город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2015 г. |
дело N А32-519/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей А.Н. Герасименко, А.Н. Стрекачёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.Н. Кожаковой,
при участии:
от акционерного общества "Транснефть-Терминал": представитель Завадская И.С. по доверенности от 31.12.2014;
от ИФНС по г. Новороссийску: представитель Баженов Д.В. по доверенности от 18.11.2015, представитель Кузовова А.В. по доверенности от 12.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Транснефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 по делу N А32-519/2015 по заявлению акционерного общества "Транснефть-Терминал"
(ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску о признании ненормативных актов недействительными, принятое в составе судьи Купреева Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.06.2014 N 510 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; от 25.06.2014 N 91403 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 по делу N А32-519/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 30.09.2015 по делу N А32-519/2015 АО "Транснефть-Терминал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что специфика услуг, оказываемых обществом, заключается в перевалке нефтепродуктов, которая включает транспортно-экспедиторские услуги, связанные с отгрузкой нефтепродуктов на морской транспорт с целью дальнейшего экспортирования. По мнению заявителя, у общества имеются основания для применения ставки 0% на основании абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (транспортно-экспедиционные услуги), абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (услуги по перевалке и транспортировке). Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно не оценил довод налогоплательщика о наличии у него права на применение ставки 0 % в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Указание кода ОКВЭД в налоговой декларации не может влиять на обоснованность применения налоговой ставки. Заявитель считает, что согласно абзацам 3 и 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ услуги по перевалке экспортируемых нефти и нефтепродуктов облагаются по ставке 0% при оказании услуг, как в порту, так и за пределами порта. Общество является организацией трубопроводного транспорта и относится к субъектам естественных монополий, следовательно, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отсутствии оснований для применения ставки 0%.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 по делу N А32-519/2015 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Транснефть-Терминал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ИФНС по г. Новороссийску поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (ранее - закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис") имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС.
20.01.2014 обществом в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года.
Налоговым органом в период с 20.01.2014 по 21.04.2014 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 07.05.2014 N 53387 и вынесены решения:
- об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 25.06.2014 N 510, которым обществу отказано в возмещении 94 366 647 рублей НДС.
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2014 N 91403.
Основанием для принятия обжалуемых решений послужили следующие обстоятельства.
Инспекция пришла к выводу, что в нарушение требований подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ общество неправомерно применило налоговую ставку в размере 0 процентов, поскольку услуги по перевалке нефтепродуктов оказаны на территории нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", не относящейся к территории порта.
В нарушение подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогоплательщик необоснованно применил ставку НДС в размере 0 процентов (перемещение нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам), в связи с тем, что ЗАО "Морской портовый сервис" не относится к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Не согласившись с отказом в возмещении НДС, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решения налоговой инспекции.
Управление решением от 06.10.2014 N 21-12-910 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Не согласившись с решениями инспекции, считая их необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемых решений. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом заявителем указанные обстоятельства не оспариваются; общество не ссылается на наличие процессуальных нарушений, допущенных налоговым органом при принятии оспариваемых решений, в качестве обстоятельств для признания их недействительными.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Для целей настоящей главы к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Судом установлено, что между заявителем (арендатор) и ОАО "Черномортранснефть" (арендодатель) заключен договор аренды от 25.02.2011 N 2, по условиям которого ЗАО "Морской портовый сервис" является арендатором имущества перевалочных нефтебаз: "Грушовая" и "Шесхарис": операторной сливных эстакад; эстакады; подъездных ж/д. путей; насосной нижнего слива дизельного топлива, насосов, тепловых сетей площадки резервуара, молниеотводов, задвижек, нежилого строения/Площадки КИПиА, оборудования площадки КИП, нефтепровода от насосной до резервуарного парка, напорных трубопроводов, нефтепровода от резервуарного парка к Северному порталу, самотечных трубопроводов, трубопроводов в тоннеле, эстакад, сливных эстакад, подъездных железнодорожных путей, резервуаров, напорных трубопроводов, пункта налива темных нефтепродуктов, нежилых строений, нефтепроводов-перемычек и другого оборудования.
Согласно договору аренды от 25.02.2011 N 2 ОАО "Черномортранснефть" обязуется предоставить ЗАО "Морской портовый сервис" за плату во временное владение и пользование имущество ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис" (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности по приему/передаче от железнодорожного перевозчика, выгрузке/погрузке из/в железнодорожных вагонов-цистерн, хранению нефти и продуктов ее переработки и последующей их отгрузке на внутренний или внешний рынок).
Размер ежемесячной арендной платы за имущество составляет:
155 329 750,38 руб., в том числе НДС - 23 694 368,73 руб. В арендную плату не включаются расходы, связанные с обеспечением арендатора коммунальными услугами. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен на неопределенный срок.
Арендуемое заявителем оборудование используется обществом с целью обеспечения осуществления основной деятельности предприятия, которая заключается в выполнении работ и оказании услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти для отправки на НПЗ.
Для данных целей обществом используется оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", а именно:
- пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 114526522);
- перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526);
* отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391);
* технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110);
* резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131);
* сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250);
* а также другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т.д.).
