22 декабря 2015 г. |
Дело N А84-1834/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Полынкиной Н.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Мурашовой К.В.,
при участии представителей от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу - Павлычев С.Ю., по доверенности от 21.10.2015 N 15, консультант отдела правового обеспечения, государственной службы, кадров и противодействия коррупции, от общества с ограниченной ответственностью "Жеваго" - Новиков С.В., по доверенности от 16.10.2014 N 92 АА 0101731, адвокат,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 октября 2015 года по делу N А84-1834/2015 (судья Морозова Н.А.), принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Жеваго",
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу (далее по тексту - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), общества с ограниченной ответственностью "Жеваго" (далее по тексту - общество).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27 октября 2015 года по делу N А84-1834/2015 в удовлетворении заявления управления отказано. Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу что справка, включая ее разделы, представляет собой неотъемлемое приложение, прежде всего, к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию. При этом раздел "А" справки подтверждает источник происхождения алкогольной продукции, а потому является неизмененным и передаваемым при каждой последующей передаче (реализации) товара. В свою очередь, раздел "Б" свидетельствует лишь о перемещении алкогольной продукции на основании товарно-транспортной накладной в рамках взаимоотношений между конкретными лицами, которые могут и не являться сторонами первичной сделки, сведения о которой отражены в разделе "А" подобной справки, то есть передача продавцом, и получение покупателем раздела "Б" справки, относящейся к поставке товара, не связанной со сделкой, совершенной между названными непосредственными субъектами, не является обязательным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность решения от 27 октября 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании приказа управления от 29.06.2015 N 271 "О государственном надзоре за состоянием исполнения обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции на территории Крымского федерального округа" сотрудники управления 22.07.2015 провели проверку в принадлежащем обществу магазине розничной торговли по адресу: г.Севастополь, пр. Гагарина, 29, в ходе которой выявлено осуществление оборота (розничная продажа и хранение) алкогольной продукции: водки "Русский обычай" серебряная, емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ОАО "Валуйский ликеро-водочный завод", Россия, 309996, Белгородская область, г.Валуйки, ул. Октябрьская, д.39, цена 200 руб., маркированной федеральными специальными марками 100 933397564, 100 933397546, 100 933397574, 100 933397557, 100 933307553, 100 933397552, имеющими визуальные признаки подделки, а именно: отсутствует защитная нить шириной 4 мм с нерегулярным окном, вместо припресованной медной голографической фольги с шириной 10,5 мм, нанесена медная фольга без голографического исполнения. Аналогичная ситуация имеет место в отношении реализуемой заинтересованным лицом алкогольной продукции - водки "Русский обычай" золотая, в количестве 8 бутылок, емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ОАО "Валуйский ликеро-водочный завод", цена 200 руб., ФСМ: 100 933395738, 100 933395753, 100 933395741, 100933395754, 100 933395746, 100 933395747, 100 933395752, 100 933395749.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения управлением определения от 22.07.2015 N 07-15/93-1 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.12. КоАП РФ и составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, N 07-15/93-2.
В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 22.07.2015 N 07-15/93-6, оформленного с участием двух понятых и директора общества, заявитель изъял следующую алкогольную продукцию: водку "Русский обычай" золотая поименованного выше производителя в количестве 5 бутылок, крепостью 40%, дата розлива 12.03.2014, объемом 0,5 л, ФСМ: 100 933395741, 100 933395754, 100 933395746, 100 933395747, 100 933395749; водку "Русский обычай" серебряная, этого же производителя, в количестве 5 бутылок, крепостью 40%, дата розлива 12.03.2014, объемом 0,5 л, ФСМ: 100 933397564, 100 933397546, 100 933397574, 100 933397557.
На основании протокола изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 22.07.2015 N 07-15/93-5, составленного с привлечением двух понятых и в присутствии руководителя ООО "Жеваго", управление также изъяло водку "Русский обычай" золотая, в количестве двух бутылок, ФСМ: 100 933395738, 100 933395753, водку "Русский обычай" серебряная, в количестве двух бутылок, ФСМ: 100 933395753, 100 933395752.
В связи с непредставлением обществом при проверке сопроводительных документов, подтверждающих легальность спорной алкогольной продукции, управление вынесло определение от 22.07.2015 N 07-15/93-3 об истребовании у общества, в частности, заверенных копий сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, указанных в протоколах изъятия вещей и документов от 22.07.2015 N 07-15/93-6 и 07-15/93-5. Испрашиваемые документы представлены обществом 27.07.2015.
