город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2015 г. |
дело N А53-17256/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ОАО "Донэнерго": Баршин Л.В., паспорт, по доверенности от 30.12.2014
от ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону": Дегтярева Е.Г., паспорт, по доверенности от 01.07.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: Алексенко И.В., удостоверение N 8970, по доверенности от 21.10.2015;
от Векленко Г.М.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Донэнерго", публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2015 по делу N А53-17256/2015, принятое судьей Бондарчук Е.В., по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго"; публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области третье лицо: Векленко Г.М. о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Донэнерго" и публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее -заинтересованное лицо, Управление) от 29.05.2015 по делу N 708/02, предписаний от 29.05.2015 N 526/02, N 527/02.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Донэнерго" и ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Апелляционная жалоба ОАО "Донэнерго" мотивированна тем, что жилые дома по ул. Пушкинская, 13,15, 17 и 19 г. Ростова-на-Дону имеют однолинейную схему энергоснабжения, составленную инженером группы передачи электрической энергии Южного РЭС ОАО "Донэнерго", из которой следует, что дома по адресу: ул. Пушкинская, 13 запитаны до общедомового прибора учета N 009112067000727 установленного по адресу: ул.Пушкинская, 17 и объем потребленной ими электроэнергии данным прибором не учитывается. Пятиэтажный многоквартирный жилой дом по адресу ул.Пушкинская, 15 имеет свой общедомовой прибор учета. Дома по ул. Пушкинская, 19 запитаны от другой опоры ВЛ-0,4 кВ нежели дома по ул.Пушкинская, 17 и объем потребленной ими электроэнергии данным прибором не должен учитываться. При этом, в доме по ул.Пушкинская, 19 лит "В" имело место самовольное незаконное подключение от двух вводов: ул. Пушкинская, 17 и ул. Пушкинская, 19, а также самовольная незаконная установка автоматического ввода резерва (АВР), при котором фактически энергоснабжение жильцов по ул. Пушкинская, 19 лит. "В" осуществлялось посредством линии от ОДПУ N 009112067000727. При прекращении подачи напряжения на данный ОДПУ происходило автоматическое переключение АВР на линию по адресу ул.Пушкинская, 19. При этом граница раздела балансовой принадлежности между ОАО "Донэнерго" и ООО "ЖКХ Ленинского района" по ул. Пушкинская, 17 и 13 определена в Актах разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, при установке общедомового прибора N 009112067000727 по ул. Пушкиская, 17 ОАО "Донэнерго", не нарушало действующего законодательства. Ответственность за действия бывших собственников жилого Дома по адресу: ул. Пушкинская, 19 лит "В" самовольно и незаконное подключившихся вторым вводом от линии электропередач по адресу ул. Пушкинская, 17 сетевая организация не несет. Кроме того, данное подключение произведено внутри границ земельного участка, в Границах балансовой и эксплуатационной ответственности электросетей управляющей организации - ООО "ЖКХ Ленинского района", содержание которых относится к компетенции данной управляющей организаций и потребителей. Также общество указало на то, что содержание предписания N 526/02 от 29.05.2015 является некорректным, поскольку общество свои обязательства уже выполнило установив по этому адресу общедомовой прибор учета. ОАО "Донэнерго" в апелляционной жалобе просит отменить решение в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" мотивированна тем, что правоотношения между ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и жителями многоквартирного дома 17 по ул. Пушкинская, г. Ростова-на-Дону по электроснабжению выступают как отношения между исполнителем коммунальной услуги и потребителями. При этом предоставление коммунальных услуг является взаимозаменяемым видом деятельности и такие услуги могут быть предоставлены собственникам квартир, проживающим в доме 17 по ул. Пушкинская,17 г. Ростова-на-Дону, иными исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями). В данном случае в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что действия общества, как исполнителя коммунальной услуги, по временному использованию общедомового прибора учета СЕ 303 N 009112067000727, расположенному в многоквартирном доме 17 по ул. Пушкинская, г. Ростова-на-Дону совершались им, как доминирующим субъектом, а не лицом, нарушающим нормы жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей в части коммунального обслуживания населения. ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в апелляционной жалобе просит отменить решение в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Суд, приобщил представленные обществом документы к материалам дела.
Представитель ОАО "Донэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области не согласился с доводами апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Векленко Г.М. представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв до 09.12.2015 до 12 час. 30 мин.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено, в судебном заседании участвуют представители сторон от ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" и антимонопольного органа ранее участвовавшие в рассмотрении дела.