Кроме того, вышеперечисленное оборудование и сооружения относятся к объектам магистрального нефтепровода согласно приложения Д Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153-39.4-056.00, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 14.08.2000.
Указанное имущество является технологическими неотъемлемыми объектами магистрального нефтепровода, обеспечивающими приемку, транспортировку или перевалку нефти на другой вид транспорта.
В обоснование заявленных требований АО "Транснефть-Терминал" указывает, что общество входит в одну группу компаний с ОАО "АК "Транснефть" и основным видом его деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов, арендуемых у ОАО "Черномортранснефть" на перевалочных нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", а также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы, что, согласно доводам заявителя, свидетельствует о наличии у ЗАО "Транснефть-Терминал" права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, как у организации трубопроводного транспорта.
Как установлено судом, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (далее - Приказ N 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая".
Пунктом 2 Приказа N 901-э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", под регистрационным N 23.3.4.
Кроме того, приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 Приказа N 901-э внесены изменения - пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край".
Судом установлено, что общество входит в одну группу компаний ОАО "АК "Транснефть". 100% акций общества принадлежит организациям трубопроводного транспорта: ОАО "Приволжскнефтепровод" (95%) и ОАО "Верхневолжскнефтепровод" (5%). Наряду с этим 100% акций указанных компаний принадлежит ОАО "АК "Транснефть", которое полностью находится в государственной собственности. Основным видом деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов арендуемых у ОАО "ЧТН" на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов осуществляется по договорам с компаниями, которые вывозят их в таможенном режиме экспорта на основании внешнеэкономических сделок. Нефтебазы и оборудование, на которых и с помощью которых заявитель осуществляет свою деятельность, являются неотъемлемыми технологическими частями магистрального трубопровода.
Общество начало осуществлять свою деятельность в третьем квартале 2011 года, в связи с чем заблаговременно (26.04.2011) обратилось с заявлением в Федеральную службу по тарифам России (далее - ФСТ) о включении его в реестр субъектов естественных монополий.
В материалах дела имеется переписка между обществом и ФСТ России, которая проверяла его деятельность, направляя запросы, получала от заявителя документы.
Результатом рассмотрения заявления общества явилось включение его в Реестр субъектов естественных монополий, что подтверждается Приказом N 901 -э и приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э о внесении изменений.
Установив указанные обстоятельства, суд сделал обоснованный вывод о введении в отношении общества государственного регулирования и контроля в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. При этом с момента начала своей деятельности (I - III квартал 2011 года) и до момента включения в реестр субъектов естественных монополий (21.12.2012) деятельность заявителя не изменялась, что не оспаривается инспекцией.
Из изложенного следует, что имеющиеся у общества с начала его деятельности условия хозяйствования, связанные с перевалкой экспортируемой нефти и нефтепродуктов на перевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис" на другие виды транспорта, явились основанием для включения заявителя в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам".
Однако обстоятельства включения/невключения общества в Реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Указанный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по делу N А32-27203/2012.
В соответствии с уставом организации основным видом деятельности ЗАО "Морской портовый сервис" является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Из материалов дела следует, что обществом выполняются работы (оказываются услуги) по:
* разработке графика перевалки на месяц ОАО "АК "Транснефть", согласование его с заинтересованными сторонами;
* подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по ЖД, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад;
- оформлению прибывших на ж/д станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование");
* постановке вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "МПС";
* осуществлению подготовительных работ по сливу;
- отбору проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн;
* измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах;
* сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой;
- сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса транспортировки;
- оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта;
* контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведению замеров, сливу подтоварной воды);
* наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: контролю за состоянием оборудования;
* наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса налива;
* осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока: определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости);
* планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества;
* смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти;
- определению соотношения смеси;
- приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары ЗАО "Транснефть-Терминал";
* диспетчеризации процесса приема;
* отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива;
* транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества;
* транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса;
* измерению уровней продукта в вагонах-цистернах;
* оформлению документации на налитые вагоны-цистерны;
* отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
В связи с осуществлением АО "Транснефть-Терминал" деятельности по сливу нефти из вагонов, наливу нефти в вагоны-цистерны для поставки на нефтеперерабатывающие заводы, перевалке, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов между заявителем (заказчик) и ОАО "ЧТН" заключен договор от 18.03.2011 N 2011/ОТП, в соответствии с которым ОАО "ЧТН" оказывает АО "Транснефть-Терминал" услуги по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуске нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе.
В рамках данного договора ОАО "ЧТН" в интересах АО "Транснефть-Терминал" взаимодействует с Нефтерайоном ОАО "НМТП" по вопросам диспетчеризации и очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде обществом осуществлялась уставная деятельность на основании договоров, заключенных со следующими организациями:
- компанией "Crudex Energy International LTD" (от 26.12.2011 N 83/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного;
* ООО "НефтеГазИндустрия" (от 26.12.2011 N 84/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
* ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест" (от 26.12.2011 N 85/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
* ООО "Порт Юнион Ойл Экспорт" (Кипр) (от 03.07.2012 N 03/01/16/237/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
- ОАО "Газпром нефть" (от 14.01.2013 N 03-01/16/3ЭН) на оказание услуг по перевалке нефти.
