город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2015 г. |
дело N А53-18736/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 01.07.2015 N 113 Дегтярева Е.Г., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 21.10.2015 N 67 Алексенко И.В., удостоверение;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2015 по делу N А53-18736/2015,
принятое судьей Шапкиным П.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица Подпорина Владимира Петровича
о признании незаконным решения от 15.04.2015 по делу N 196/02
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.04.2015 по делу N 196/02 о признании общества часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявленные требования мотивированы тем, что на законодательном уровне не закреплена обязанность направлять потребителю счета на оплату с доказательством вручения. Общество не вынуждало Подпорина Владимира Петровича оплачивать июльское потребление электроэнергии по стоимости 4,43 рубля (это обычное указание в счете стоимости электроэнергии за пределами социальной нормы). Оплата была произведена Подпориным Владимиром Петровичем по тарифу для применения социальной нормы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Подпорин Владимир Петрович.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что материалами антимонопольного дела подтверждается, что общество нарушает порядок расчёта, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Указанное деяние обоснованно квалифицировано управлением как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании общество и управление ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Подпорин Владимир Петрович, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, явку в суд апелляционной инстанции не обеспечил, представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступило заявление Подпорина В.П. о неправомерных, на его взгляд, действиях общества, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Общество оказывает Подпорину В.П. услуги электроснабжения. В соответствии с представленными платежными документами абонент исполняет свои обязанности по оплате потребленной электрической энергии надлежащим образом.
Управлением в ходе проведенной проверки установлено, что общество нарушает установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 порядок ценообразования предоставленных услуг электроснабжения.
15.04.2015 решением по делу N 196/02 управление признало общество нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (в настоящее время ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону") приказом Ростовского УФАС России от 08.11.2006 года N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.
ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13 октября 2006 года в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 г. N 10/1; 01 июля 2013 года - с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ЗАО "ДЭС" в результате реорганизации ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в форме присоединения к нему ЗАО "ДЭС", в соответствии с постановлением РСТ от 26.04.2013 г. N 11/1).
Таким образом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области.
В июле 2015 года ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" было реорганизовано в ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Таким образом, ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу пп. "и" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Размер платы за потребленную электроэнергию по жилому дому N 10 по ул. 3-Круговая, г. Ростове-на-Дону за расчетный период определяется по тарифам для населения, проживающего в городских населенных пунктах, с учетом объема индивидуального электропотребления.
Объем индивидуального электропотребления рассчитывается при предоставлении потребителем данных по показаниям индивидуального прибора учета типа Меркурий 201.5 N 16627454, прямого включения.
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По смыслу пункта 61 Правил N 354 в случае, если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу.
Стоимость потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифам для населения, проживающего в городских населенных пунктах, утвержденных постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области для соответствующего периода регулирования, так:
- с 01.09.2013, постановлением РСТ РО от 25.12.2012 N 53/1 (в ред. Постановления РСТ РО от 23.08.2013 N 32/2) в пределах социальной нормы потребления электрической энергии по 3,5 руб./кВт. ч. и сверх социальной нормы потребления электрической энергии по 3,89 руб./кВт. ч.;
- с 01.01.2014 постановлением РСТ РО от 27.12.2013 N 72/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по РО" в пределах социальной нормы потребления электрической энергии по 3,5 руб./кВт. ч. и сверх социальной нормы потребления электрической энергии по 3,89 руб./кВт. ч.;
- с 01.07.2014 постановлением РСТ РО от 29.04.2014 N 17/6 "О внесении изменений в постановление РСТ РО от 27.12.2013 N 72/3"в пределах социальной нормы потребления электрической энергии по 3,5 руб./кВт. ч. и сверх социальной нормы потребления электрической энергии по 4,43 руб./кВт. ч.
В соответствии с п. 46 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, если в текущем расчетном периоде часть социальной нормы, установленной для домохозяйства потребителя, осталась неиспользованной за счет того, что объем потребления электрической энергии домохозяйством не превысил размер этой социальной нормы, указанная часть не подлежит учету в следующем расчетном периоде.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)", с изменениями" и дополнениями, а также согласно Приложению к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.03.2014 N 10/1, размер социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношений групп домохозяйств и типов жилых помещений, в Ростовской области для жилых помещений в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения составляет:
1 группа домохозяйства с одним проживающим лицом - 96 кВт/ч в месяц;
2 группа домохозяйства с двумя проживающими лицами -156 кВт/ч в месяц.
Порядок расчета объема применяемой социальной нормы потребления электроэнергии производится следующим образом.