От ОАО "Донэнерго" представитель Андреева Д.А., паспорт, по доверенности от 30.12.2014.
Представители сторон поддержали ранее изложенную позицию по делу.
Суд приобщил к материалам дела письма, представленные в судебном заседании антимонопольным органом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило заявление Векленко Г.М. о неправомерных, на его взгляд, действиях ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (344091, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 147А), выразившихся в нарушении установленного нормативно правовыми актами порядка ценообразования.
Управлением при рассмотрении поступившей жалобы установлено, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (правопреемником является публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону") оказывает Векленко Г.М. услуги электроснабжения. В соответствии с представленными платежными документами абонент исполняет свои обязанности по оплате потребленной электрической энергии надлежащим образом.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ОАО "Донэнерго" установило общедомовой прибор учета СЕ 303 N 009112067000727 на многоквартирный жилой дом, расположенный по ул. Пушкинская, 17, что подтверждается актом об представленным в материалы дела.
Согласно пояснениям, представленных ОАО "Донэнерго" от 15.05.2015 N 1893 и подтверждается представленными в дело копиями актов на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, общедомового прибора учета на рядом находящиеся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 17 и ул. Пушкинская, 19 не устанавливались.
При этом установленный общедомовой прибор учета СЕ 303 N 009112067000727, в соответствие с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с жильцами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 17, учитывает, также, объем потребленный жильцами многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 1 7 и ул. Пушкинская, 19 в совокупности. Данное обстоятельство подтверждается актом, составленным ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" от 06.12.2014 N 661.
Установив указанные обстоятельства, на основании приказа Управления от 20.04.2015 N 247 возбуждено данное дело по признакам нарушения ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" и ОАО "Донэнерго" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проведенной проверки антимонопольным органом принято решение от 29.05.2015 по делу N 708/02, в соответствии с которым ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", ОАО "Донэнерго" признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Также заявителям Управлением были выданы предписания: ОАО "Донэнерго" от 29.05.2015 N 526/02, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" от 29.05.2015 N 527/02, в соответствии с которыми обществам предлагалось прекратить нарушение требований Федерального закона "О защите конкуренции", а также в 30-ти дневный срок с момента получения предписаний осуществить обязанности, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 в части организации учета электрической энергии, потребляемой жильцами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 17.
Не согласившись с решением и выданными на его основании предписаниями, открытое акционерное общество "Донэнерго" и публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" обратились в Арбитражный суд Ростовской области с настоящими заявлениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются нормами Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
Целью Федерального закона N 261-ФЗ является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета, используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ:
- производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа) - пункт 1;
- расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2);
- до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 3);
- до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 4);
- до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (пункт 5);
- до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 5.1);
- обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования (пункт 5.2);
- до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 6);
- до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 6 настоящей статьи и объединенных общими сетями инженерно- технического обеспечения, принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) и подключенными к системе централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку на указанных объектах коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (пункт 6.1);
- здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (пункт 7);
- действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (пункт 8);
- с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки (пункт 9);
- до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа (пункт 10);
- субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части (пункт 11);
- до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг определены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила 354).
Разделом 10 Правил N 354 определены Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 354 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети "Интернет" наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.
Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона N 261 -ФЗ.
Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
В соответствие с п. 153 Правил N 354 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме -уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
В соответствие с пунктом 154 Правил N 354 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
Как следует из материалов дела в соответствие со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 г. N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ОАО "Донэнерго" установило общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) СЕ 303 N 009112067000727 на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 17, что подтверждается актом об установке прибора учета, представленным в материалы дела.
Согласно пояснений ОАО "Донэнерго" от 15.05.2015 г. N 1893 предмет установления (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, ОДПУ на рядом находящиеся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 13 и ул. Пуппсинская, 19 не устанавливались.
При этом установленный ОДНУ СЕ 303 N 009112067000727, в соответствие с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с жильцами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 17, учитывал, также, объем потребленный жильцами многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 13 и ул.Пушкинская, 19 в совокупности. Данное обстоятельство подтверждается актом, составленным ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" от 06.12.2014 г. N 661.
Противоправность вышеуказанных действий ОАО "Донэнерго", также, подтверждается письмом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 19.03.2015 N 37/4952-ОГ, письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.02.2015 N ОГ-ЖХ-284.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области в письме от 19.03.2015 N 37/4952-ОГ указала, что прибор учета электроэнергии, подключенный ранее на жилые дома N 13,17, N 19 по ул. Пушкинской, выведен из коммерческой эксплуатации, в связи с тем, что прибор учета, установленный на два и более многоквартирных дома, не может являться общедомовым.