По условиям вышеуказанных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, N 6, N 7 принадлежащих ОАО "НМТП".
Из заявления общества следует, что оно претендует на ставку 0%, поскольку является организацией трубопроводного транспорта, осуществляет перевалку грузов на основании договоров (контрактов), заключенных с иностранными и российскими юридическими лицами, заключившими внешнеторговые сделки.
Вместе с тем налогообложение по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Однако материалами дела подтверждено, что перевалку нефтепродуктов общество осуществляет за пределами границ морского порта.
В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 NАД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС на основании данных норм права.
В связи с чем правовых оснований для применения 0% ставки НДС на основании абзаца 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 НК РФ у общества не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения инспекции и указанный вывод согласуется с выводами Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 15.09.2015 по делу N А32-31341/2014, о рассмотрении аналогичных требований общества.
Ссылку заявителя на письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-08/11137, в которым даны разъяснения о возможности применения нулевой ставки НДС организациями трубопроводного транспорта за пределами морского порта суд обоснованно не учел ввиду следующего.
Минфин России в целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства РФ о налогах и сборах, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети "Интернет" либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
В обоснование заявленных требований общество указывает, что заявитель принимает нефтепродукты на промплощадке "Грушовая" и осуществляет их технологическое накопление на промплощадке "Шесхарис", которая примыкает к морскому порту.
Поскольку организацией помимо перевалки оказываются услуги по транспортировке нефтепродуктов на нефтеналивные суда, оформлению первичной документации на нефтепродукты, оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн, оформлению документации на налитые вагоны-цистерны, диспетчеризации процесса транспортировки нефтепродуктов, извещению РЖД, корректировке графика подвода составов, выгрузке нефтепродуктов, их сливу в резервуары, хранению и сепарации и другие, общество указывает на возможность применения нулевой ставки НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем такая правовая позиция заявителя является ошибочной.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Вместе с тем из материалов дела следует, что договоры транспортной экспедиции обществом с покупателями нефтепродуктов не заключались. Все услуги оказаны обществом в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов, что исключает возможность применения в данном случае подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Ссылку заявителя на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 и постановления вышестоящих судебных инстанций по тому же делу, суд обоснованно отклонил ввиду следующего.
В рамках вышеуказанного дела суд исходил из того, что осуществляемые обществом работы по перевалке ГСМ, осуществлялись в порту, в связи с чем нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяется на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ как в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Вместе из положений договоров на перевалку нефтепродуктов, судом установлено, что по договорам с компаниями: "Crudex Energy International LTD" от 26.12.2011 N 83/ЭМ, ООО "НефтеГазИндустрия" от 26.12.2011 N 84/ЭД, ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест" от 26.12.2011 N 85/ЭД, компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт" (Кипр) от 03.07.2012 N 03/01/16/237ЭД, ОАО "Газпром нефть" от 14.01.2013 N 03-01/16/3ЭН, заявитель оказывает контрагентам услуги по перевалке нефтепродуктов на принадлежащем ему на праве аренды технологическом перевалочном комплексе. При этом в самих договорах указано, что перевалка представляет собой комплекс услуг исполнителя на технологическом перевалочном комплексе по приему от железной дороги, сливу из ж/д цистерн, хранению и сдаче на нефтеналивные суда нефтепродукта для поставки на экспорт.
В свою очередь, в договорах дано определение технологическому перевалочному комплексу - комплекс нефтебаз" Грушовая" и "Шесхарис", находящийся в аренде исполнителя, мощности которого используются для слива из ж/д цистерн, хранения и сдачи нефтепродукта на нефтеналивные суда.
При этом в договорах определено, что нефтебазами являются нефтебаза "Грушовая", мощности которой используются для слива из ж/д цистерн и хранения нефти (нефтепродуктов) и нефтебаза "Шесхарис", мощности которой используются для хранения и сдаче нефти (нефтепродуктов) на нефтеналивные суда.
Кроме того, в договорах дано понятие перевалке, которая определена как комплекс услуг на нефтебазе по приему от железной дороги, сливу из ж/д цистерн, хранению и сдаче на нефтеналивные суда нефти (нефтепродуктов) для поставки на экспорт.
Следовательно, заявитель оказывал услуги по вышеперечисленным договорам на нефтебазах "Грушовая" и Шесхарис" и доказательств обратного не представлено.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 N 588-О-О, законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения налогом на добавленную стоимость, а следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
При этом согласно пункту 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах).
Объекты инфраструктуры морского порта - расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения (пункт 1 статьи 4 Закона о морских портах).
В силу пункта 6 статьи 4 Закона владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
При этом под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (пункты 13 и 15 статьи 4 Закона о морских портах).
Таким образом, у общества отсутствует право на применение 0% ставки НДС на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг на нефтеперевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис".
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требования.
Выводы суда об отсутствии у общества правовых оснований для применения ставки 0 процентов на основании подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 по делу N А32-519/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-519/2015
Истец: АО "Транснефть-Терминал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Новороссийску