Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2016 г. N Ф09-2978/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А50-18679/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Жуковой Т.М., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест", Лапко В.В., паспорт, доверенность N 9 от 02.02.2015, Чистякова Е.С., паспорт, доверенность N 6К от 14.01.2015,
от заинтересованного лица, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми - Зелененко И.Е., служ. удостоверение, доверенность от 29.12.2014,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 октября 2015 года,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по делу N А50-18679/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест" (ОГРН 1045003360577, ИНН 5018095108)
к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) условий п.4 разрешения на строительство N 59-RU90303000-90-2012/3 от 22.05.2015 многоквартирных жилых домов по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, 118, 120: "до ввода в эксплуатацию установить размеры и границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами в соответствии с п.6 ст.16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ": возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов ООО "РусРегионИнвест"; о признании незаконным (недействительным) решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - на жилые дома (3-я очередь строительства, позиция 1), расположенные по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, изложенное в письме N И-22-01-05/2-67 от 28.07.2015 как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации; возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов ООО "РусРегионИнвест".
В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие разрешения на строительство в оспариваемой части положениям п.16 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 117/пр от 19.02.2015, поскольку утвержденная данным приказом форма разрешения на строительство не предусматривает возможность включения каких-либо условий в разрешение на строительство. Также указывает на незаконность оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ввиду того, что приведенное Департаментом в обоснование отказа основание не предусмотрено в качестве такового п.п. 6, 7 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До разрешения спора по существу заявитель в порядке ст.49 АПК РФ уточнил предмет заявленных требований, просил суд признать недействительным разрешение на строительство N 59-RU90303000-90-2012/3 от 22.05.2015 в части установления Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми в п.4 следующего условия: "до ввода в эксплуатацию установить размеры и границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами в соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"; обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест"; признать незаконным решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по ул. Шоссе Космонавтом, 116 в Дзержинском районе г.Перми, изложенное в письме от 28.07.2015 N И-22-01-05/2-67; обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест".
Уточнение предмета заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, пришел к выводу, что оспариваемый заявителем отказ не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, подлежит признанию судом незаконным.
Департамент обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, указав, что рассматриваемые отношения регулируются ст.51 и ст.55 ГрК РФ, а часть 6 статьи 16 Федерального закона РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в том значении, которое ей придает Департамент, не должна напрямую регулировать отношения по строительству и сдаче их в эксплуатацию. Считает, что данные отношения урегулированы именно вышеуказанным законом, поскольку указанные выше нормы обеспечивают реализацию права собственников помещений в многоквартирном доме на получение соответствующего участка в целях обслуживания объекта недвижимости.
Департамент считает, что основан на неверном толковании права вывод суда о том, что требования части 6 статьи 16 Федерального закона РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обществом соблюдены.
Также Департамент не согласен с выводами суда о том, что в случае выполнения обществом п.4 Разрешения на строительство от 22.05.2015 будут образованы два земельных участка с другими площадями и границами в результате чего общество вынуждено будет получить новые градостроительные планы и новое разрешение на строительство, в связи с чем возникшие из оспариваемого разрешения на строительство отношения прекратятся, что не предусмотрено градостроительным законодательством. Полагает, что данный вывод противоречит ч.21.7 ст.51, части 3 статьи 55 ГрК РФ.
Кроме того, Департамент полагает, что суд необоснованно посчитал установленными имеющие значение для дела обстоятельства: невозможность раздела земельных участков, предоставленных под многоквартирный дом. По мнению Департамента, данное обстоятельство могло быть установлено либо при представлении в материалы дела заключений лиц, обладающих специальными познаниями, либо при проведении судебной экспертизы. Полагает, что принятым решением суд нарушил права будущих собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на несостоятельность доводов Департамента, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми, Зелененко И.Е. придерживался доводов жалобы представляемого им лица.
Представители заявителя, общества с ограниченной ответственностью "РусРегионИнвест", Лапко В.В., Чистякова Е.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением земельных отношений администрации г.Перми (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Пермский облунивермаг" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013, площадью 12731,59 кв. м, расположенный на землях населенного пункта и находящийся по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, 118, 120.
Указанный земельный участок был предоставлен арендатору для использования под строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями на срок аренды: с 05.10.2007 по 04.09.2012 (т.1 л.д.18-21).
