Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 апреля 2016 г. N Ф10-786/16 настоящее постановление отменено
г. Тула |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А68-7953/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от истца - открытого акционерного общества фирма "РЭМС" (ИНН 4025435138, ОГРН 1124025009646) - представителя Миклашевича В.В. (доверенность от 04.09.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" (ИНН 7121500561, ОГРН 1127154017176) - представителя Желтухина А.В. (доверенность от 01.12.2015, в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Ремжилхоз", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества фирма "РЭМС" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 по делу N А68-7953/2015 (судья Фрик Е.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество фирма "РЭМС" (далее - истец, ОАО фирма "РЭМС") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Областной единый информационно - расчетный центр" (далее - ответчик, ОАО "ОЕИРЦ") об обязании в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 в отношении граждан, подлежащих постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, ОАО фирма "РЭМС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих доводов истец ссылался на то, что судом области не была дана надлежащая правовая оценка позиции МУП "Ремжилхоз" об отсутствии у последнего карточек поквартирного учета. Считает, что из представленных им доказательств следует, что карточки поквартирного учета находятся именно у ответчика.
ОАО "ОЕИРЦ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая принятое решение законным и обоснованным, просило оставить его без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование возражений ответчик ссылался на то, что не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в исковом заявлением истцом адресам, в связи с чем считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, с 01.08.2015 собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, ОАО фирма "РЭМС" выбрана управляющей компанией.
Письмом от 28.07.2015 N АТ/378 ОАО фирма "РЭМС" уведомила ОАО "ОЕИРЦ" о выборе способа управления указанными выше домами и в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами просила ответчика передать новой управляющей компании карточки паспортного учета по формам Ф-9 и Ф-10.
Оставление ответчиком указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском.
Оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствуясь нормами жилищного законодательства, пришел к выводу о том, что ОАО "ОЕИРЦ" не является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
К перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе, относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной Службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, к числу лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, отнесены и управляющие компании.
Согласно пункту 84 указанного Административного регламента карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
В соответствии с пунктами а, б пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил N 416.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую и иную документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической и иной документации, связанного с управлением домом, должник (предшествующая управляющая организация), в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать новой управляющей организации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 30.03.2010 N 17074/09.
Поскольку ответчик не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в исковом заявлением истцом адресам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ОЕИРЦ" не является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем правомерно оставил заявленные исковые требования ОАО фирма "РЭМС" без удовлетворения.
Позиция истца на отсутствие у МУП "Ремжилхоз" карточек поквартирного учета, вследствие чего, по его мнению, карточки поквартирного учета находятся именно у ответчика, носят предположительный характер и не подтверждена какими - либо доказательствами.
Факт того, что ответчик не является предшествующей организацией по управлению спорными многоквартирными домами, исключает наличие его юридической ответственности перед истцом.
В случае утраты технической документации последняя подлежит восстановлению за счет обязанного лица в установленном законом порядке.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (л. д. 101) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 по делу N А68-7953/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7953/2015
Истец: ОАО фирма "РЭМС"
Ответчик: ОАО "ОАО "Обласной Единый Информационно-Расчетный Центр", ОАО "Областной Единый Информационно-Расчетный Центр"
Третье лицо: МУП "Ремжилхоз", МУП ремжилхоз
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4496/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-7953/15
14.04.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-786/16
15.12.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7208/15
13.10.2015 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-7953/15