г. Пермь |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А60-17634/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.12.2015.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Дружининой Л.В., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочневой А.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Министерства здравоохранения Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2015,
принятое судьей Воротилкиным А.С.,
по делу N А60-17634/2015
по иску ООО "АВК-Альянс" (ОГРН 1106604001129, ИНН 6604026980, Свердловская обл., г. Полевской)
к Министерству здравоохранения Свердловской области (ОГРН 1036603497028, ИНН 6660010415, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности по государственным контрактам на возмездное оказание услуг,
по встречному иску Министерства здравоохранения Свердловской области
к ООО "АВК-Альянс"
о расторжении государственных контрактов на возмездное оказание услуг в части,
при участии
от истца: Паникарова Ю.В., доверенность от 12.03.2015 N 5,
от ответчика: Белошевич С.О., доверенность от 12.01.2015 N 12-1,
установил:
ООО "АВК-Альянс" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области (далее - министерство, ответчик):
- о взыскании 1 185 975 руб. 43 коп. долга по государственному контракту от 26.12.2012 N 0162200011812002544;
- о взыскании 40 249 312 руб. 53 коп. долга по государственному контракту от 26.12.2012 N 0162200011812002545.
Ответчиком предъявлен встречный иск:
- о расторжении государственного контракта от 26.12.2012 N 0162200011812002544 на сумму неоказанных услуг в размере 1 189 082 руб. 76 коп.;
- о расторжении государственного контракта от 26.12.2012 N 0162200011812002545 на сумму неоказанных услуг в размере 41 390 767 руб. 74 коп.
Решением арбитражного суда от 29.09.2015 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных требований, об удовлетворении встречных требований, ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права (статья 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьи 2, 421, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Истцом представлены письменные объяснения, в которых он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 1) министерством от имени Свердловской области (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 26.12.2012 N 0162200011812002544 (далее - контракт N 544).
По условиям указанного контракта (пункт 1.1) исполнитель обязуется оказывать услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральная программа обеспечения необходимости лекарственными средствами - далее федеральная программа) и гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета (областная программа), в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения и обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1658-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета", именуемым в дальнейшем - граждане, в соответствии с регламентом (приложение N 1 к контракту) (далее - оказание услуг по обеспечению граждан), на условиях, установленных настоящим контрактом, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги по обеспечению граждан.
Срок оказания услуг по обеспечению граждан: с 01.01.2013 по 31.12.2013 (с учетом пунктов 3.1 и 3.5 контракта).
Согласно пункту 2.1.1 контракта N 544 фармацевтическая организация приняла на себя обязательство организовать оказание услуг по обеспечению граждан в соответствии с качественными характеристиками, в сроки, с соблюдением кратности выполнения, указанными в регламенте (приложение N 1 к контракту), в том числе заключить договоры с аптечными организациями, включенными в реестры приказами министра здравоохранения Свердловской области от 08.10.2012 N 1148-п "Об утверждении реестра аптечных организаций для отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также продуктов лечебного питания для детей-инвалидов по рецептам врача (фельдшера) бесплатно гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в 2013 году" и от 08.10.2012 N 1149-п "Об утверждении реестра аптечных организаций для отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера) бесплатно и на льготных условиях гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета, в 2013 году".
Пунктом 2.1.9 контракта N 544 установлено, что единицей оказанных услуг является обеспеченный рецепт на изделие медицинского назначения и специализированный продукт лечебного питания, выписанный гражданину, с учетом пункта 3.8.
В соответствии с пунктом 2.1.17 контракта N 544 исполнитель принял на себя обязательство ежемесячно в срок до 15 числа следующего месяца представлять заказчику сводный реестр рецептов в электронном виде.
После получения от заказчика результатов первичной экспертизы (медико-экономического контроля) представлять подписанные в 2-х экземплярах акты сдачи-приемки оказанных услуг по обеспечению граждан раздельно по федеральной и областной программам с приложением следующих документов:
- счет на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан лекарственными препаратами;
- счет-фактура на сумму оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан лекарственными препаратами;
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам бесплатно, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме;
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам с 50 процентной скидкой, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (областная программа).
