Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А60-35631/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - Свердловского транспортного прокурора: не явились;
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна" (ИНН 6659150337, ОГРН 1069659069105): Герасимова С.В., удостоверение, доверенность от 14.08.2015,
от третьего лица - Министерства общего и профессионального образования Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 сентября 2015 года
по делу N А60-35631/2015,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению Свердловского транспортного прокурора
к обществу с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна"
третье лицо: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Свердловский транспортный прокурор (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна" (далее - заинтересованное лицо, ООО УПЦ "Волна") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 сентября 2015 года (резолютивная часть объявлена 11 сентября 2015 года) заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб..
ООО УПЦ "Волна", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит его отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию в действиях общества состава административного правонарушения.
Представитель апеллятора в судебном заседании поддержал требование и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель Свердловский транспортный прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении деле в его отсутствие.
Третье лицо Министерство общего и профессионального образования Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в силу ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Заслушав явившегося в судебное заседание представителя апеллятора, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции находит подлежащим отмене обжалуемый судебный акт в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 08.06.2015 по 23.07.2015 Свердловским транспортным прокурором проведена проверка ООО УПЦ "Волна" на предмет соответствия его деятельности лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности, в ходе которой установлен факт оказания обществом образовательных услуг по специальности судоводитель маломерных судов по программе профессионального обучения без специального на то разрешения (лицензии).
Постановлением прокурора от 23.07.2015 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки с заявлением в порядке статьи 23.1 КоАП РФ направлены прокурором в арбитражный суд.
Арбитражный суд Свердловской области, усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, решением от 28 сентября 2015 года привлек ООО УПЦ "Волна" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о доказанности прокурором в действиях ООО УПЦ "Волна" состава административного правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ ошибочными, при этом отмечает о пропуске срока давности о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу ч.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пунктов 9, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 20 статьи 2 указанного Федерального закона образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п.9); общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п.11); профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п.12); дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п.14); образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (п.17); образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п.18); организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п.19); организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.20).
Согласно п.3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Приложение к Положению содержит перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, в который входят, в том числе реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ (п.16), реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ (п.17), реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (п.18), реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (п.19).
Содержание образования определяют образовательные программы (ч.1 ст.12 Закона об образовании).
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч.2 ст.12 Закона об образовании).
Согласно ч.4 ст.12 данного Закона к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В силу ч.5 ст.12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным законом не установлено иное.
Исходя из положений статей 75 и 76 Закона об образовании, исходя из целей обучения и лиц, допускаемых к освоению дополнительных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, следует, что осуществляемая обществом деятельность по обучению управления маломерными судами (судоводитель маломерных судов) не является дополнительным профессиональным образованием.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание отсутствие законодательно установленной обязанности получения данного образования для получения удостоверения на право управления маломерными судами.
В силу ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2005 г. N 6940).
В силу п.5 данных Правил к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами. Подпункт "а" п.8 Правил предусматривает запрет на управление маломерным судном без удостоверения на право его управления.
Для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила аттестации), утвержденными Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262.
Правила аттестации определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов.
Таким образом, для получения права управления маломерными судами лицо, претендующее на данное право, обязано пройти аттестацию в уполномоченном органе, предварительно получив знания, умения и навыки вождения (управления) маломерными судами.
Между тем профессиональные и квалификационные требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, законодатель к маломерным судам не выдвигает (Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287).
Кроме того, в соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05. 2014 года N 252 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33667) (далее Правила аттестации) окончание курсов не является необходимым условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерными судами.
Согласно п.4.2 Правил аттестации заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.
В связи с изменениями в законодательстве Министерство общего и профессионального образования Свердловской области письмом от 16.03.2011 сообщило о необходимости внесения изменений в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной обществу в части наименования реализуемых образовательных программ (т.1, л.д.117-118).
Лицензия регистрационный номер 3496 от 19.02.2010 сроком действия до 15.12.2014 предоставляла обществу право осуществления образовательной деятельности по подготовке водителей маломерных судов.
В связи с вышеуказанным письмом лицензирующего органа общество 17.03.2011 получило лицензию регистрационный номер 3674 сроком действия бессрочно на осуществление образовательной деятельности по профессиональной подготовке матросов (классификатор профессий рабочих), включающей подготовку судоводителя.
Фактически общество выполнило требования лицензирующего органа, что подтверждается письмом Министерства от 21.01.2015 (т.1 л.д.52-54).
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения ни по объективной, ни по субъективной стороне ввиду недоказанности события административного правонарушения и неустранимых сомнений в виновности общества в инкриминируемом ему деянии (ст.ст.1.5, 2.1 КоАП РФ).
Применяемые обществом в своей деятельности ранее разработанные программы обучения судоводителей не свидетельствуют об осуществлении образовательной деятельности в смысле, придаваемом Законом об образовании и требующим для ее осуществления наличие лицензии, как профессионального обучения на управление маломерными судами.
Рабочая программа обучения судоводителей не является программой дополнительного профессионального обучения, разработанной и утвержденной обществом на основе разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти примерной программы профессионального обучения или типовой программы профессионального обучения (ч.14,ч.15 ст.12 Закона об образовании).
Выдача свидетельства о прохождении подготовки по программе судоводитель-любитель маломерных судов с указанием зачетов не является итоговым документом профессионального обучения, не является документом, подтверждающим право управления.
Как уже было отмечено выше, окончание курсов в соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами не является обязательным условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерными судами.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит ошибочными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, составляющий в силу ст.4.5 КоАП РФ три месяца, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Данный срок применительно к заявленным требованиям мог быть исчислен со дня окончания оказания образовательной услуги, исчисляемой с последнего дня составления экзаменационного протокола 23.04.2015.
Поскольку госпошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, на основании ст. 104 АПК РФ уплаченная обществом госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 сентября 2015 года по делу N А60-35631/2015 отменить.
В удовлетворении требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна" к административной ответственности по ч.2 ст14.1 КоАП РФ Свердловскому транспортному прокурору отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Учебно-подготовительный центр "Волна" из федерального бюджета ошибочно уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 891796 от 07.10.2015 госпошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35631/2015
Истец: Свердловская транспортная прокуратура Уральской транспортной прокуратуры, Свердловский транспортный прокурор
Ответчик: ООО УЧЕБНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ВОЛНА"
Третье лицо: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области