Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
23 декабря 2015 г. |
А73-10779/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Вертопраховой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт": Страфун М.А. представитель по доверенности от 25.05.2015, Дядечкин А.В. представитель по доверенности от 05.10.2015;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Григорьева Е.В. представитель по доверенности от 29.12.2014;
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "Аврора": Кокин И.Е. представитель по доверенности от 24.06.2015, Заболотский А.А. представитель по доверенности от 12.01.2015, Яровая Е.А. представитель по доверенности от 29.12.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, открытого акционерного общества "Авиакомпания "Аврора"
на решение от 12.10.2015
по делу N А73-10779/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третье лицо: открытое акционерное общество "Авиакомпания "Аврора"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (ОГРН 1052700246532, ИНН 2724083654, далее - ОАО "Хабаровский аэропорт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 07.07.2015 N 12 и предписания от 07.07.2015 N 5.
Определением суда от 03.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Авиакомпания "Аврора" (далее - ОАО "АК "Аврора").
Определением от 03.08.2015 удовлетворено ходатайство заявителя об обеспечительных мерах и судом приостановлено действие предписания от 07.07.2015 N 5 антимонопольного органа до рассмотрения дела N А73-10779/2015 в Арбитражном суде Хабаровского края и вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2015 по делу N А73-10779/2015 заявленные ОАО "Хабаровский аэропорт" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган и ОАО "АК "Аврора" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 12.10.2015 по делу N А73-10779/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб антимонопольный орган, ОАО "АК "Аврора" ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители антимонопольного органа, ОАО "АК "Аврора" доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представитель ОАО "Хабаровский аэропорт" против доводов апелляционных жалоб возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2015 по делу N А73-10779/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене, так как выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Принимая решение, суд первой инстанции указал следующее. Организация и осуществление пропускного и внутриобъектового режима аэропорта "Хабаровск (Новый)" определяются Инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режиме от 01.04.2013 (далее - Инструкция), разработанной в соответствии с Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации (утверждено приказом Федеральной авиационной службы от 20.01.1998 N 22) и Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утверждены приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142), а также с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, Положением о федеральной системе обеспечения деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, с учетом стандартов и рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО). Инструкция согласована с Дальневосточным МТУ ВТ Росавиации, ЛОП в аэропорту Хабаровск, Управлением вневедомственной охраны УМВД России по г.Хабаровску, Отделением пограничного контроля "Хабаровск-аэропорт", Таможенным постом "Аэропорт Хабаровск".
Инструкцией установлен порядок допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта (глава VII).
Согласно пункту 7.1 Инструкции лица сторонних организаций и посетители, которым необходим допуск в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (статья 64 ВК РФ).
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 утвержден Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, которым предусмотрен сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта (далее - Приказ N 241), включая осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту (пункт 3.2.1 перечня к Приказу N 241).
Приказом ФСТ России от 21.08.2012 N 193-т/4 утверждены для ОАО "Хабаровский аэропорт" предельные максимальные сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту г.Хабаровск, и иностранных эксплуатантов согласно приложениям 1 и 2, в том числе сбор за обеспечение авиационной безопасности - 200,0 руб./т м.в.м. Приказом ФСТ России от 11.03.2015 N 34-т/1 сбор за обеспечение авиационной безопасности установлен в размере - 227,0 руб./т м.в.м.
Из материалов дела следует, что в период 2012 - 2014 годов ОАО "АК "Аврора", осуществляя деятельность эксплуатанта воздушных судов на территории аэропорта "Хабаровск (Новый)", неоднократно обращалось в ОАО "Хабаровский аэропорт" с письмами о выдаче разовых, временных, а также постоянных личных пропусков для своих сотрудников и постоянных транспортных пропусков.
Учитывая затратность в изготовлении и оформлении постоянных личных и транспортных пропусков, услуга по их выдаче сторонним организациям осуществлялась за плату путем выставления счетов-фактур, которые впоследствии оплачивались. Оформление и выдача разовых и временных пропусков сторонним организациям осуществлялась без оплаты. При этом стоимость услуги по оформлению постоянного личного пропуска, согласно утвержденному ОАО "Хабаровский аэропорт" прейскуранту, определена в размере 857 руб. (с учетом НДС) за 1 пропуск.
В адрес Хабаровского УФАС России поступило заявление ОАО "АК "Аврора" (от 25.11.2014 исх. N 03-160/0430 (вх. N 6/14878) с жалобой на действия ОАО "Хабаровский аэропорт", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, взимании платы за оформление и выдачу постоянных личных и транспортных пропусков, а также в установлении сокращенного срока действия данных пропусков.
Приказом Хабаровского УФАС России от 26.02.2015 N 131 в отношении ОАО "Хабаровский аэропорт" возбуждено дело N 3-1/291 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением антимонопольного органа от 07.07.2015 N 12 установлено доминирующее положение ОАО "Хабаровский аэропорт" на рынке услуг по обеспечению авиационной безопасности на территории аэропорта "Хабаровск (новый)" с долей 100 % (пункт 1). Действия общества, выразившиеся во взимании с ОАО "АК "Аврора" платы за оформление и выдачу постоянных личных и транспортных пропусков для входа/въезда в контролируемую территорию аэропорта "Хабаровск (Новый)", признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 2). Решено выдать обществу предписание о прекращении антимонопольного законодательства и недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (пункт 3).
