город Воронеж |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А35-5892/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-5892/2015 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным решения и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - заявитель, Комитет, ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление, регистрирующий орган) выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2015 N 46/013/006/2015-438.
Решением суда от 30.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества в Управлении согласно п.1 ст.25 Закона должен быть представлен документ, подтверждающий факт создания объекта и правоустанавливающий документ на земельный участок. Правоустанавливающий документ на земельные участки, на который расположено сооружение, на государственную регистрацию не представлен. Кроме того согласно записям ЕГРП в разделе открытом на земельный участок с кадастровым номером 46:12:060110:38 содержатся сведения о зарегистрированным праве за иными лицами, разрешенное использование земельных участков - для эксплуатации объектов промышленности. Следовательно, отсутствуют доказательства, что в период строительства земельный участок был предоставлен Комитету и использовался на законных основаниях по целевому назначению.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 12.02.2015 представителем Алистратовой К.Г., действующей по доверенности от 13.01.2015 N 02.2.01-20/68 от имени Курской области в лице Комитета по управлению имуществом Курской области, в Управление Росреестра по Курской области было представлено заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 46:12:060110:241 (газораспределительные сети высокого давления по п. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области), расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, п. им. К. Либкнехта.
На государственную регистрацию права были представлены следующие документы: разрешение на строительство от 05.03.2008 N ru46512000-08/5-с; акт N ru46512000-07/40 о выборе земельного участка (площадки, трассы) для строительства газопровода высокого давления и строительства ГРПШ (газораспределительных шкафов) по адресу: Курская область, Курчатовский район, поселок имени Карла Либкнехта, улица Мира, 1; акт приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 30.06.2008; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.08.2008 N ru 46512000-16-э; справка о финансировании объекта от 24.10.2014 N26-ф, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 12.02.2015 (т.1, л.д. 44).
Управлением Росреестра по Курской области 26.02.2015 было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с наличием причин, препятствующих государственной регистрации права собственности, изложенных в уведомлении от 26.02.2015 N 46/013/006/2015-438.
Управлением Росреестра по Курской области 27.03.2015 было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 46:12:060110:241 (газораспределительные сети высокого давления по п. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области), расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, п. им. К. Либкнехта, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", изложенное в сообщении 27.03.2015 N 46/013/006/2015-438.
Считая решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2015 N 46/013/006/2015-438 незаконным, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что указанные в решении об отказе в государственной регистрации прав от 27.03.2015 N 46/013/006/2015-438 обстоятельства не могут служить основанием к отказу в регистрации права собственности на спорное сооружение, поскольку закон не связывает с ними факт регистрации.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
На основании абзаца 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа в государственной регистрации права послужили выводы Управления о том, что Комитетом не представлены документы, подтверждающие право Курской области или ОГУП "УКС Курской области" на земельные участки, на которых расположен объект недвижимости, а также не представлены правоустанавливающие документы на данные земельные участки.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок (ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительства объекта капитального строительства, при рассмотрении вопроса о выдаче такого разрешения проверяет факт наличия у лица правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта.
Материалами дела подтверждается и установлено судом области, 17.09.2008 главой Администрации Курчатовского района утвержден акт N 46512000-07/40 о выборе земельного участка (площадки, трассы) для строительства газопровода высокого давления и строительства ГРНПШ (газораспределительных шкафов) по адресу: Курская область, Курчатовский район, поселок имени Карла Либкнехта, ул. Мира, 1, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент строительства).
Согласно разрешению на строительство от 05.03.2008N ru 46512000-08/5-1, выданному Администрацией Курчатовского района Курской области ОГУП УКС Курской области, разрешено строительство объекта капитального строительства "Газопроводы высокого давления в п. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области", расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, п. им. К. Либкнехта.
Разрешение на строительство от 05.03.2008 N ru 46512000-08/5-1 выдано уполномоченным на то органом местного самоуправления, не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.
Пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации разъяснено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок: такие разрешения выдаются уполномоченным органом после предоставления, в том числе, правоустанавливающих документов на земельный участок.
Из совокупности положений статей 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом проводится проверка представленных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок.
Материалы дела свидетельствуют, что при обращении в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение Комитетом были к нему приложены необходимые документы, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.08.2008 N ru 46512000-16-э.
В установленном законом порядке это разрешение не оспорено и не признано недействительными.
Следовательно, у заявителя имелись правоустанавливающие документы на земельный участок, позволяющие выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, построенного на соответствующем земельном участке.
На основании изложенного регистрирующего органу рекомендуется при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок.
В качестве довода жалобы указывается, что согласно записям ЕГРП в разделе открытом на земельный участок с кадастровым номером 46:12:060110:38 содержатся сведения о зарегистрированным праве за иными лицами, разрешенное использование земельных участков - для эксплуатации объектов промышленности.
Данный довод жалобы несостоятелен, поскольку представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.
Однако, документ, подтверждающий наличие прав на земельный участок, не является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости на нем, представление которого обязательно согласно статье 25 Закона о государственной регистрации. Данный документ является дополнительным и в силу запрета, установленного статьей 17 названного Закона, истребован быть не может.
Из содержания Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 вытекает, что собственник газораспределительных сетей может не являться собственником земельных участков, по территории которых проложены объекты, входящие в состав газораспределительных сетей, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими.
Сведений о наличии спора о праве в отношении земельного участка, на котором возведен спорный объект недвижимости, не имеется.
Следует отметить, что в соответствии с положениями части 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно может запросить документы (сведения, содержащиеся в них) в органах, в распоряжении которых находятся такие документы, в т.ч. в органах местного самоуправления.
Таким образом, судом установлено, что у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные абзацем 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в регистрации права собственности общества на спорное недвижимое имущество, так как на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы.
В качестве довода жалобы указывается, что отсутствуют доказательства, что в период строительства земельный участок был предоставлен Комитету и использовался на законных основаниях по целевому назначению.
Данный довод жалобы подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку не основан на доказательственной базе и не подтвержден необходимыми сведениями и документами.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о незаконности решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, выраженное в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2015 N 46/013/006/2015-438.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-5892/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5892/2015
Истец: комитет по управлению имуществом Курской области
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Третье лицо: Администрация Курчатовского района Курской области