С 01.01.2014 по 31.07.2014 согласно представленной обществом информации, лицевой счет N 601044809, зарегистрированный на Подпорина В.П., который является собственником жилого дома N 10 по ул. 3-Круговая в г. Ростове-на-Дону, относился к 1 группе домохозяйств, т.е. электроэнергия потребленная в пределах социальной нормы (96 кВт. ч.), оплачивалась по тарифу - 3,50 руб., а потребленная сверх социальной нормы (свыше 96 кВт. ч.) по тарифу - 3,89 руб., с учетом сезонных коэффициентов.
С 01.08.2014, т.е. с момента получения информации от потребителя, относится ко 2 группе домохозяйств, т.е. электроэнергия потребленная в пределах социальной нормы (156 Квт/ч) рассчитывалась по тарифу - 3,50 руб., а потребленная сверх социальной нормы (свыше 156 Квт/ч) по тарифу - 4,43 руб., с учетом сезонных коэффициентов.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" в случае необоснованного применения социальной нормы в завышенном размере, подтвержденного органом регистрационного учета, за счет отнесения домохозяйства к группе домохозяйств с увеличенным составом зарегистрированных по сравнению с фактическим составом, в том числе из-за отсутствия уведомления от потребителя об уточнении состава домохозяйства в течение 3 месяцев со дня начала применения социальной нормы, либо уведомления о произошедшем уменьшении состава домохозяйства в течение 3 месяцев со дня такого изменения, исполнитель коммунальных услуг производит перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению за те расчетные периоды, в которых было использовано необоснованное применение социальной нормы. Указанный перерасчет производится за период, не превышающий 3 месяцев.
Если сведения, указанные в счет-извещении, не соответствуют данным об отнесении потребителя к группе домохозяйств или льготной категории, такой потребитель направляет письменное заявление о наличии или возникновении таких оснований, к которому прилагаются копии соответствующих документов (п. 38 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614).
Вместе с тем, плата за коммунальные услуги вносится согласно пункту 37 Правил N 354 на основании платежных документов, представляемых исполнителем.
Потребителю коммунальных услуг при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающей организацией надлежит руководствоваться выставляемыми в данном случае компанией платежными документами.
По смыслу пунктов 42 и 48 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Вместе с тем, как видно из представленных в материалы дела счетов-квитанций, начисления, производимые обществом в период с января 2014 года, не соответствуют фактически потребленным и оплаченным Подпориным В.П. объемам электрической энергии (мощности).
Согласно п. 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В соответствии с п. 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления, многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
При этом согласно п. 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Управлением установлено, что платежные документы направлялись обществом с нарушением нормативно установленных сроков. Подпорин В.П. неоднократно обращался по телефонам, указанным в счет квитанциях и на официальном сайте общества (88002002510, 88007752045) о необходимости, своевременно направлять платежные документы и осуществлении перерасчета, заявления оставлены без удовлетворения. Кроме того, помимо неоднократных обращений Подпорина В.П. в адрес общества о наличии ошибки в расчетах за потребленную электроэнергию, гражданин Подпорин В.П. в счет-квитанциях на протяжении нескольких периодов подряд указывал правильные показания прибора учета. Таким образом, у общества имелась возможность по своевременному устранению допущенных ошибок. Между тем, перерасчет произведен после обращения гражданина в антимонопольный орган.
Таким образом, управлением сделан правильный вывод о том, что обществом не обеспечены условия для возможности исполнения Подпориным В.П. своих обязанностей по оплате электрической энергии в срок.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, неисполнение обществом своих обязанностей, предусмотренных п. 67 Правил N 354, привело к невозможности оплаты Подпориным П.В. по тарифам, установленным для оплаты электрической энергии в пределах социальной нормы, а, следовательно, к ущемлению экономических интересов Подпорина В.П.
Так, Подпорин В.П. вследствие противоправного подведения общества вынужден был оплачивать потребленную электроэнергию по тарифу 4,43 рубля, вместо установленных 3,5 рубля.
Общество также нарушает порядок расчета, установленный п. 59 Правил N 354, что установлено управлением и не опровергнуто обществом, что привело к финансовым потерям Подпорина В.П.
Общество имело возможность самостоятельно провести сверку расчетов за потребленную электроэнергию и урегулировать спорные вопросы с абонентом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что общество, без наличия оснований на протяжении длительного периода производило необоснованные начисления за потребленную электроэнергию абоненту Подпорину В.П., создавая на его лицевом счете неправомерную задолженность, а также уклонялось от осуществления действий, направленных на обеспечение условий оплаты в срок и проведение перерасчета с Подпориным В.П., злоупотребляя своим доминирующим положением, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, в рассматриваемом случае управление правильно квалифицировало действия общества как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал решение управления от 24.04.2015 по делу N 196/02 законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявления общества.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2015 по делу N А53-18736/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18736/2015
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Подпорин Владимир Петрович