В соответствии с пунктом 2.1.21 контракта N 544 документами, подтверждающими исполнение исполнителем своих обязательств, являются документы, указанные в пункте 2.1.17 настоящего контракта.
Цена контракта составляет 22 370 652 руб. (пункт 3.1 контракта N 544).
Пунктом 3.3 контракта N 544 предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату счетов исполнителя ежемесячно, по факту оказания услуг, в течение 15 банковских дней, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем контракте, за счет средств областного бюджета (в течение 1-4 кварталов 2013 года), а также поступивших в виде субвенций, предоставленных из средств федерального бюджета в бюджет Свердловской области, после акта первичной экспертизы (медико-экономического контроля), указанного в пункте 2.2.6 настоящего контракта, на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг по обеспечению граждан с приложением следующих документов:
- счет на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
- счет-фактура на оплату оказанных исполнителем услуг по обеспечению граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания;
- реестры рецептов на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, отпущенные гражданам бесплатно, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (принятые к оплате после экспертизы);
- реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные гражданам с 50 процентной скидкой, на бумажном (первый и последний лист) и электронном носителях по утвержденной заказчиком форме (принятые к оплате после экспертизы) (областная программа).
На основании пункта 3.5 контракта N 544 заказчик осуществляет оплату услуг по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, исходя из стоимости услуги за обеспечение одного рецепта, которая рассчитывается исходя из цены настоящего государственного контракта (пункт 3.1) и составляет не более 120,69 руб.
При этом оплата услуг исполнителя уменьшается на сумму денежных средств возмещенных гражданами, имеющими 50 процентную скидку по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета (пункт 3.5.2 контракта N 544).
Срок действия настоящего контракта: с 01.01.2013 по 31.12.2013, но в любом случае до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по настоящему контракту, включая взаиморасчеты (пункт 9.1 контракта N 544).
В регламенте оказания услуг по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания (приложение N 1 к контракту N 544) определен объем рецептов на изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания: по федеральной программе не более 102 000 шт., по областной программе не более 98 400 шт.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 07.05.2014 к контракту N 544 о расторжении контракта в части оказания услуг по программе обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств областного бюджета на сумму 3 107 руб. 33 коп.
В названном соглашении (пункт 2) зафиксировано, что услуги, подлежащие оказанию в соответствии с пунктом 1.1 контракта, в установленный контрактом срок оказаны на сумму 22 367 544 руб. 67 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 11 386 260 руб. и за счет средств областного бюджета на сумму 10 981 284 руб. 67 коп.
Исполнителем предъявлена заказчику претензия от 11.02.2015 N 44 о погашении 1 185 975 руб. 43 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных в рамках контракта N 544;
2) министерством от имени Свердловской области (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 26.12.2012 N 0162200011812002545 (далее - контракт N 545).
По условиям указанного контракта (пункт 1.1) исполнитель обязуется оказывать услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (федеральная программа обеспечения необходимости лекарственными средствами - далее федеральная программа) и гражданам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета (областная программа), в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения и обеспечения населения учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Свердловской области от 21.11.2012 N 91-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1658-ПП "О порядке предоставления мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, за счет средств областного бюджета", именуемым в дальнейшем - граждане, в соответствии с регламентом (приложение N 1 к контракту) (далее - оказание услуг по обеспечению граждан), на условиях, установленных настоящим контрактом, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги по обеспечению граждан.
Срок оказания услуг по обеспечению граждан: с 01.01.2013 по 31.12.2013 (с учетом пунктов 3.1 и 3.5 контракта).
Условия контракта N 545 (пункты 2.1.1, 2.1.9, 2.1.17, 2.1.2, 3.3., 3.5.2, 9.1) аналогичны условиям контракта N 544.
Цена контракта составляет 344 075 760 руб. (пункт 3.1 контракта N 545).
