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 вышеуказанного закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 данного закона территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В проверяемый период (с 01.10.2013 по 01.01.2015) действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные на 2013 год постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2012 N 726-пп, на 2014 год - постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 N 613-пп, в состав которых входят территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 3 Программы на 2013 год и разделом 4 Программы на 2014 год направления расходования средств обязательного медицинского страхования, формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Программы обязательного медицинского страхования, уровень тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, порядок их индексации, а также другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области определяются Генеральным соглашением о тарифах.
При этом все расходы медицинских организаций государственной системы здравоохранения, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются из соответствующих бюджетов.
Министерство здравоохранения Иркутской области, Государственное учреждение Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области, Ассоциация медицинских страховщиков Иркутской области, Иркутская областная организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Ассоциация онкологов Иркутской области заключили Генеральное соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области от 28.12.2012 (далее - Генеральное соглашение).
Согласно пункту 1 раздела 4 Генерального соглашения структура тарифа на медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинской организации, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с пунктом 14 раздела 4 Генерального соглашения нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями является: финансирование видов медицинской помощи, не включенных в Территориальную программу обязательного медицинского страхования; оплата расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования; оплата медицинской помощи лицам, не застрахованным в сфере обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 9.1 пункта 9 раздела 4 генерального соглашения установлено, что оплате за счет средств обязательного медицинского страхования не подлежат расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по составлению проектно-сметной документации.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В пункте 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 установлено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Перечень работ по капитальному ремонту предусмотрен Приложением N 8 к названному положению, согласно которому к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся в том числе: ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок (при производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%); полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Перечень работ по текущему ремонту определен в приложении N 3 к данному положению, к которому относится в том числе: укрепление существующих перегородок постановкой ершей, клиньев и др.; заделка отверстий и просветов верхней части перегородок при осадке их, а также в местах примыканий к стенам; постановка на растворе отдельных ослабевших кирпичей в перегородках; смена отдельных порванных сеток в деревянно-сетчатых перегородках; сплачивание чистых дощатых перегородок; смена разбитых стекол в остекленной части перегородок; исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.
Аналогичный перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 7 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что капитальный ремонт здания - это ремонт с целью его восстановления, то есть смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности; текущий ремонт здания - ремонт с целью сохранения от преждевременного его износа путем устранения мелких неисправностей и повреждений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между учреждением и предпринимателем Мушегян Г.С., ООО "Гарантия" заключены контракты от 22.10.2014 N 54-2014/14, от 15.10.2014 N 49-2014/14 на поставку дверей и окон, соответственно. Количество, общая и единичная стоимость определена в спецификациях.
Во исполнение заключенных контрактов, поставщики поставили учреждению продукцию, что подтверждается накладной от 27.10.2014 N 02, товарной накладной от 11.11.2014 N 158, счетами-фактурами от 27.10.2014 N 02, от 11.11.2014 N 8.
Поставленный товар принят учреждением без замечания и оплачен в полном объеме платежными поручениями от 20.11.2014 N 1010106 на сумму 158 890 рублей от 13.11.2014 N 983947 на сумму 357 368 рублей 44 копеек, соответственно.
Кроме того, между учреждением и предпринимателем Калашник Н.М. заключен контракт от 07.10.2014 N 77-2014 на текущий ремонт фойе главного входа ОГБУЗ поликлиники в соответствии с дефектной ведомостью, согласно которой предприниматель должен был выполнить строительные, сантехнические и электромонтажные работы. Учреждением данные работы были приняты по акту о приеме выполненных работ от 08.11.2014 и оплачены платежным поручением от 27.11.2014 N 1034815 на сумму 587 578 рублей 77 копеек.
В соответствии с указанным актом стоимость строительных работ (разборка перегородок из стеклянных блоков, заделка проемов стен легкобетонных камней без облицовки, монтаж перегородок из алюминиевых сплавов сборно-разборных с дверным проемом (тамбур), установка офисных перегородок) составила в общей сумме 343 347 рублей.
Суд апелляционной инстанции поддерживает правомерный вывод суда первой инстанции о том, что работы по демонтажу и установке внутренних перегородок, демонтажу и установке дверей и оконных блоков относится к капитальному ремонту, поскольку происходит замена изношенных конструкций на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности здания, а расходы на приобретение учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования оконных блоков ПВХ на сумму 357 368 рублей 48 копеек и дверей на сумму 158 890 рублей непосредственно связаны с расходами на проведение капитального ремонта.
В связи с изложенным, по мнению суда апелляционной инстанции, Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области обосновано пришло к выводу, что расходы на приобретение оконных блоков ПВХ и дверей, а также ремонт фойе главного входа поликлиники относятся к капитальному ремонту, в связи с чем, учреждением допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сами материалы (окна, двери) не являются ремонтом, в связи с чем, не могут быть отнесены ни к ремонтным работам вообще, ни к капитальному ремонту в частности, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и 10 процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2015 года по делу N А19-6218/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6218/2015
Истец: ОГБУЗ "Усть-Кутская центральная районная больница"
Ответчик: Государственноге учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области Усть-Кутский филиал