Определением от 31.08.2015 управление приобщило к материалам этого дела об административном правонарушении протокол осмотра с фото-таблицей от 22.07.2015 N 07-15/93-2, протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 22.07.2015 N 07-15/93-5, определение от 22.07.2015 N 07-15/93-2 об истребовании сведений, копии документов, представленные организацией.
11.09.2015 управление составило протокол N 07-15/123-1ю об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.16. КоАП РФ - отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно: раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной на водку "Русский обычай" серебряная и "Русский обычай" золотая, емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ОАО "Валуйский ликеро-водочный завод", грузополучателем которой являлось общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Куранты" (далее - ООО "ТД "Куранты").
Материалы дела об административном правонарушении на основании части 2 статьи 23.1. КоАП РФ направлены в арбитражный суд, который при рассмотрении возникшего спора пришел к выводу о недоказанности события вмененного обществу административного правонарушения.
Однако, апелляционная коллегия не может согласится с таким выводом.
Частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ), за нарушение которого общество привлечено к ответственности, регулируются отношения в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Неуклонное соблюдение норм действующего законодательства, касающегося алкогольной продукции, является существенным общественным интересом, так как затрагивает интересы государства по охране жизни и здоровья его граждан.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 26.1. КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения. Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
В соответствии со статьями 16, 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота и без сертификатов соответствия, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
К документам, сопровождающим оборот алкогольной продукции, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 названного Закона, относятся в том числе справки, прилагаемые к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Форма справки и правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее по тексту - правила).
В соответствии с пунктом 7 правил раздел "Б" справки заполняется с соблюдением требований к заполнению аналогичных позиций раздела "А", при этом в левой части раздела "Б" продавцом указываются реквизиты и данные продавца, а в правой части раздела "Б" продавцом указываются реквизиты и данные покупателя (получателя).
Из подпункта "д" пункта 6 правил следует, что в пунктах 5 и 14 раздела "А" справки для организации указываются наименование организации и ее местонахождение (краткое наименование страны, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), номер помещения (комнаты, офиса).
Пунктом 4 правил установлено, что организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В пункте 5 правил установлено, что при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к выводу, что организации-покупатели алкогольной продукции обязаны заполнять раздел "Б" справки к товарно-транспортной накладной для подтверждения легальности ее производства и оборота.
Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.16. КоАП РФ.
Судом установлено, что у общества на реализуемую алкогольную продукцию имелись товарно-транспортные накладные, разделы "А" и "Б" справки к товарно-транспортной накладной, однако в разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной отсутствуют сведения об организациях, грузополучателем которых является ООО "ТД "Куранты", что не может являться подтверждением легальности производства и оборота алкогольной продукции, полученной обществом.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт установленным и доказанным материалами дела наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ, факт его совершения обществом и вину общества в его совершении.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вывод суда первой инстанции об отсутствии каких-либо процессуальных документов, вынесенных управлением и свидетельствующих о возбуждении дела до 31.08.2015, поскольку фактически дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16. КоАП РФ возбуждено с даты составления протокола - с 11.09.2015, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 28.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Поскольку в рамках проведения административного расследования по части 4 статьи 15.12. КоАП РФ в отношении общества был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 07-15/93-2 от 22.07.2015 и в указанном протоколе зафиксированы достаточные данные, указывающие на наличие двух составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16. и ч. 4 ст. 15.12. КоАП РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что административное производство за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ, было возбуждено с момента составления указанного протокола осмотра N 07-15/93-2 от 22.07.2015.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности у суда не имеется.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции находит обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права.
С учётом характера совершённого административного правонарушения, его последствий, обстановки, в которой совершено нарушение, данных о нарушителе, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, суд находит возможным назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере 200 000 рублей. Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 октября 2015 года по делу N А84-1834/2015 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Жеваго" (улица Александра Маринеско, 25, город Севастополь, 299006, ИНН 9201008863, ОГРН 1149204026102) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16. КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу: 295017, г. Симферополь, ул. Киевская, 73, ИНН 9102002500, КПП 910201001, ОГРН 1149102002961.
УФК по г. Севастополю, л/с 04741А92040 расчетный счет 40101810167110000001 в отделении по г. Севастополю Центрального банка Российской Федерации, БИК 046711001, КБК 160 116 08010 01 6000 140, ОКТМО 67000000.
Штраф в соответствии со статьей 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Разъяснить обществу с ограниченной ответственностью "Жеваго", что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления у Двадцать первого арбитражного апелляционного суда будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1834/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу
Третье лицо: ООО "Жеваго"