г.Самара |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А72-5426/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" - представителя Суркова А.В. (доверенность от 20.08.2013),
от государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2015 года по делу N А72-5426/2015 (судья Корастелёв В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (ОГРН 1077328004841, ИНН 7328510118), г.Ульяновск, к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г.Ульяновск,
о признании недействительным решения от 16 января 2015 года N 14 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" (далее - заявитель, общество, ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения (т.2, л.д. 74-75), принятого судом требования в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ Ульяновское РО ФСС РФ, отделение ФСС РФ, страховщик), от 16 января 2015 года N 14 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления взносов в сумме 357,73 руб., штрафов в размере 70,66 руб. и пени в сумме 21,81 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию в размере 28 953,40 руб.; доначисления взносов в сумме 128,36 руб., штрафов в размере 25,67 руб. и пени в сумме 3,92 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в размере 10 697,00 руб.; доначисления взносов в сумме 9 630,00 руб., штрафов в размере 993,60 руб. и пени в сумме 1 246,71 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, выплаченных работникам организации в размере 802 500 руб.; доначисления взносов в сумме 17 072,01 руб., штрафов в размере 3 305,65 руб. и пени в сумме 502,16 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму выплат дополнительных выходных пособий в размере средней заработной платы сотрудникам, уволенным по собственному желанию в размере 1 385 335,95 руб.; доначисления взносов в сумме 3 498,08 руб., штрафов в размере 468,72 руб. и пени в сумме 464,83 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на стоимость услуг VIP-залов аэропорта, компенсируемых командированным работникам в размере 278 718,36 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2015 года требования заявителя удовлетворены частично, ГУ Ульяновское РО ФСС РФ от 16 января 2015 года N 14 "О привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части доначисления взносов в сумме 128,36 руб., штрафов в размере 25,67 руб. и пени в сумме 3,92 руб., связанных с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами в размере 10 697,00 руб., доначисления взносов в сумме 9 630,00 руб., штрафов в размере 993,60 руб. и пени в сумме 1 246,71 руб., связанных с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму вознаграждений в связи с праздничными и юбилейными датами, выплаченных работникам в размере 802 500 руб., доначисления взносов в сумме 17 072,01 руб., штрафов в размере 3 305,65 руб. и пени в сумме 502,16 руб., связанных с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму выплат дополнительных выходных пособий в размере средней заработной платы сотрудникам, уволенным по собственному желанию в размере 1 385 335,95 руб., доначисления взносов в сумме 3 498,08 руб., штрафов в размере 468,72 руб. и пени в сумме 464,83 руб., связанных с занижением базы для начисления страховых взносов на стоимость услуг VIP-залов аэропортов, компенсируемых командированным работникам, в размере 278 718,36 руб. признано недействительным. На государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" в части, связанной с принятием признанной судом недействительной частью ненормативного правового акта. В остальной части заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" ГУ Ульяновское РО ФСС РФ оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ГУ Ульяновское РО ФСС РФ просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ, наличие у заявителя обязанности по начислению страховых взносов в ФСС РФ на суммы дополнительного выходного пособия, выплачиваемого работникам, уволенным по собственному желанию; на сумму стоимости подарочных карт, вручаемых сотрудникам ООО "Авиакомпания "Волга-Днепр" к празднику 8 марта; на суммы стоимости обслуживания в зала повышенной комфортности аэропортов, компенсируемых командированным работникам (при этом плата за предоставление пассажирам услуг повышенной комфортности не относится к числу сборов). На указанные суммы расходов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве профессиональных заболеваний начисляются в общеустановленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГУ Ульяновское РО ФСС РФ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, выслушав пояснения представителя общества, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании решения должностного лица ГУ Ульяновское РО ФСС РФ от 17 сентября 2017 года N 660 в отношении заявителя в период с 17 сентября 2014 года по 29 октября 2014 года была проведена выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года.
По результатам проверки был составлен акт от 09 декабря 2014 года N 797 н/с, при рассмотрении которого ГУ Ульяновское РО ФСС РФ вынесено решение от 16 января 2015 года N 14 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной абз.5 ч.1 ст.19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в размере 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносов, всего - 4 864,30 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 30 686,18 руб. Обществу начислены пени по состоянию на 01 января 2014 года в сумме 5 025,13 руб. Также обществу предложено отразить в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС) недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (за первые три дня временной нетрудоспособности застрахованных лиц).
