г. Самара |
|
17 декабря 2015 г. |
А65-5916/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещено,
от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани - представитель не явился, извещено,
от Гибадуллина З.И. - представителя Астафьева П.А. (доверенность от 07.04.2014),
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета, Муниципального образования, Министерства культуры Республики Татарстан - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, апелляционную жалобу Гибадуллина З.И.,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2015 года по делу N А65-5916/2014 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению 1) Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, 2) Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, 3) Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц: 1) Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, 2) Министерства культуры Республики Татарстан, г. Казань, 3) Гибадуллина З.И., г. Казань,
о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 года по делу N 06-149/2013,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее по тексту - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее по тексту - ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 года по делу N 06-149/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Министерство культуры Республики Татарстан, Гибадуллин З.И. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 июля 2015 по делу N А65-5916/2014 требования заявителей были удовлетворены, решение и предписание УФАС по РТ от 31.12.2013 г. по делу N 05-149/2013 были признаны недействительными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 года по результатам рассмотрения жалобы ответчика указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2014 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2014 г. и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2014 г. оставлены без изменения
Определением Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года решение Арбитражного суда РТ от 01.07.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 и постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2014 года по делу N А65-5916/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что суду следует дать оценку доводам антимонопольного органа о допущенных нарушениях Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2015 года по делу N А65-5916/2014 и принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба Гибадуллина З.И., который также просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2015 года по делу N А65-5916/2014 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 года по делу N 06-149/2013.
В судебном заседании представитель третьего лица Гибадуллина З.И. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. Не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителей.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение (вх. N 3381 от 19 апреля 2013 года) от Казакова М.А., с указанием на нарушение со стороны Исполнительного комитета муниципального образования города Казани порядка передачи муниципального имущества в собственность без проведения торгов.
Из данного обращения следовало, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани ИП Гибадуллину З.И. предоставлен в собственность земельный участок и находящееся на нем здание общественного туалета на пересечении улиц Пушкина и Горького на территории Ленинского садика (ул.Пушкина, д.31 а).
По результатам направления запросов в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в Управление Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по РТ, Татарстанским УФАС России было установлено, что здание общественного туалета по ул.Пушкина продано ИП Гибадуллину З.И. согласно договору купли-продажи от 13.05.2009 года, заключенному с МУП "Спецавтобаза", право собственности зарегистрировано 29.06.2009 года (свидетельство о регистрации права N 16-АБ 203976).
На основании заявления Гибадуллина З.И. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление N 10566 от 29.11.2010 года о предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4 площадью 148 кв.м. по ул. Пушкина, занимаемого объектом недвижимого имущества (общественный туалет).
Во исполнение данного постановления между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли- продажи земельного участка N 14412 от 18.07.2011 г.
В дальнейшем, на основании заявления ИП Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 года, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1764 от 20.02.2013 года был сформирован земельный участок площадью 195 кв.м. в сквере Ленинский сад, для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему Гибадуллину З.И. на праве собственности.
На основании вышеуказанного Постановления, было принято постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05.2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского". В соответствии с данным постановлением, земельный участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05.2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли-продажи земельного участка N 18308 от 17.06.2013 года.
Таким образом, З.И. Гибадуллину были предоставлены в собственность два земельных участка в сквере Ленинский сад:
- земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. занимаемый зданием общественного туалета;
- земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства.
По результатам рассмотрения дела N 06-149/20113 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по РТ принято решение от 31.12.2013 г., которым признал:
1. МКУ "Управление, архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества ИП Гибадуллину З.И., выразившегося в подготовке градостроительного заключения на заявку от 06.12.2012 года N 10039 о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв.м, для благоустройства, с нарушением требований действующего законодательства.
2. Исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- в ненадлежащем информировании населения при принятии постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 1764 от 20.02.2013 года, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленной статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- в принятии постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05,2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" для благоустройства, при наличии сведений о проведении строительных работ на указанном земельном участке.
3. МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
в бездействии по расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. N 14412 от 18.07.2011 года;
в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства N 18308 от 17.06.2013 года;
в бездействии по контролю за использованием муниципальных земельных участков в сквере Ленинский сад.