Пунктом 3.5 контракта N 545 предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, исходя из стоимости услуги за обеспечение одного рецепта, которая рассчитывается исходя из цены настоящего государственного контракта (пункт 3.1) и составляет не более 123,10 руб.
В регламенте оказания услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами (приложение N 1 к контракту N 545) определен объем рецептов на лекарственные препараты: по федеральной программе не более 2 400 000 шт., по областной программе не более 1 116 000 шт.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 07.05.2014 к контракту N 545 о расторжении контракта в части оказания услуг по программе обеспечения граждан лекарственными средствами за счет средств областного бюджета на сумму 1 141 455 руб. 21 коп.
В названном соглашении (пункт 2) зафиксировано, что услуги, подлежащие оказанию в соответствии с пунктом 1.1 контракта, в установленный контрактом срок оказаны на сумму 342 934 304 руб. 79 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 234 864 000 руб. и за счет средств областного бюджета на сумму 108 070 304 руб. 79 коп.
Исполнителем предъявлена заказчику претензия от 11.02.2015 N 43 о погашении 40 249 312 руб. 53 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных в рамках контракта N 545.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных в соответствии с контрактами услуг (по приему от поставщиков, хранению, учету, отчетности, транспортировке в аптечные организации изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и лекарственных препаратов, заключению договоров с аптечными организациями, проведению погрузочно-разгрузочных работ, организации в аптеках обеспечения рецептов), общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о взыскании долгов.
В ходе судебного разбирательства заказчиком направлены исполнителю письма от 01.06.2015 N 03-01-82/5643, от 01.06.2015 N 03-01-82/5644 с предложениями расторгнуть контракты в связи с тем, что исполнителем не оказаны услуги по контракту N 544 на сумму 1 189 082 руб. 76 коп., по контракту N 545 на сумму 41 390 767 руб. 74 коп.
Считая, что истцом допущены существенные нарушения контрактов, выразившиеся в неоказании до истечения установленных сроков услуг на эти суммы, министерство предъявило встречные требования о расторжении контрактов в соответствующих частях.
Рассматривая первоначальный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 431, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела, в том числе дополнительными соглашениями от 07.05.2014 к контрактам, отсутствие факта отпуска лекарственного препарата гражданину не свидетельствует о неоказании иных услуг, оплата услуг не поставлена в зависимость от оказания всех услуг, перечисленных в контракте.
Сочтя, что ответчик обязан оплатить услуги независимо от факта получения лекарственных препаратов гражданами, так как вина истца в их неполучении отсутствует, суд первой инстанции удовлетворил первоначальные требования в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из установления при рассмотрении первоначального иска факта оказания услуг, недоказанности ответчиком обстоятельств, на которых основаны встречные требования.
Выводы суда первой инстанции о доказанности факта оказания услуг, предусмотренных контрактами, на спорные суммы, возникновении на стороне ответчика обязанности оплатить оказанные услуги не соответствуют обстоятельствам дела, в том числе условиям контрактов (в частности пунктам 2.1.9, 2.1.17, 2.1.21, 3.3), имеющимся в деле доказательствам и положениям статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Условия обоих контрактов свидетельствуют о том, что между сторонами возникли отношения, регулируемые главой 39 (Возмездное оказание услуг) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (пункт 3 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данной ситуации истец требует взыскания определенной контрактами полной стоимости услуг за деятельность, которая осуществлена не в полном объеме (не выполнены входящие в предмет контрактов действия по отпуску гражданам изделий, продуктов, препаратов по рецептам через аптечные организации) и конечная цель которой (получение гражданами изделий, продуктов, препаратов по рецептам) не достигнута.
Следует признать, что получение изделий, продуктов, препаратов по рецептам зависит от воли граждан, а не от действий сторон, в связи с чем достижение результатов деятельности исполнителя, следствием которых является получение изделий, продуктов, препаратов по рецептам в предусмотренном контрактами предельном объеме, невозможно по объективным причинам.