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В силу ч.3 ст.4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч.4 ст.4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
На основании подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, п.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением с нарушением установленного порядка.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04 декабря 2009 года N 951H. "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения" (далее - приказ N 951н).
Кроме того, согласно ст.33 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральная проверка; выездная проверка.
На основании ст.35 Федерального закона N 212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Из оспариваемого в части решения от 16 января 2015 года N 14 следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности послужили факты, выявленные в ходе выездной проверки, проведенной ГУ Ульяновское РО ФСС РФ, в виде занижения обществом облагаемой базы и не начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам: 1) на выходные пособия при увольнении в 2012 - 2013 годах, 2) на стоимость подарочных карт, врученных сотрудникам авиакомпании к празднику 8 марта в 2011 - 2012 годах, 3) на обслуживание в залах повышенной комфортности аэропортов, железнодорожных вокзалов в 2011 - 2012 годах, 4) на оплату 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в 2013 году, на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету за 2011 - 2013 годы.
Общество не согласно с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию в размере 28 953,40 руб. по следующим работникам, работавшим в обществе на условиях совместительства: Гориславскому Л.Г. (по 4 листкам нетрудоспособности), Гавриленко Е.Н. (по 3 листкам нетрудоспособности), Ульяновой Н.В. (по 6 листкам нетрудоспособности). При этом по отдельно поданному обществом в Арбитражный суд Ульяновской области заявлению решением от 16 июля 2015 года по делу N А72-5427/2015 суд отказал обществу в удовлетворении его требований о признании незаконным вынесенного в рамках этой же выездной проверки решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ от 16 января 2015 года N 22, которым не приняты к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы в сумме 37 488,74 руб., произведенные обществом с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Из решения суда по делу N А72-5427/2015 следует: "В ходе проведения выездной проверки установлены факты начисления и выплаты обществом пособий по временной нетрудоспособности с нарушением требований Федерального закона N 255-ФЗ, в том числе работникам: Гориславскому Л.Г. в 2011 году, Гавриленко Е.Н. и Ульяновой Н.В. в 2013 году.
При проведении выездной проверки Фондом было установлено, что застрахованные лица (Гориславский Л.Г., Гавриленко Е.Н., Ульянова Н.В.) у плательщика взносов не работали в двух предшествующих календарных годах. Справки с места работы другого работодателя о невыплате пособий по временной нетрудоспособности отсутствуют. Следовательно, листки нетрудоспособности по совместительству оплате не подлежат.
По результатам проверки обществу предложено произвести корректировку расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 37 488,74 руб.
Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в Арбитражный суд Ульяновской области. Заявитель оспаривает факт непринятия ГУ-УРО ФСС РФ к зачету сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных Гориславскому Л.Г. (по 4 листкам нетрудоспособности), Гавриленко Е.Н. (по 3 листкам нетрудоспособности), Ульяновой Н.В. (по 6 листкам нетрудоспособности). Суд признает требования заявителя необоснованными_".
Указанное решение суда по делу N А72-5427/2015 сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного, суд отказал обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ N 14 от 16 января 2015 года в части, связанной с этим же эпизодом, что уже получил судебную оценку в ранее рассмотренном деле N А72-5427/2015, а именно: в части доначисления взносов в сумме 357,73 руб., штрафов в размере 70,66 руб. и пени в сумме 21,81 руб. по эпизоду, связанному с занижением базы для начисления страховых взносов на сумму излишне начисленных пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам общества, трудившимся в нем по совместительству. В этой части решение суда в суде апелляционной инстанции не обжалуется.
Остальную часть требований заявителя суд первой инстанции, согласившись с доводами, приведенными обществом, удовлетворил, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
1. По эпизоду, связанному с оплатой 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в 2013 году установлено следующее:
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа.
Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу NА71-3574/2009-А31 и подтверждается иной многочисленной судебной практикой, например: определения ВАС РФ от 11.04.2013 NВАС-4355/13, от 08.11.2013 NВАС-15362/13; постановления ФАС Поволжского округа от 03.10.2013 по делу NА65-21043/2012, от 12.09.2012 по делу NА57-19322/2011.