Также на основании указанного решения было выдано предписание от 31.12.2013 г. в адрес ИК МО г.Казани.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления заявителями соответствующих требований в арбитражный суд.
Согласно позиции заявителей, заявление, поданное Гибадуллиным З.И. в Управление, является заявлением о формировании земельного участка под благоустройство, в связи с чем рассматривалось Управлением под указанные в заявлении цели. Также указывает, что на момент формирования земельного участка строительные работы на указанном участке не велись.
Также, заявители указали, что реконструкция здания осуществлялась в пределах земельного участка, расположенного под общественным туалетом, самовольное занятие муниципального земельного участка было допущено под строительную площадку при реконструкции здания общественного туалета.
Также заявители отметили, что Гибадуллиным З.И. на участке размещены площадка для отдыха населения, лестница, ведущая в общественный туалет, установлены деревянное ограждение и декоративные колонны, при этом признают указанное благоустройством указанного земельного участка.
Представитель Гибадуллина З.И. указывал, что объекты капитального строительства на участке с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195,0 кв.м. отсутствуют, на указанном участке расположены элементы благоустройства и строительные работы по возведению объектов недвижимости не осуществлялись.
Однако, согласно отзыва УФАС по РТ, представленного в суд первой инстанции, Исполнительный комитет, Комитет земельных отношений и Управление архитектуры, имея сведения о проведении строительных работ по реконструкции здания общественного туалета в садовый павильон с баром, рестораном, банкетным залом и цветочным магазином в отсутствие соответствующих разрешений, а также о фактической застройке земельного участка, совершили действия, направленные на формальное предоставление предпринимателю участка N 2 под благоустройство. Тем самым муниципальные органы ограничили право иных хозяйствующих субъектов на получение данного участка на конкурентной основе.
Антимонопольный орган отметил, что Исполнительный комитет не мог не знать о проводимых на участке и в здании общественного туалета строительных работах, поскольку Комитетом земельных отношений в рамках муниципального контроля была проведена проверка от 09.04.2013 г. с использованием средств фотофиксации, по результатам которой было установлено, что предпринимателем использовался земельный участок сверх предоставленной площади ориентировочно на 950 кв.м путем ограждения территории под строительную площадку при реконструкции здания общественного туалета. Также о готовящейся реконструкции здания общественного туалета и застройке территории ИП Гибадуллин З.И. указывал в технико-экономическом обосновании к заявлению о предоставлении участка N 2 под благоустройство.
Кроме того, ответчик указал, что в опубликованном сообщении о возможном предоставлении земельного участка N 2 под благоустройство с целью информирования населения содержалась недостоверная информация, в том числе, относительно площади предоставляемого земельного участка, а именно: в соответствии с эскизным предложением, разработанным архитектором Борщевским М.А. в 2012 году, под реконструкцией здания предполагалось строительство садового павильона с функциями бара-ресторана (расположенных на цокольном (площадь - 70,8 кв.м.) и первом этаже (85,4 кв.м.)), общественным туалетом (расположенном на цокольном этаже, (площадь - 30,4 кв.м.), магазином цветов (расположенном на первом этаже (площадь 16 кв.м.), кухней совместно с подсобными помещениями (расположенных на цокольном этаже (площадь 37, 8 кв.м.) и техническим подвалом. Площадь предполагаемой застройки согласно проектному решению составляла 195,4 кв.м., при этом необходимо отметить, что выделенная ранее Гибадуллину З.И. площадь земельного участка под объектом недвижимости составляла 148 кв.м., то есть предполагаемая реконструкция уже в период проектирования выходила за пределы границ земельного участка, находившегося в собственности Гибадуллина З.И., в связи с чем необходимо было осуществить дополнительный отвод земли под объект. Кроме того, в настоящее время здание в большей его части потеряло существовавший до реконструкции способ его эксплуатации - общественный туалет, и фактическим приобрело новый статус - садовый павильон с баром-рестораном.
При принятии решения от 05.10.2015, арбитражный суд первой инстанции, оценивая обстоятельства дела и учитывая выводы и указания, изложенные в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года по настоящему делу, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) соответствующих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Соответствующий орган вправе опровергать факт нарушения антимонопольного законодательства путем указания на конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Таким образом, в ситуации, когда антимонопольный орган представил достаточно серьезные доказательства и привел убедительные аргументы в пользу того, что органы и организации, поименованные в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приняли акты либо совершили действия (бездействие), создающие условия для ограничения конкуренции, на указанные органы либо организации переходит бремя доказывания того, что они действовали в соответствии с конкретной нормой федерального закона, разрешившей принять оспариваемый акт либо осуществить действия (бездействие).
