г. Ессентуки |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А15-3075/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3075/2015 (судья Цахаев С.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (ОГРНИП 312302508100050)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (г. Махачкала, пл. Ленина д. 2)
об оспаривании ненормативного правового акта
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Выборнова Ю.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) о признании решения по делу N 772А-2015 от 04.08.2015 в части признания соответствующим требованиям закона действий заказчика по установлению требования в документации аукциона в электронной форме на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) незаконным и об обязании устранить нарушения закона.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 в удовлетворении требования заявителя отказано. Суд пришел к выводу, что обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами не является розничной торговлей.
Не согласившись с решением суда, предприниматель подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что требования к участникам закупки, в аукционной документации, ограничивает число участников размещения заказа.
Лица участвующие в деле о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 25.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Республиканская клиническая больница" разместило извещение N 0303200036415000263 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для нужд больницы (далее - открытый аукцион).
Согласно извещению дата окончания срока представления участниками аукциона документаций и разъяснений - является 07.08.2015.
28.07.2015 в управление поступила жалоба предпринимателя о допущенных нарушениях в аукционной документации заказчиком положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О защите конкуренции", в результате которых заказчиком было установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующей лицензии на деятельность по производству лекарственных средств. По её мнению, установление указанного требования ограничивает количество участников размещения заказа, в частности, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля), поскольку действующим законодательством не предусмотрен прямой запрет на поставку медицинским учреждениям лекарственных препаратов организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляют розничную торговлю. Установленное требование препятствует участию Выборновой Ю.В. в открытом аукционе наряду с организациями, имеющими лицензию на осуществление оптовой торговли лекарственными препаратами.
04.08.2015 по итогам рассмотрения жалобы вынесено решение N 772А-2015 о признании жалобы необоснованной частично.
Считая указанное решение незаконным, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя на основании следующего.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа).
На основании ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ).
Согласно содержащимся в ст. 4 Закона N 61-ФЗ понятиям: производство лекарственных средств - это деятельность по производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств; фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и(или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов; организация оптовой торговли лекарственными средствами - это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств (ч. 2 ст. 45 Закона N 61-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 45 Закона N 61-ФЗ производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств; организациям оптовой торговли лекарственными средствами; аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; медицинским организациям и ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 52 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии со ст. 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; медицинским организациям, ветеринарным организациям; организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона N 61-ФЗ, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Следовательно, поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.3 данного Административного регламента государственная функция по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1.9 Административного регламента результатом исполнения государственной функции являются решения, принимаемые ФАС России (территориальным органом), по результатам рассмотрения жалобы.
Согласно материалам дела, по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Выборновой Ю.В. о допущенных нарушениях в аукционной документации заказчика было вынесено решение N 772А-2015 от 04.08.2015 о признании жалобы необоснованной.
В указанном решении антимонопольный орган пришел к выводу, что установление в аукционной документации требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств соответствует действующему законодательству об обращении лекарственных средств, о размещении заказов.
В информационной карте аукциона документации об аукционе сообщается, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать сведения в том числе, копию документа, о том что участник размещения заказа должен иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующую лицензию на деятельность по производству лекарственных средств).
Суд первой инстанции правильно отклонил довод предпринимателя о том, что установление в документации об открытом аукционе требования о предоставлении участниками размещения заказа копии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами") исключает возможность участия в аукционе участников размещения заказа, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности "розничная торговля лекарственными препаратами".
Из положении Закона N 61-ФЗ следует, что поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена.
С учетом предмета аукциона - право на поставку лекарственных препаратов медицинской организации, субъектов экономической деятельности, которые могут осуществлять данный вид деятельности - производители лекарственных средств либо оптовые поставщики лекарственных средств, заказчик правомерно установил в документации об аукционе требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами не является розничной торговлей, следовательно, спорное положение документации об аукционе соответствует требованиям Закона о размещении заказов, указанное условие не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы предпринимателем, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3075/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3075/2015
Истец: Ип Выборнова Юлия, Ип Выборнова Юлия Владимировна
Ответчик: Дагестанское УФАС России
Третье лицо: Дагестанское Управление Федеральной Антимонопольной Службы России