С учетом изложенного оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа на данную оплату.
2. По эпизоду, связанному вручением подарочных карт сотрудникам авиакомпании к празднику 8 марта в 2011 - 2012 годах, установлено следующее:
Исходя из иоложений 7 Федерального закона N 212-ФЗ, 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты имеют необязательный характер, не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения, осуществлены не из фонда заработной платы, а из нераспределенной прибыли, оставшейся у общества после налогообложения.
Стоимость переданных работодателем работникам подарков не подлежит учету при расчете базы по страховым взносам, поскольку передача данных подарков непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеет разовый и необязательный характер, стоимость подарков определялась вне зависимости от стажа работника и результатов его работы.
Данных о том, что дарение подарков производилось не всем работникам и подарков лишались работники в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, а также, что стоимость подарков ставилась в зависимость от качества труда, периода работы конкретного работника, ГУ Ульяновское РО ФСС РФ не представило.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество, не относятся к объекту обложения страховыми взносами, безотносительно того, в какой форме он заключен.
Аналогичная правовая позиция выражена в судебных актах по делу N А27-17352/2012 (Определением ВАС РФ от 21.06.2013 N 7736/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ); по делу N А50-2695/2013 (Определением Верховного Суда РФ от 26.09.2014 N 309-КГ14-1366 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Следовательно, спорная стоимость подарков не является выплатой в рамках трудовых отношений, не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является компенсирующей или стимулирующей выплатой, не носила систематического характера и не зависела от результатов и качества труда работников общества, кроме того, условие о выдаче подарков не включено в систему оплаты труда.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что суммы стоимости спорных подарков не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
3. По эпизоду, связанному с выплатой дополнительного выходного пособия при увольнении работников по собственному желанию в 2012 - 2013 годах, установлено следующее:
В ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации указаны основания выплаты и размер выходных пособий при расторжении трудового договора. Выплата компенсации при увольнении по соглашению сторон данной статьей прямо не предусмотрена. Вместе с тем предусмотрено право трудовым договором или коллективным договором предусмотреть другие случаи выплаты выходных пособий, а также установить повышенные размеры выходных пособий.
Выплата дополнительного выходного пособия при увольнении в размере среднего заработка предусмотрена обществом в дополнительных соглашениях к трудовым договорам.
Из изложенного следует, что спорные денежные суммы к законодательно установленным гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника, не относится, выходным пособием, по существу, не является, не направлена на возмещение истцу затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, а также не предусмотрена действующей у ответчика системой оплаты труда работников.
Выплата не является стимулирующей, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Из материалов дела не усматривается, что размер выплат имел зависимость от исполнения работником трудовых обязанностей, стажа работы, или зависел от иных обстоятельств, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, установлен ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании пп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ, действующей с 01 января 2015 года, не облагаются страховыми взносами все компенсационные выплаты при увольнении независимо от основания в пределах необлагаемого лимита - трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
На это также указано в письмах Минтруда России от 05.08.2015 N 17-4/В-404, от 29.04.2015 N 17-4/В-226, от 24.09.2014 N 17-3/В-449, ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 (п.1).
Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Вместе с тем в соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. "д" п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, также исключались из сумм, подлежащих обложению страховыми взносами.
Кроме того, по указанному эпизоду имеется судебная практика, подтверждающая подобные правовые выводы в пользу доводов общества: постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012; АС ПО от 21.08.2015 по делу N А57-26916/2014, от 11.08.2015 по делу N А65-30607/2014; Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А43-24162/2014.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что выплаты дополнительного выходного пособия при увольнении по соглашению сторон по правилам ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ не являются объектом обложения страховых взносов.
4. По эпизоду выплат работникам общества командировочных расходов, связанных с обслуживанием в залах повышенной комфортности аэропортов, железнодорожных вокзалов в 2011 - 2012 годах, судом первой инстанции установлено следующее:
Как указано в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, организации (в силу пункта 1 статьи 2 названного Закона для его целей под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации), производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
В данной норме установлен перечень не подлежащих обложению страховыми взносами расходов, связанных с командировками работников, в том числе сборы за услуги аэропортов.
К сборам за услуги аэропортов относятся обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 установлены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 155, и Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2000 года N 110.
Плата за пользование VIP-залом указана в пунктах 4.6.1 и 4.6.2 названного Перечня в качестве тарифов за специальное обслуживание пассажиров.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки.
Статья 166 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет определение понятия служебная командировка. Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность возместить, в частности, расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В данном случае оплата сотрудникам, направляемым в командировку, услуг VIP-зала в аэропорту предусмотрена локальным нормативным актом - Инструкцией от 09 августа 2010 года N 02.0920.0334.3.10 "Порядок направления, предоставления отчетности и возмещения расходов по служебным командировкам" (п.4.6.1 - аэродромные сборы), принятой в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации, которым определен порядок направления работников в служебные командировки, порядок компенсации им расходов, связанных со служебной командировкой.
Суд первой инстанции посчитал, что расходы по обслуживанию в VIP-залах аэропортов подлежат отнесению к командировочным расходам в силу локального нормативного акта общества, и в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено, что выплаты, связанные с оплатой услуг VIP-зала аэропорта, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не относятся к сборам за услуги аэропортов, они не являются обязательными сборами.
При этом ссылки общества на п.4.6.1 Инструкций от 09 августа 2010 года N 02.0920.0334.3.10, от 18 декабря 2012 года "Порядок направления, предоставления отчетности и возмещения расходов по служебным командировкам" несостоятельны, поскольку данный пункт Инструкций предусматривает, что командируемому лицу должны возмещаться расходы на оформление виз, паспортов, приглашений, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта за пользование морскими каналами, другими подсобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. Однако аэродромные сборы не охватывают оплату услуг VIP-залов.
Утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.07.2014) Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации не предусматривают в качестве обязательных сборов плату за обслуживание в VIP-залах аэропортов.
В перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2000 года N 110, пункт 4.6.1 предусматривает тариф за специальное обслуживание убывающих пассажиров, пункт 4.6.2 - тариф за специальное обслуживание прибывающих и транзитных (прямой транзит) пассажиров.
Таким образом, к числу обязательных аэродромных сборов указанная плата (за услуги VIP-зала аэропорта) не относится.
В материалы дела не представлены доказательства того, что расходы по оплате услуг залов повышенной комфортности связаны с производственной деятельностью, являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов.
Данный вывод согласуется с позицией, отраженной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2014 по делу N А12-9952/2013, которое определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2014 N 306-КГ14-3179 оставлено без изменения.
Таким образом, на вышеуказанные суммы расходов (за услуги VIP-зала аэропорта) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве профессиональных заболеваний начисляются в общеустановленном порядке.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование заявителя о признании недействительным оспариваемого решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ в части начисления ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" недоимки по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, пени, штрафных санкций на выплаты, связанные с обслуживанием в VIP-залах аэропортов, железнодорожных вокзалов, в сумме 278 718,36 руб., удовлетворению не подлежит.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не принимаются, поскольку судом первой инстанции сделаны правильные выводы об отсутствии у заявителя обязанности по начислению страховых взносов в ФСС РФ на суммы дополнительного выходного пособия, выплачиваемого работникам, уволенным по собственному желанию; на сумму стоимости подарочных карт, вручаемых сотрудникам ООО "Авиакомпания "Волга-Днепр" к празднику 8 марта, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается и не находит оснований для их переоценки.
На основании п.2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 16 октября 2015 года следует отменить в части признания недействительным решения ГУ Ульяновское РО ФСС РФ от 16 января 2015 года N 14 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" недоимки по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, пени, штрафных санкций на выплаты, связанные с обслуживанием в VIP-залах аэропортов, железнодорожных вокзалов, в сумме 278 718,36 руб. В указанной части в удовлетворении заявления ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" надлежит отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2015 года по делу N А72-5426/2015 оставить без изменения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ГУ Ульяновское РО ФСС РФ, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 января 2015 года по делу N А72-5426/2015 отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 января 2015 года N 14 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части начисления обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" недоимки по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, пени, штрафных санкций на выплаты, связанные с обслуживанием в VIP-залах аэропортов, железнодорожных вокзалов, в сумме 278 718,36 руб. В указанной части в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания Волга-Днепр" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 октября 2015 года по делу N А72-5426/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5426/2015
Истец: ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", ООО Авиакомпания Волга-Днепр
Ответчик: ГУ- Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ УРО ФСС РФ