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В развитие положений земельного законодательства Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 года N 49-11 утверждено Положение "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае, если по заключению уполномоченного органа Исполнительного комитета г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства.
Под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств.
С целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права.
В двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления проводятся работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
В случае возможности использования земельного участка для благоустройства уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани осуществляет опубликование в официальных источниках сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка с целью информирования населения и предотвращения споров с правообладателями смежных земельных участков.
Как установлено материалами дела, 06.12.2012 года Гибадуллин З.И. обратился в адрес ИК МО г. Казани с заявлением о предоставлении ему земельного участка приблизительной площадью 252 кв.м., для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку площадью 148 кв.м., принадлежащему ему на праве собственности согласно государственной регистрации права от 05.08.2011 года.
В соответствии с Решением Казанской городской Думы от 23.08.2012 N 3-16, п.3.1.16. Положения "О МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на момент поступления заявления ИП Гибадуллина З.И. обладало Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
В технико-экономическом обосновании запрашиваемой площади земельного участка подготовленным МУП "Центр исходной документации" было указано, что запрашиваемый земельный участок, площадью 252 кв.м., находится в зоне рекреационно-ландшафтной на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры и необходим для строительства здания нового общественного туалета и садового павильона. По эскизному проекту реконструкции садового павильона площадь земельного участка 148 кв.м. находящаяся в собственности Гибадуллина З.И. недостаточна для строительства, эксплуатации и обслуживания предполагаемого здания, поскольку площадь предполагаемой застройки составит 186,8 кв.м. а в проекции кровли и фундаментной плиты, поддерживаемых колоннами 296,4 кв.м.
10.12.2012 года между Гибадуллиным З.И. и ООО "СтройИнвест" заключен договор строительного подряда N 5/12 от 10.12.2012 года, согласно которому подрядчик в лице ООО "СтройИнвест" обязуется своими силами выполнить по заданию Гибадуллина З.И. работы по строительству садового павильона, а именно, устройство монолитного каркаса в объеме 692 кубических метра, в том числе по устройству фундаментной плиты, стен, колонн, плит перекрытия, лестниц в соответствии с проектно-сметной документацией, в срок с 12.12.2012 года до 06.02.2013 года. То есть на момент рассмотрения заявления ИП Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 года о предоставлении земельного участка под благоустройство, на данном земельном участке уже фактически начались строительные работы по реконструкции здания общественного туалета.
29.12.2012 года главным архитектором г.Казани Прокофьевой Т.Г. подписано градостроительное заключение на заявление Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 года о возможности формирования земельного участка с учетом последующего объединения с основным земельным участком.
Таким образом, совершая действия по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка, в рамках возложенных полномочий, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не могло не знать о подготовке и проведении строительных работ на данном земельном участке.
Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, рассмотрев заявление и технико-экономическое обоснование, подготовило градостроительное заключение на заявку от 06.12.2012 года N 10039 о возможности формирования испрашиваемого земельного участка.
После подготовки градостроительного заключения, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 4 (184) от 31.01.2013 года было опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21.
Как следовало из текста указанного сообщения, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани информировал о возможном предоставлении в собственность земельного участка, площадью 178 кв.м. по ул. Лобачевского для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования под здание (общественный туалет), без права возведения объектов недвижимости.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4590 от 21.05.2013 года "О предоставлении гражданину З.И. Гибадуллину в собственность земельного участка по улице Лобачевского" З.И, Гибадуллину был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 195 кв.м., то есть площадью не соответствующей площади, указанной в информационном сообщении, опубликованном в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 4 (184) от 31.01.2013 года.
В тексте данного сообщения указано, что земельный участок ИП Гибадуллину З.И. предоставлялся для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования под здание (общественный туалет), без права возведения объектов недвижимости.
На момент публикации сообщения в соответствующих учреждениях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани имелись сведения о фактически готовящемся проведении строительных работ и застройки земельного участка, о возможности предоставления которого опубликовывалось информационное сообщение, так же как и сведения о том, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования под здание (общественный туалет) используется не в соответствии с данным видом использования.