Приказом Департамента от 09.01.2008 N 7-п был ОАО "Пермский облунивермаг" утвержден и выдан градостроительный план земельного участка N RU90303000-0000000000080007 от 18.11.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013 по шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 (участок N 1) в Дзержинском районе г.Перми. Согласно данному градостроительному плану земельный участок площадью 1,273159 га находится согласно Правилам землепользования и застройки г.Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 43, в территориальной зоне "ОЖ, зона общественно-жилого назначения"; в качестве назначения объекта капитального строительства предусмотрено строительство жилого комплекса со встроено-пристроенными коммерческими помещениями (т.1 л.д.26).
На основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 14.01.2008 ОАО "Пермский облунивермаг" (ИНН 5902181611) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301).
По соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 05.11.2008 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013 ООО "Парма-КС-Билдинг" (ИНН 5904176060).
Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 01.04.2011 ООО "Парма-КС-Билдинг" (ИНН 5904176060) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301).
Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 14.09.2012 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013 заявителю по настоящему делу - ООО "РусРегионИнвест" (ИНН 5018095108).
Срок действия договора аренды земельного участка N 121-07Д от 10.12.2007 истек 04.09.2012.
Учитывая, что арендатор продолжает пользоваться данным земельным участком после истечения срока действия договора, в силу п.2 ст.621 ГК РФ, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, с чем согласился Департамент земельных отношений администрации г.Перми, указав на это в письме от 15.10.2012 N И-21-01-09-18829.
Далее, Управлением земельных отношений администрации г.Перми (арендодатель) и ОАО "Пермский облунивермаг" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005, площадью 9118,34 кв.м., расположенный на землях населенного пункта и находящийся по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, 118, 120.
Указанный земельный участок был предоставлен арендатору для использования под строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями; срок аренды: с 05.10.2007 по 04.09.2012.
Приказом Департамента от 09.01.2008 N 8-п утвержден и выдан ООО "Пермский облунивермаг" градостроительный план земельного участка N RU90303000-0000000000080008 с кадастровым N 59:01:4410998:0005 по шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 (участок N 2) в Дзержинском районе г.Перми. Согласно данному градостроительному плану земельный участок площадью 0,911834 га находится согласно Правилам землепользования и застройки г.Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 43, в территориальной зоне "ОЖ, зона общественно-жилого назначения"; в качестве назначения объекта капитального строительства предусмотрено строительство жилого комплекса со встроено-пристроенными коммерческими помещениями.
На основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 14.01.2008 ОАО "Пермский облунивермаг" (ИНН 5902181611) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301).
По соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 05.11.2008 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005 ООО "Парма-КС-Билдинг" (ИНН 5904176060).
Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 01.04.2011 ООО "Парма-КС-Билдинг" (ИНН 5904176060) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301).
Распоряжением Департамента от 10.09.2012 N СЭД-22-01-03-393 был утвержден и выдан ООО "Парма-КС-Финанс" градостроительный план земельного участка N RU90303000-0000000000120388 от 16.08.2012 с кадастровым N 59:01:4410998:0005 по шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 (участок N 2) в Дзержинском районе г.Перми.
Согласно данному градостроительному плану земельный участок площадью 0,911834 га находится согласно Правилам землепользования и застройки г.Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 43, в территориальной зоне Ц-2 "Зона обслуживания и деловой активности местного значения"; в качестве назначения объекта капитального строительства предусмотрено строительство жилого комплекса со встроено- пристроенными коммерческими помещениями.
Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 14.09.2012 ООО "Парма-КС-Финанс" (ИНН 5904139301) передало права и обязанности по договору аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005 заявителю по настоящему делу - ООО "РусРегионИнвест" (ИНН 5018095108).
Срок действия вышеуказанного договора аренды земельного участка N 122-07Д от 10.12.2007 истек 04.09.2012.
Учитывая, что арендатор продолжал пользоваться данным земельным участком после истечения срока действия договора, в силу п.2 ст.621 ГК РФ, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, с чем согласился Департамент земельных отношений администрации г.Перми в своем письме от 15.10.2012 N И-21-01-09-18829.
Общество получило положительное заключение государственной экспертизы проектной документации N 59-1-4-0191-12 от 04.06.2012, выполненное Краевым государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Пермского края" на строительство данного жилого комплекса: жилые дома по шоссе Космонавтов, 116, 118, 120 в Дзержинском районе г.Перми.