В письме ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" от 23.01.2015 N 26/2603-1020 в адрес Векленко Г.М. общество сообщило, что 06.12.2014 сотрудниками Ростовского МО ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" произведено обследование МКД N 17 по ул. Пушкинская, г. Ростов-на-Дону, в ходе которого установлено, что под учетом общемового прибора учета, который является расчетным для указанного дома, типа СЕ 303 N 009112067000727 находятся 4 отдельно стоящие двухэтажные здания и хозяйственные постройки, расположенные по адресу г. Ростов-на-Дону ул. Пушкинская, 19.Наосновании данной проверки ОДПУ признан установленным незаконно и руководством ресурсоснабжающей организации было принято решение о приостановлении с декабря 2014 года расчетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по указанному общедомовому прибору учета.
При таких обстоятельствах, ОАО "Донэнерго" в нарушение норм права, установленных ФЗ "Об энергосбережении" не проверило наличие несанкционированных приборов учета, в том числе в части наличия общедомового прибора учета СЕ 303 N 009112067000727.
Таким образом, при расчетах за потребленную электрическую энергию заявителем дополнительно добавлялся объем электрической энергии потребленный на общедомовые нужды жильцами многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 17 и ул. Пушкинская, 19.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 22.02.2001 N 11/3 МУП "Донэнерго" включено в подраздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль - "Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" по виду деятельности "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
На основании изложенного, учитывая требования части 5 статьи 58 ГК РФ, согласно которой, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, ОАО "Донэнерго" осуществляет деятельность на рынке находящемся в состоянии естественной монополии.
В этой связи, учитывая положения законодательства, установленные частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, положение ОАО "Донэнерго" на рынке услуг по передаче электрической энергии является доминирующим.
Из изложенного следует, что на деятельность ОАО "Донэнерго" распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, действия ОАО "Донэнерго", привели к ущемлению интересов физических лиц, и нарушили запрет, установленный ч.1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Также из материалов дела видно, что ОАО "Донэнерго" письмом от 03.07.2014 N 20/804, направленным в адрес ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" предпринимало меры по привлечению представителей гарантирующего поставщика для принятия участия в процедуре допуска приборов учета.
В материалы дела представлено письмо ОАО "Донэнерго", информирующее ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" об установке общедомового прибора учета СЕ 303 N 009112067000727.
Однако, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" уклонилось от исполнения своих нормативно определенных обязанностей, установленных правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.
При этом ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" приказом УФАС по РО от 08.11.2006 N 32р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности -розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии ОАО "Ростовэнерго", к которым присоединены потребители.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.
Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Из изложенного следует, что действия ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", выразившиеся в уклонении от исполнения своих нормативно определенных обязанностей по организации учета электрической энергии, потребленной Векленко Г.М., что, также, явилось следствием нарушения установленного порядка ценообразования в части осуществления расчетов за потребленную заявителем электрическую энергию, нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Как следует из пояснений ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", на момент вынесения данного решения, реализация электроэнергии жильцам жилого дома по адресу: ул. Пушкинская, 19 осуществляется напрямую гарантирующим поставщиком в лице ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" на условиях, предусмотренных Правилами N 354, которые не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. Расчет за потребленную электрическую энергию производится на основании пункта 48 Правил N 354, в соответствии с формулой N 10 и N 15 приложения к Правилам N 354.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29.05.2015 по делу N 708/02 принято в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов обществ, поскольку, материалами дела подтверждается злоупотребление обществами своим доминирующим положением на данном рынке услуг.
Приняв оспариваемое решение, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области выдало предписания ОАО "Донэнерго" от 29.05.2015 N 526/02 и ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", от 25.11.2013 г. N 968/02 в соответствии с которыми обществам предлагалось прекратить нарушение требований Федерального закона "О защите конкуренции", а также в 30-ти дневный срок с момента получения предписаний осуществить обязанности, предусмотренные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 в части организации учета электрической энергии, потребляемой жильцами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 17.
Учитывая, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области от 29.05.2015 по делу N 708/02 признано законным и обоснованным, то предписания от 29.05.2015 N 526/02, от 25.11.2013 г. N 968/02 вынесенные на основании указанного решения, соответствуют закону и не нарушает права заявителей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществами требований.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.09.2015 по делу N А53-17256/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17256/2015
Истец: ОАО "ДОНЭНЕРГО", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: Векленко Г. М., ОАО " Донэнерго", ОАО "ЭНЕРГОСБЫТ РОСТОВЭНЕРГО"