Исходя из положений статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации это обстоятельство должно влечь возникновение у заказчика обязанности возместить исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или контрактами, а не обязанности оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в контрактах.
Между тем истцом требование о возмещении фактически понесенных расходов не заявлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Невозможность отпуска гражданам изделий, продуктов и препаратов по рецептам в предусмотренном контрактами предельном объеме возникла не по вине заказчика, поэтому исполнитель не вправе требовать оплаты услуг в полном объеме. Иное не предусмотрено ни законом, ни контрактами.
Как установлено пунктами 2.1.21 контрактов, документами, подтверждающими исполнение исполнителем своих обязательств, являются документы, указанные в пункте 2.1.17 контракта.
В силу пунктов 3.3 контрактов обязательными условиями наступления для заказчика момента исполнения обязательства по оплате услуг являются:
- факт оказания услуг, единицей которых согласно пунктам 2.1.9 контрактов является рецепт, по которому фактически отпущены гражданину изделия, продукты и препараты;
- предоставление указанных в пункте 2.1.17 контракта документов.
Однако отпуск гражданам изделий, продуктов и препаратов по рецептам в аптечных организациях, с которыми у исполнителя заключены договоры, не осуществлен и, соответственно, документы, необходимые для оплаты услуг, в том числе акты первичной экспертизы (медико-экономического контроля), реестры рецептов на изделия, продукты, препараты, отпущенные гражданам, на спорные суммы не оформлены.
Следовательно, предусмотренных пунктами 3.3 контрактов оснований для оплаты услуг не имеется.
С выводом суда первой инстанции о том, что оплата услуг не поставлена в зависимость от оказания всех услуг, перечисленных в контракте, согласиться нельзя ввиду следующего.
Поскольку контрактами не предусмотрена оплата отдельных действий исполнителя (в частности прием, хранение, учет, отчетность, транспортировка изделий, продуктов, препаратов), заказчик обязан уплатить исполнителю обусловленную цену после выполнения исполнителем всех действий, включая отпуск гражданам изделий, продуктов, препаратов по рецептам через аптечные организации.
При таких обстоятельствах сами по себе дополнительные соглашения от 07.05.2014, в которых указана стоимость оказанных по контрактам N 544, N 545 услуг (22 367 544 руб. 67 коп. и 342 934 304 руб. 79 коп.) и на которые ссылается истец в обоснование первоначальных требований, не могут быть приняты в качестве доказательств оказания услуг. Содержащиеся в них сведения о стоимости оказанных услуг не соответствуют действительности.
Ссылка истца на позицию, изложенную в судебных актах по делу N А60-40986/2010, несостоятельна, так как выводы судов по указанному делу основаны на иных обстоятельствах. Условия контрактов, по которым предъявлены иски в ранее рассмотренном деле N А60-40986/2010 и настоящем деле, отличаются.
Довод истца о том, что исходя из пунктов 7 регламентов оказания услуг по организации обеспечения граждан (приложения N 1 к контрактам) он обязан лишь обеспечить доступность изделий, продуктов, препаратов в каждом муниципальном образовании (постоянное наличие их в аптеках в период действия контрактов), основан на неправильном толковании условий контрактов, не соответствует буквальному значению их условий и смыслу контрактов в целом.
В связи с вышеизложенным решение в части удовлетворения первоначального иска подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении первоначальных требований следует отказать.
Остальная часть решения, касающаяся встречных требований, отмене не подлежит в связи с недоказанностью министерством положенного в основу иска факта существенного нарушения контрактов со стороны исполнителя (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 000 руб., понесенные при подаче первоначального иска, относятся на истца.
Апелляционная жалобы подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, поэтому государственная пошлина за подачу этого обращения не подлежит взысканию с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции в части первоначального иска (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2015 по делу N А60-17634/2015 отменить в части удовлетворения первоначального иска.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"В удовлетворении первоначального и встречного исков отказать.".
Остальную часть решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2015 по делу N А60-17634/2015 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17634/2015
Истец: ООО "АВК-АЛЬЯНС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