В разделе 2.2. данного заключения в качестве правоустанавливающих документов на земельные участки N 1 и N 2 указаны вышеуказанные договоры аренды и соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора, а так же кадастровые планы от 12.10.2007 N 01/07-02-21108 в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0013, от 15.10.2007 N 01/07-02-21196 в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 0998:0005.
В разделе 2.3. положительного заключения указаны вышеприведенные два градостроительных плана на оба земельных участка с кадастровыми номерами 59:01:44 1 0998:0005 и 59:01:44 1 0998:0013.
Из раздела 3.2. положительного заключения следует, что проектом предусматривается строительство жилого комплекса, состоящего из трех многоквартирных 20-этажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения, расположенными на первом этаже, соответственно, на этих двух земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:44 1 0998:0005 и 59:01:44 1 0998:0013.
Из раздела 3.3.1. "Схема планировочной организации земельного участка" данного положительного заключения, следует, что жилые дома образуют единое дворовое пространство с площадками для игр детей, отдыха и занятия физкультурой, автостоянками, проектом планировочной организации предусмотрено единое дворовое пространство для организации детских, спортивных площадок, площадок для отдыха взрослых, хозяйственных площадок, открытых автостоянок.
На основании данного положительного заключения Департамент выдал обществу разрешение на строительство N RU90303000-90/2012/2 от 02.09.2013 (взамен разрешения на строительство N RU90303000-90/2012/1 от 10.10.2012 в связи с изменением проектных характеристик) жилых домов, расположенных по адресу: РФ, Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, 118, 120; краткие проектные характеристики: строительный объем: 158793,30 куб. м, общая площадь: 43086,90 кв. м, площадь земельного участка: 21849,93 кв. м, количество зданий: 4, количество этажей: 20, количество квартир: 540, общая площадь квартир: 30324,30 кв. м, площадь офисов: 1675 кв. м, площадь пристроенного к жилому дому 2-х этажного здания с помещениями коммерческого назначения (позиция 5): 3970 кв.м.; количество очередей (пусковых комплексов): 4; на этап строительства: выполнение всего объема работ в пределах границ отведенных земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410998:005, 59:01:4410998:0013; срок действия разрешения - до 01.01.2016.
Многоквартирный жилой дом по адресу: Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 120 (1-я очередь строительства, поз. 3), расположенный на земельном участке с кадастровым N 59:01:4410998:005, был сдан в эксплуатацию 29.08.2014, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 90/2012 от 29.08.2014.
В связи с корректировкой проекта Департамент выдал обществу разрешение на строительство N 59-RU90303000-90/2012/3 от 22.05.2015 жилых домов, расположенных по адресу: РФ, Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, 118, 120; краткие проектные характеристики (п. 4 разрешения): строительный объем 158793,30 куб. м, объем подземной части: 7078,50 куб. м, общая площадь: 43214,70 кв. м, площадь застройки: 2292,00 кв. м, площадь земельного участка: 21849,93 кв. м; количество зданий: 4; количество этажей: 20; количество квартир: 537; общая площадь квартир: 30324,30 кв. м; площадь пристроенного к жилому дому 2-х этажного здания с помещениями коммерческого назначения (позиция 5): 3 970 кв. м; площадь офисов: 1675 кв. м; количество очередей (пусковых комплексов): 4; выполнить мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения и инвалидов; до ввода в эксплуатацию установить размеры и границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами в соответствии с п.6 ст.16 Федеральным законом РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ; срок действия разрешения - до 01.01.2016.
Пристроенное к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 120, 2-х этажное здание с помещениями коммерческого назначения по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 120/1, на земельном участке с кадастровым N 59:01:4410998:005, было сдано в эксплуатацию 19.06.2015, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 59-RU90303000-90-2012/1 от 19.06.2015.
Учитывая, то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 120, и вышеуказанное 2-х этажное здание с помещениями коммерческого назначения по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 120/1, расположенные на земельном участке с кадастровым N 59:01:4410998:005, введены в эксплуатацию, соответственно разрешением на строительство предусмотрено строительство двух многоквартирных жилых домов по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116 и 118, на одном земельном участке с кадастровым N 59:01:4410998:0013, с оспариваемым условием о его последующем разделе на два земельных участка или выделом из него одного земельного участка, соответственно, под каждый из двух построенных жилых домов.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 118, находится в стадии строительства.
