Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф05-3762/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А41-72679/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей: Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Риэлт Инвест Строй" - Лукьяненков А.А., решение N 1 от 22.07.2014,
от ИФНС России по г. Мытищи Московской области - Галочкина Н.С., представитель по доверенности от 15.04.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Риэлт Инвест Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2015 по делу N А41-72679/15, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Риэлт Инвест Строй" к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мытищи Московской области об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Риэлт Инвест Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мытищи Московской области (далее - инспекция) с требованием о признании незаконными действий налоговой инспекции, связанные отказом в государственной регистрации ликвидации общества, и обязании инспекцию зарегистрировать ликвидацию ЗАО "Риэлт Инвест Строй".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2015 в удовлетворении заявленных ЗАО "Риэлт Инвест Строй" требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель инспекции возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05.06.2015 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации ликвидации ЗАО "Риэлт Инвест Строй", с приложением бухгалтерского баланса и документа об уплате государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов вх. N 2410А (л.д.48-60).
ИФНС России по г. Мытищи Московской области 15.06.2015 принято решение 2410А об отказе в государственной регистрации в связи с несоблюдением порядка ликвидации юридического лица, в связи с наличием подтвержденной информации о наличии по состоянию на 15.06.2015 судебных производств в отношении ЗАО "Риэлт Инвест Строй" (л.д. 45).
Посчитав, что данный отказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации ЗАО "Риэлт Инвест Строй" в связи с представлением заявителем недостоверной информации о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, поскольку у него имелись неисполненные обязательства, являвшиеся предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61 - 65 ГК РФ и главой 7 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункты 2, 3 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Исходя из положений статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, предусмотренная статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В силу статьи 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
В силу подпункта "а", пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением N 1 единственного акционера ЗАО "Риэлт Инвест Строй" от 22.07.2014 Кожекиным С.В. принято решение о ликвидации общества и назначения ликвидатора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2015 N А41-38367/13 в удовлетворении иска ЗАО "Риэлт Инвест Строй" отказано. Встречный иск Администрации городского округа Железнодорожный Московской области об обязании ЗАО "Риэлт Инвест Строй" в течение 15 дней с момента вынесения решения суда подписать Акт о реализации Инвестиционного контракта на строительство многоэтажного жилищного комплекса по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Центральная, дом 7 (строительный адрес) с приложением в изложенной ниже редакции; в случае, если в указанный срок указанный документ подписан не будет, считать акт подписанным всеми сторонами в указанной редакции.
Таким образом, на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 (05.06.2015) в производстве арбитражного суда находилось дело N А41-38367/13, в рамках которого рассматривались требования к заявителю, заявленные 22.01.2015, об обязании подписать акт реализации инвестиционного контракта на строительство многоэтажного жилищного комплекса (встречный иск).
Обращаясь с заявлением о государственной регистрации ликвидации ЗАО "Риэлт Инвест Строй", заявитель не учел, что у него имелись неисполненные обязательства, являвшиеся предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Учитывая то, что иск предъявлен до принятия решения о ликвидации и принятие решения о добровольной ликвидации принято обществом в период рассмотрения дела N А41-38367/13 принятие решения о добровольной ликвидации общества, по мнению суда действия общества и его ликвидатора являются недобросовестными, совершаемыми исключительно с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пунктами 1 - 8 части 2 статьи 6 и части 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
При этом установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица нельзя считать соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты средств, в том числе путем инициирования судебного процесса об их взыскании, при этом ликвидатор не произвел расчета с ним и действовал не добросовестно. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, при ликвидации ЗАО "Риэлт Инвест Строй" ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства, являвшиеся предметом рассмотрения в арбитражном суде. Ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
Данный подход судов соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 согласно которой, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Апелляционным суд отклоняются доводы заявителя о том, что действия регистрирующего органа не соответствуют закону, мотивированные тем, что информация о наличии требований к ЗАО "Риэлт Инвест Строй", рассматриваемых судом, получена регистрирующим органом не непосредственно из арбитражного суда, а с сайта "Картотека арбитражный дел".
Между тем, закон не содержит требования о необходимости непосредственного обращения арбитражного суда в регистрирующий орган с сообщением о наличии такой информации.
Информационный ресурс "Картотека арбитражных дел" является официальным общедоступным ресурсом арбитражного суда, посредством которого арбитражный суд доводит информацию о имеющихся арбитражных спорах до любого заинтересованного лица.
Информация, размещенная на данном ресурсе, является информацией, поступившей из арбитражного суда, что соответствует пункту 5 статьи 20 указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации ЗАО "Риэлт Инвест Строй" в связи с представлением заявителем недостоверной информации о соблюдении порядка ликвидации юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2015 по делу N А41-72679/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72679/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф05-3762/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Риэлт Инвест Строй"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области