На основании указанного решения Хабаровским УФАС России выдано предписание от 07.07.2015 N 5, которым обществу предписано:
1) в срок до 03.08.2015 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением комиссии антимонопольного органа от 07.07.2015 N 12 и в последующем не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;
2) с целью исполнения пункта 1 настоящего предписания прекратить взимать с ОАО "АК "Аврора" денежные средства за оформление и выдачу постоянных личных и транспортных пропусков для входа/въезда в контролируемую территорию аэропорта "Хабаровск (Новый)" и, при наличии обстоятельств, схожих с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения дела N 3-1/291, не допускать действий с аваиапредприятий (эксплуатантов), являющихся плательщиками сбора за авиационную безопасность, денежных средств за оформление и выдачу данных пропусков;
3) ОАО "Хабаровский аэропорт" в срок до 07.08.2015 сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением подтверждающих документов.
Полагая, что указанные решение и предписание не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, нарушают права и законные интересы, ОАО "Хабаровский аэропорт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ. Суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Исходя из перечисленных выше нормативных документов суд первой инстанции правильно указал о том, что ОАО "Хабаровский аэропорт", осуществляя пропускной режим, исполняет возложенные на него обязанности авиационной безопасности, для чего приказом Минтранс России от 17.07.2012 N 241 предусмотрена уплата сбора авиационными перевозчиками. При этом деятельность общества по оформлению специальных пропусков является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления.
При этом судом первой инстанции сделан вывод о том, что выдача постоянных личных и постоянных транспортных пропусков лицам ОАО "АК "Аврора" как сторонней организации не предусмотрена согласно пункту 15 приказа Минтранса России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", где указано, что лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска. Согласно пункту 7.1 Инструкции ОАО "Хабаровский аэропорт" о пропускном и внутриобъектовом режиме от 01.04.2013 лица сторонних организаций и посетители, которым необходим допуск в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Суд первой инстанции также указал том, что выдача постоянных личных и постоянных транспортных пропусков лицам сторонних организаций не является для ОАО "Хабаровский аэропорт" обязанностью. А оформление постоянных пропусков свидетельствует о возникновении между ОАО "Хабаровский аэропорт" и ОАО "АК "Аврора" фактических длительных и постоянных договорных взаимоотношений по предоставлению возмездных разовых услуг, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принято во внимание сложная технология и затратность изготовления таких пропусков для ОАО "Хабаровский аэропорт".
Эти выводы суда апелляционная инстанция считает ошибочными, исходя из следующего.
Договор между ОАО "Хабаровский аэропорт" и ОАО "АК "Аврора" об оказании услуг по оформлению пропусков не заключался. Заявки о выдаче пропусков подавались во исполнение Инструкции ОАО "Хабаровский аэропорт" о пропускном и внутриобъектовом режиме от 01.04.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Министерства транспорта России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012) утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
В пункте 3.2.1 Правил формирования тарифов предусмотрено, что к числу аэропортовых сборов относится сбор за обеспечение авиационной безопасности, взимаемый за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами, включая, в том числе, осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.
В стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.
Приказом ФСТ России от 21.08.2012 N 193-т/4, от 11.03.2015 N 34-т/1 утверждены для ОАО "Хабаровский аэропорт" предельные максимальные сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропорту г.Хабаровск, и иностранных эксплуатантов согласно приложениям 1 и 2, в том числе сбор за обеспечение авиационной безопасности
По материалам дела установлено, что на территории аэропорта "Хабаровск (Новый)" осуществляет деятельность ОАО "АК "Аврора", как авиаперевозчик и эксплуатант воздушных судов. ОАО "АК "Аврора" является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, что также подтверждено апелляционному суду ОАО "Хабаровский аэропорт". Соответственно стоимость пропусков включена в ставку плательщика сбора. Оформляя пропуска ОАО "Хабаровский аэропорт" исполняло возложенную на него обязанность по обеспечению авиационной безопасности.
Согласно пункту 14 приказа Минтранс России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Произвольное предположение ОАО "Хабаровский аэропорт" о правомерности своих действий в связи с неуказанием в выше приведенных нормативных документах видов пропусков, затраты по оформлению и выдаче которых обеспечиваются сбором за обеспечение авиационной безопасности, неверно. Поскольку уполномоченными органами установлен предельный максимальный размер сбора с учетом полного объема мер безопасности, то он подразумевает компенсацию всех расходов на обеспечение авиационной безопасности. Определенный ОАО "Хабаровский аэропорт" порядок организации и осуществления внутриобъектового режима не должен противоречить действующему законодательству, обязательному к исполнению.
ОАО "Хабаровский аэропорт" не ограничено в установленном порядке в возможности пересмотра сроков действия разовых и временных пропусков, представлении в ФТС России обоснования изменения размера сбора.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд считает законными пункты 2, 3 решения от 07.07.2015 N 12, предписание от 07.07.2015 N 5 о нарушении ОАО "Хабаровский аэропорт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с необоснованностью взимания доминирующим хозяйствующим субъектом дополнительной платы за оформление и выдачу постоянных пропусков, что ущемляет интересы ОАО "АК "Аврора".
На основании статей 104, 110 АПК РФ, 333.21, 333.40 НК РФ госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, уплаченная ОАО "АК "Аврора", взыскивается в его пользу с ОАО "Хабаровский аэропорт", а излишне уплаченная в федеральный бюджет госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату ОАО "АК "Аврора".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2015 по делу N А73-10779/2015 отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" о признании незаконными пунктов 2 и 3 решения от 07.07.2015 N 12 и предписания от 07.07.2015 N 5 управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отказать.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Аврора" (ОГРН 1056500677749, ИНН 6501161401) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 03.11.2015 N 10038 в сумме 1500 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" в пользу открытого акционерного общества "Авиакомпания "Аврора" 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10779/2015
Истец: ОАО "Хабаровский аэропорт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, УФАС по Хабаровскому краю
Третье лицо: ОАО "Авиакомпания "Аврора"