29.06.2015 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края выдало обществу заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (утверждено приказом и.о. заместителя министра строительства и ЖКХ Пермского края от 29.06.2015 N 66-с) в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116.
Общество 20.07.2015 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, шоссе Космонавтов, 116 (3-я очередь строительства, позиция 1), на земельном участке с кадастровым N 59:01:4410998:0013, с приложением документов, поименованных ч.3 ст.55 ГрК РФ.
По результатам рассмотрения представленного пакета документов, департаментом принято решение об отказе в выдаче разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию, изложенное в письме от 28.07.2015 N И-22-01-05/2-67.
Из содержания оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что Департаментом по результатам проверки представленных документом установлен факт невыполнения заявителем требования, предусмотренного разрешением на строительство от 22.05.2015 N 59-RU90303000-90-2012/3 в части установления размеров и границ земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома). Руководствуясь ч.6, 7 ст.55 ГрК РФ, Департамент отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по шоссе Космонавтов, 116 в Дзержинском районе г.Перми.
Заявитель, полагает, что разрешение на строительство от 22.05.2015 N RU90303000-90-2012/3 в оспариваемой части и отказ департамента в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РФ, Пермский край, г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, изложенный в письме от 28.07.2015 N И-22-01-05/2-67 не соответствуют закону, возлагая на общество соответствующую обязанность по разделу земельного участка с кадастровым N 59:01:4410998:0013, чем нарушаются права и законные интересы общества, препятствуя осуществлению последним экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания незаконным отказа является наличие одновременно двух условий: несоответствие отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст.8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В силу п.1.1. Положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми является функциональным органом администрации г.Перми и осуществляет функции органа местного самоуправления г.Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми.
Согласно п.3.2.1.10. указанного Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке.
В обоснование законности указания в разрешении на строительство оспариваемого условия Департамент ссылается на ч.6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно указанной норме права выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 6 в ред. Федерального закона РФ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
На этом основании Департамент считает, что земельные участки с определенными границами должны быть сформированы и выделены посредством государственного кадастрового учета отдельно под каждый строящийся многоквартирный жилой дом.
Суд признал данную позицию ошибочной, основанной на неверном толковании и применении норм действующего градостроительного законодательства Российской Федерации, исходя из следующего.
С учетом представленных в дело доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, решение законным.
Согласно ч.1, 3 ст.4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (ч. 1); к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3).
Градостроительные отношения по строительству объектов, в том числе отношения по получению застройщиком разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, урегулированы соответственно ст.51 и ст.55 ГрК РФ; следовательно, часть 6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в том значении, которое ей придает департамент, не должна напрямую регулировать градостроительные отношения по строительству объектов капитального строительства и сдаче их в эксплуатацию.
Градостроительное законодательство Российской Федерации императивно не исключает возможность строительства нескольких многоквартирных жилых домов на одном земельном участке.
В то же время, часть 6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает правило о том, что при завершении строительства и сдаче объекта в эксплуатацию соответствующий земельный участок, на котором велось строительство, должен быть поставлен на государственный кадастровый учет, что соответствует нормам ГрК РФ.
Кадастровым планом на земельный участок от 12.10.2007 N 01/07-02-21108 на земельный участок с кадастровым N 59:01:4410998:0013 подтверждается, что границы и размер этого земельного участка установлены.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями ст.51 ГрК РФ.
В соответствии с п.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ч.16 ст.51 ГрК РФ форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; формы разрешения и на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр.
Как следует из обстоятельств дела, обществу были выданы градостроительные планы на данные земельные участки, а так же разрешение на строительство N 59-RU90303000-90/2012/3 от 22.05.2015 (с оспариваемым условием), подтверждающее соответствие проектной документации требованиям градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410998:005, 59:01:4410998:0013.
Таким образом, в силу п/п 2 ч.1 ст.8 ГК РФ правоотношения между Департаментом и обществом возникли из данного ненормативного правового акта - разрешения на строительство N 59-RU90303000-90/2012/3 от 22.05.2015 (с оспариваемым условием).
Согласно ч.3 ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В случае выполнения обществом оспариваемого условия разрешения на строительство N 59-RU90303000-90/2012/3 от 22.05.2015 будут образованы два земельных участка, соответственно, с другими площадями и границами, в результате чего, в силу требований ч.21.7. ст.51, ч.3 ст.55 ГрК РФ общество обязано будет получить новые градостроительные планы на вновь образованные земельные участки и новое разрешение на строительство.
