Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2016 г. N Ф06-7617/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А57-7138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Халилова Александра Сафаралиевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2015 года по делу N А57-7138/2015 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Халилова Александра Сафаралиевича (ИНН 643900542444, ОГРНИП 304643924300162, Саратовская область, г. Балаково)
о признании незаконным отказа от 30.01.2015 N 560/01.1-18 в выдаче разрешения на строительство; возложении на Администрацию обязанности выдать разрешение на строительство,
заинтересованные лица:
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439034991, ОГРН 1026401410067, адрес местонахождения: 413864, г. Балаково, Саратовская область, ул. Трнавская, д. 12),
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (ИНН 6439071023, ОГРН 1096439000943, адрес местонахождения: 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12),
при участии в судебном заседании представителей:
Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Макаров А.А., действующий по доверенности от 12.01.2015 N 01-20/3,
индивидуального предпринимателя Халилова Александра Сафаралиевича Бочковой Н.В., действующий по доверенности от 26.05.2015 N 64АА1470491,
Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Халилов Александр Сафаралиевич (далее - заявитель, ИП Халилов А.С., предприниматель) с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) от 30.01.2015 N 560/01.1-18 в выдаче разрешения на строительство; возложении на Администрацию обязанности выдать разрешение на строительство.
Решением от 21 сентября 2015 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 30 января 2015 года N 560/01.1-18 в выдаче разрешения на строительство и возложении на Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области обязанности выдать разрешение на строительство магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. Титова, район д.3 и д.5 - отказал.
ИП Халилов А.С. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области и Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 995369 6, N 95368 9), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.11.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления от 08.10.2012 N 4598 и договора аренды от 22.10.2012 N 561 ИП Халилову А.С. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:40:01 04 07:1451, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Титова, район д.N3 и N 5, с разрешенным использованием по договору аренды - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, пл. 600 кв.м.
15 декабря 2014 года постановлением Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 6460 был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения здания магазина по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Титова, район д.3 и д.5, до начала строительных работ заявителю предлагалось получить разрешение на строительство.
25 декабря 2014 года заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство, на которое получил отказ от 12.01.2015, основанием для которого послужило несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
22 января 2015 года ИП Халилов А.С. повторно обратился в Администрацию Балаковского муниципального района о выдаче разрешения на строительство на земельном участке адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Титова, район д.3 и д.5.
30 января 2015 года Администрация Балаковского муниципального района письмом N 560/01.1-18 отказала ИП Халилову А.С. в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Заявитель, полагая, что все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) были приложены к заявлению о выдаче разрешения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что Администрация, на основании части 11 статьи 51 ГрК РФ, по результатам проверки соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка с учетом утверждения новых Правил землепользования и застройки, правомерно пришла к выводу о том, что представленная предпринимателем проектная документация на строительство магазина не соответствует требованиям градостроительного плана, что в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ является основанием отказа в выдаче такого разрешения.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решении и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе проверки обоснованности отказа администрации суды не установили несоответствия оспариваемого решения нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения либо нарушение прав заявителя.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно пункту 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению, согласно пункту 7 статьи 51 ГрК РФ, прилагается ряд документов, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (часть 1 и часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации муниципального самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 ГрК РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденными Решением Совета муниципального образования город Балаково от 23.09.2011 N 311, (далее - Правила землепользования и застройки г.Балаково) земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 64:40:01 04 07:1451, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Титова, район д.N3 и N 5, находится в границах территориальной зоны Ж-1 (зона многоэтажной жилой застройки (от 6 этажей и выше).
Доказательством того, что рассматриваемый земельный участок располагается в зоне Ж1 - является фрагмент Карты градостроительного зонирования, имеющийся в материалах дела. Данный факт заявителем не оспаривается.
Согласно статье 29 Правил землепользования и застройки г. Балаково (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) к основным видам разрешенного использования недвижимости объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны Ж-1 относятся размещение жилых домов квартирного типа от 6 этажей и выше; размещение вдоль красных линий прилегающих улиц и магистралей жилых зданий смешанного использования с размещением в нижних этажах объектов делового, культурно-просветительского, обслуживающего и коммерческого назначения (в том числе общегородского уровня) с отдельными входами со стороны улиц (при наличии условий для парковки автотранспорта); детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы; площадки детские, спортивные, рекреационные; хозяйственные площадки и площадки для мусоросборников.
Испрашиваемая цель использования рассматриваемого земельного участка - для размещения здания магазина, исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа), не была отнесена ни к основному виду разрешенного использования, ни к вспомогательному виду разрешенного использования - по зоне Ж1.
Испрашиваемая цель использования рассматриваемого земельного участка - для размещения здания магазина была отнесена к условно разрешенным видам использования зоны Ж1 в соответствии с Правилами землепользования застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области.
Однако, как верно указал суд, в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
В силу пунктов 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, подготовленных на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Таким образом, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только по результатам публичных слушаний.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на размещение предпринимателем на земельном участке с кадастровым номером 64:40:010407:1451, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, улица Титова, район д. N 3 и д. N 5 объекта капитального строительства - здания магазина, не проводились.
Поскольку предпринимателем не представлено доказательств использования спорного земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными для территориальной зоны, в границах которой он находится, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция поддержана Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2015 N Ф06-26319/2015 по делу N А57-22784/2014.
Довод заявителя о том, что решением N 181 от 16.06.2015 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области, согласно которым к основным видам разрешенного использования недвижимости объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны Ж-1 относятся размещение магазинов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку к спорным правоотношениям подлежат применению Правила землепользования и застройки в редакции, действавшей на момент обращения заявителя в уполномоченный орган и вынесения оспариваемого отказа в выдаче разрешения.
Кроме того, судебной коллегией установлено следующее.
Как следует из градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации N 6460 от 15.1.2014, данным планом не предусмотрены схемы транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства.
В судебном заседании представители заявителя и Администрации так же пояснили суду апелляционной инстанции, что ни градостроительный план, ни проектная документация транспортных коммуникаций, обеспечивающих подъезд к планируемому объекту капитального строительства, не предусматривают.
Требования к структуре и содержанию проектной документации на объект капитального строительства предусмотрены статьей 48 Градостроительного кодекса и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение). Согласно пункту 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 Положения. Пунктом 26 Положения предусмотрен раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
В проектной документации, представленной заявителем, имеется раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Как указано выше, градостроительный план и проектная документация транспортных коммуникаций, обеспечивающих подъезд к планируемому объекту капитального строительства, не предусматривают.
В разделе 9 проектной документации, представленной заявителем, так же отсутствуют сведения о наличии возможности обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к планируемому объекту капитального строительства.
Кроме того, в силу части 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (подпункт "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ).
Проектная документация заявителя так же разработана с нарушением пунктов "л" и "м" пункта 12 Положения, а именно в проекте отсутствуют обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, для объектов непроизводственного назначения. В разделе 2 проектной документации указано на невозможность устройства подъездных путей к объекту строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для выдачи разрешения на строительство спорного объекта у Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области не имелось; отказ Администрации от 30.01.2015 N 560/01.1-18 в выдаче разрешения на строительство прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ИП Халилова А.С. следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ИП Халиловым А.С. подлежала уплате государственная пошлина в сумме 150 руб.
Чеком-ордером от 21.10.2015 ИП Халиловым А.С. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ИП Халилову А.С. следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 850 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 сентября 2015 года по делу N А57-7138/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Халилову Александру Сафаралиевичу справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2 850 рублей, излишне уплаченной чеком-ордером от 21.10.2015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7138/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2016 г. N Ф06-7617/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Халилов А. С., ИП Халилов Александр Сафаралиевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области