Таким образом, информационное сообщение, опубликованное Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 4 (184) от 31.01.2013 года, содержало недостоверные сведения о предоставлении Гибадуллину З.И. земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства, следовательно, не было обеспечено надлежащее информирование лиц, имеющих намерение получить тот же земельный участок, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка, установленной статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации при принятии постановления N 1764 от 20.02.2013 года и ограничению конкуренции за право получения вышеназванного земельного участка.
В последующем, постановлением ИК МО г.Казани от 20.02.2013 года N 1764 утверждена схема расположения земельного участка площадью 195 кв.м. расположенного по ул. Лобачевского, запрашиваемого Гибадуллиным З.И. для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства прилегающей территории.
09.04.2013 года по результатам проведенного МКУ "КЗИО ИК МО г.Казани" муниципального контроля, установлено, что Гибадуллиным З.И. при реконструкции здания общественного туалета используется земельный участок ориентировочной площадью 950 кв.м., путем ограждения территории под строительную площадку в сквере Ленинский сад.
Таким образом, в ИК МО г. Казани имелись сведения о производимых Гибадуллиным З.И. строительных работах на земельном участке, запрашиваемым им под благоустройство, для целей не связанных со строительством.
Кроме того, 15 августа 2012 года в адрес МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" поступило заявление ИП Гибадуллина З.И. для выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. занимаемого зданием общественного туалета.
На основании указанного заявления, МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было выдано разрешение N 11 от 15 августа 2012 года на проведение подготовительных работ (установка ограждения, банера очистки (мойки) колес автотранспорта). Срок действия разрешения устанавливался до 15 октября 2012 года.
Вместе с тем, Управлением градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ИП Гибадуллину З.И. разрешений на строительство, реконструкцию здания общественного туалета не выдавалось.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 15.02.2010 года N 79 участок находится на территории "Культурного слоя исторического центра города Казани XI-XVIII веков" г.Казани, являющегося объектом культурного наследия республиканского (регионального значения). Территория Ленинского садика представляет историческую и культурную ценность, и производство любых земляных работ осуществляется на основании письменного разрешения на производство указанных работ, выданных Министерством культуры РТ.
07.05.2013 года между Министерством культуры РТ и Гибадуллиным З.И. заключено охранное обязательство на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м.
Вместе с тем, строительные работы по устройству монолитного каркаса в объеме 692 кубических метра, в том числе по устройству фундаментной плиты, стен, колонн, плит перекрытия, лестниц, производились на земельных участках с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. занимаемый зданием общественного туалета и с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства до заключения охранного обязательства.
В соответствии с Положением о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. N 20-3, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани.
На основании Постановлений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. были заключены:
- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. занимаемым зданием общественного туалета N 14412 от 18.07.2011 года;
- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства N 18308 от 17.06.2013 года.
Пунктом 1.5 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м., занимаемого зданием общественного туалета N 14412 от 18.07.2011 года установлено разрешенное использование земельного участка - здание общественного туалета.
Пунктом 4.3.3. установлено, что Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в случае нарушения п. 1.5 вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в порядке и с последствиями, предусмотренными п. 3 ст. 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
По результатам проведения муниципального контроля 09.04.2013 года МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было установлено, что ИП Гибадуллин З.И. использует земельный участок в сквере Ленинский сад сверх предоставленной площади ориентировочно на 950 кв.м. путем ограждения территории под строительную площадку при реконструкции здания общественного туалета.
Таким образом, у МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" имелись сведения о производстве строительных работ на земельных участках, и существенном нарушении условий договора.
Пунктом 1.4.2 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м. для благоустройства N 18308 от 17.06.2013 года установлено ограничение в использовании земельного участка - предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений; производство любых земляных работ осуществлять с обязательным проведением охранно-спасательных археологических работ по согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан.
Пунктом 4.3.3. установлено, что Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в случае нарушения п. 1.4.2. вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в порядке и с последствиями, предусмотренными п.3 ст.450 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не были предприняты меры по расторжению договоров, при существенном нарушении условий договоров со стороны ИП Гибадуллина З.И.