Следовательно, в результате выполнения изложенного в разрешении на строительство оспариваемого условия, правоотношения, из него возникшие, прекратятся.
В связи с этим суд соглашается с доводами заявителя, который считает, что разрешение на строительство не должно предусматривать условий, при выполнении которых правоотношения, возникшие из этого же разрешения, прекратятся.
Право Департамента на такие действия не предусмотрено действующим градостроительным законодательством РФ.
Такое право Департамента противоречило бы принципу обеспечения устойчивого развития территории на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (ч. 1 ст.2 ГрК РФ), принципу обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (ч. 2 ст.2 ГрК РФ).
Как установлено арбитражным судом, Департаментом в соответствии с ч.7, 11 ст.51 ГрК РФ проведена проверка документов, представленных застройщиком для подготовки разрешения на строительство данного объекта капитального строительства; обществом представлен полный комплект документов, в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации N 59-1-4-0191-12, утвержденное 04.06.2012 руководителем Краевого государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы Пермского края" Кривошеиным В.Г.
С учетом изложенного судом заключено, что в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации дана надлежащая оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, где все вопросы в области архитектурно-строительного проектирования проверены компетентным органом.
Судом также установлено и материалами дела подтверждено, что представленная проектная документация соответствовала требованиям, утвержденным градостроительными планами земельных участков, согласно которым данные земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410998:005, 59:01:4410998:0013 находятся в территориальной зоне Ц-2; функциональное назначение объекта капитального строительства соответствует градостроительному регламенту указанной территориальной зоны.
Таким образом, оспариваемое заявителем условие разрешения на строительство N 59-RU90303000-90/2012/3 от 22.05.2015 об установлении размеров и границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами в соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не соответствует требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом, суд считает необходимым также указать на следующее.
Согласно ч.4, 6 ст.11.9. ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (ч. 4); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6).
Департамент в нарушение требований ч.5 ст.200 АПК РФ не доказал возможность образования (формирования) двух земельных участков под каждый из строящихся многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116 и 118, с соблюдением требований ст.ст. 11.2., 11.8, ч.4, 6 ст.11.9. ЗК РФ.
Доводы заинтересованного лица о возможности раздела (выдела) земельных участков в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ суд обоснованно не принял и отклонил, поскольку в утвержденной проектной документации предусматривается строительство жилого комплекса состоящего из трех многоквартирных 20-этажных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения. При этом жилые дома образуют единое дворовое пространство с площадками для игр детей, отдыха и занятий физкультурой, автостоянками, что свидетельствует о невозможности раздела земельных участков под каждый многоквартирный жилой дом с соблюдением соответствующих действующих нормативов на стадии завершения строительства.
В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В ч.3 ст.55 ГрК РФ перечислены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось Департаментом, при обращении в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, обществом был представлен полный пакет документов, предусмотренный ч.3 ст.55 ГрК РФ.
Судом установлено, что департамент отказал в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, шоссе Космонавтов, 116, по тому основанию, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные разрешением на строительство от 22.05.2015 N 59-RU90303000-90-2012/3, в части установления размеров и границ земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома), руководствуясь ч.6, 7 ст.55 ГрК РФ.
Согласно ч.6 ст.55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Согласно ч.7 ст.55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в ч.6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных ч.18 ст.51 настоящего Кодекса.
Департаментом в оспариваемом заявителем отказе не отражено, какие именно основания из поименованных в частях 6 или 7 ст.55 ГрК РФ, послужили основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию.
При этом приведенное в оспариваемом заявителем отказе такое основание как не выполнение требования, предусмотренного разрешением на строительство от 22.05.2015 N 59-RU90303000-90-2012/3, в части установления размеров и границ земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", не является основанием, предусмотренным ч.ч. 6 и 7 ст.55 ГрК РФ.
Следовательно, является верным вывод суда о том, что Департаментом в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом материалов дела и установленных судом обстоятельств, не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Поэтому апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст.270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2015 года по делу N А50-18679/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18679/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2016 г. N Ф09-2978/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РУСРЕГИОНИНВЕСТ"
Ответчик: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми