г. Москва |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А41-47869/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Евсеевское" - Вяловой С.Н. (представителя по доверенности от 02.09.2015),
от администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета лесного хозяйства Московской области - Дюдякова Д.И. (представителя по доверенности от 29.12.2014),
от Министерства имущественных отношений Московской области - Лужакова Р.Г. (представителя по доверенности от 03.02.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета лесного хозяйства Московской области, администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2015 по делу N А41-47869/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евсеевское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- признать незаконным отказ администрации, оформленный письмом от 29.04.2015 исх. N 1918-32 в подготовке проекта постановления о предоставлении в собственность обществу земельного участка и проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв. м. с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к. западу от д. Грибаново;
- обязать администрацию в тридцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда в законную силу подготовить постановление о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка и договор купли-продажи этого участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2015 требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах комитет и администрация просят решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенных в отзывах на них, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционные жалобы, отзывы на них, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу как универсальному правопреемнику ОАО "Евсеевское" и ЗАО "Рахмановское", ТОО ""Рахмановское" и совхоза "Рахмановское" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:79, отнесенный к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровому паспорту от 24.02.2015 из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 образован земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м. к западу от д. Грибаново.
Общество 19.02.2015 обратилось в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 и о приобретении данного участка в собственность за плату по цене 3% от его кадастровой стоимости.
Письмом от 19.03.2015 N 1311-32исх администрация сообщила обществу, что принятие решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 возможно после получения сведений об отсутствии ограничений оборотоспособности такого земельного участка и решений (заключений) МВК и Градостроительного Совета Московской области.
Общество 24.04.2015 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43.
По итогам его рассмотрения администрация письмом от 29.04.2015 N 1918-32исх сообщила обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылками на то, что он накладывается на земли лесного фонда Ногинского лесничества, Ногинского сельского участкового лесничества, квартал 17 и Ногинского лесничества, Рахмановского участкового лесничества, квартал 16; на отсутствие в представленном кадастровом паспорте сведений о границах зон с особыми условиями использования в месте пролегания кабеля связи; на отсутствие заключений Московско-Окского бассейнового водного управления и Главного управления дорожного хозяйства.
Не согласившись с администрацией, общество 02.07.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации, в котором просило признать данный отказ от 29.04.2015 незаконным и обязать администрацию подготовить постановление о предоставлении в собственность обществу данного земельного участка и договор купли-продажи этого участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, в редакции от 28.12.2013) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровому паспорту от 24.02.2015 сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, в том числе о местоположении границ, внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 06.06.2014.
Доказательств оспаривания в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 не представлено.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. При этом в силу подпункта 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов.
В случае, если осуществлен кадастровый учет земельного участка, предоставление такого участка без проведения торгов в соответствии с положения статьи 39.14 Земельного кодекса осуществляется в следующем порядке:
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно которому при обращении с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 Земельного кодекса, заявитель должен представить в уполномоченный орган следующие документы:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о юридическом лице, являющемся заявителем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2011 по делу N А41-22987/10 установлено обществу как универсальному правопреемнику ОАО "Евсеевское" и ЗАО "Рахмановское", ТОО "Рахмановское" и совхоза "Рахмановское" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:79, отнесенный к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 образован земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 площадью 661 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Московская область, Павлово-Посадский район, в 150 м к западу от д. Грибаново, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.02.2015.
Согласно выписке из ЕГРП права на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 не зарегистрированы.
Между тем земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку данный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79 в порядке универсального правопреемства, что не является сделкой, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации права в ЕГРП не требовалось для подтверждения права общества на эти земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из перечня приложений, указанных в заявлении от 19.02.2015, при обращении за приобретением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 общество представило администрации правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, выписку из ЕГРП об отсутствии сведений об испрашиваемом земельном участке, выписку из ЕГРЮЛ и уставные документы общества.
Следовательно, общество при обращении за выкупом земельного участка представило все необходимые документы, предусмотренные земельным законодательством.
Статьей 39.16 Земельного кодекса предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Земельные участки из земель лесного фонда Ногинского лесничества, Ногинского сельского участкового лесничества квартал 17 и Ногинского лесничества, Рахмановского участкового лесничества, квартал 16 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
Согласно кадастровым выпискам от 27.11.2014 границы этих земельных участков установлены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно кадастровой выписке от 22.07.2015 границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 также установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о местоположении границ внесены в ГКН. Постановка на кадастровый учет такого земельного участка не оспорена.
При этом, исходя из содержания кадастрового паспорта от 24.02.2015 и кадастровой выписки от 22.07.2015, в ГКН отсутствуют сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 из земель сельскохозяйственного назначения с границами земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
Имеющимся в материалах дела заключением кадастрового инженера подтверждается отсутствие пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:17:0030101:43, 50:17:0000000:59932 и 50:17:0000000:59937.
Надлежащих доказательств обратного в материалы дела не представлено, апелляционным судом данные обстоятельства также не установлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
На основании статьи 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (письмо Росреестра от 18.12.2014 N 14-17484/14).
По мнению администрации, земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030101:43 имеет зоны с особыми условиями использования и ведения хозяйственной деятельности в связи с пролеганием кабеля связи в границах данного участка.
Вместе с тем администрация не представила доказательств установления в границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43 зон с особыми условиями использования, равно как и внесения в ГКН сведений о таких ограничениях в отношении земельного участка.
Кадастровый паспорт от 24.01.2015 и кадастровая выписка от 22.07.2015 также не содержат сведений о наличии и границах зон с особыми условиями использования земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43.
Таким образом, доводы администрации, положенные в основание отказа в выкупе земельного участка, не нашли своего подтверждения и не могли быть положены в основу отказа общества в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Оснований, которые могли бы препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) на право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030101:43, не усматривается. Заключений Московско-Окского бассейнового водного управления и Главного управления дорожного хозяйства исходя из положений Земельного кодекса и установленных по делу обстоятельств не требовалось для переоформления такого права.
Решение суда первой инстанции является правильным.
Из доводов комитета и администрации, материалов дела оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2015 по делу N А41-47869/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47869/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, ООО "Евсеевское"
Ответчик: Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства МО, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-477/16
20.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17096/16
25.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-477/16
17.12.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14590/15
29.10.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47869/15