18.12.2013 года сотрудниками РГУП "Бюро технической инвентаризации" были произведены линейные замеры, в соответствии с которыми установлено, что площадь застройки объекта недвижимости здания общественного туалета, расположенного в сквере Ленинский сад составляет 392,2 кв.м. Установленная линейными замерами площадь застройки садового павильона свидетельствует о превышении капитальной застройки в пределах двух земельных участков, принадлежащих ИП Гибадуллину З.И. на праве собственности - земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв.м.
Участники гражданских правоотношений должны находиться в равном положении по отношению друг к другу, в рамках доступа к получению прав владения и пользования муниципальными земельными участками, запрещается предоставление кому-либо преимущественного доступа к муниципальным земельным участкам.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Предоставление ИП Гибадуллину З.И. преимущества, выразившегося в передаче земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв.м. для реконструкции здания общественного туалета, в то время как должно быть передано для благоустройства, в сквере Ленинский сад привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является извлечение прибыли.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Исполнительный комитет, Комитет земельных отношений и Управление архитектуры совершили действия по фиктивному предоставлению земельного участка N 2 под благоустройство, фактически одобрив действия предпринимателя по строительству на указанной территории объекта предпринимательской деятельности, то есть предпринимателю в указанной ситуации было предоставлено право по приобретению в собственность земельного участка, которое любое другое лицо не имело бы в аналогичной ситуации.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Таким образом, если органы местного самоуправления совершают действия по представлению земельного участка, на котором ими фактически одобрено последующее осуществление предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, указанные органы должны отобрать лицо, получающее право на земельный участок, на конкурентной основе. Несоблюдение указанной процедуры негативно влияет на права неопределенного круга лиц на справедливые условия конкуренции, чем нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" являются нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение и выданное на его основании предписание не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителей, в связи с чем не подлежат признанию недействительными.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению.
Представленные в материалы дела доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Исполнительный комитет, Комитет земельных отношений и Управление архитектуры совершили действия по фиктивному предоставлению земельного участка N 2 под благоустройство, фактически одобрив действия предпринимателя по строительству на указанной территории объекта предпринимательской деятельности, то есть предпринимателю в указанной ситуации было предоставлено право по приобретению в собственность земельного участка, которое любое другое лицо не имело бы в аналогичной ситуации.
В обоснование осведомленности Исполнительного комитета и подведомственных ему организаций о характере фактического использования земельного участка УФАС по Республике Татарстан представлены соответствующие доказательства.
Исполнительный комитет не мог не знать о проводимых на участке и в здании общественного туалета строительных работах, поскольку Комитетом земельных отношений в рамках муниципального контроля была проведена проверка от 09.04.2013 с использованием средств фотофиксации, по результатам которой было установлено, что предпринимателем использовался земельный участок сверх предоставленной площади ориентировочно на 950 кв. м путем ограждения территории под строительную площадку при реконструкции здания общественного туалета.
Также о готовящейся реконструкции здания общественного туалета и застройке территории ИП Гибадуллин З.И. указывал в технико-экономическом обосновании к заявлению о предоставлении участка N 2 под благоустройство.
Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы ИП Гибадуллина З.И. со ссылками на Отчет по результатам обмерочных работ здания садового павильона, расположенного по адресу: г.Казань, ул,Пушкина, д.31А, составленный ООО "ПСО "ФОРС". Апелляционный суд отмечает, что отчет произведен в июле 2015 году, кроме того, отчет не имеет привязки к вышеуказанным земельным участкам и их границам, не содержит подробного описания, фотофиксации элементов благоустройства.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу уплаты гр. Гибадуллиным З.И. государственной пошлины в размере 3 000 рублей, при том, что для физических лиц размер государственной пошлины за обращение в суд апелляционной инстанции по рассматриваемым требованиям составляет 150 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 рублей подлежит возращению плательщику из средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 октября 2015 года по делу N А65-5916/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Гибадуллину Зуфару Исмагиловичу, Республика Татарстан, г. Казань, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 139 от 22.10.2015 государственную пошлину в размере 2 850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5916/2014
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Гибадуллин З. И., Министерство культуры Республики Татарстан, г. Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6039/16
17.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16691/15
11.12.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16624/15
05.10.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5916/14
05.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17984/13
24.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12020/14
01.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5916/14