г. Ессентуки |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А61-190/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Клио Космо" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2015 по делу N А61-190/2015 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клио Космо" (ОГРН 1061516007739 ИНН 1516610315)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676 ИНН 2626800494)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Лопатина А.С. по доверенности от 12.01.2015;
от ООО "Клио Космо" - Албегова А.Н. по доверенности от 15.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Северная Осетия-Алания от 05.11.2015 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Клио Космо" (далее - общество, заявитель) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) об оспаривании постановления от 20.01.2015 N 11-15/4-2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Общество не согласно с выводом суда о доказанности правонарушения и утверждает, что не является лицензиатом и не осуществляет ни одного вида деятельности, не подлежащей лицензированию и обязанной представлять декларации.
Управление в отзыве, а также его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках проведения административного расследования в отношении общества по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ был выявлен факт хранения 3572,00 дал спирта этилового ректификованного "Люкс", который был закуплен заявителем и ООО "Алко-Стандарт" для производства парфюмерно-косметической продукции.
Однако, по состоянию на 21.10.2014 обществом не представлены декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 3 квартал 2014 года.
13.01.2015 в отношении общества без его участия составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ (за непредставление декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 3 квартал 2014 года).
Телеграммой-извещением от 30.12.2014 законный представитель общества приглашен для составления протокола об административном правонарушении в отношении общества на 13.01.2015 в 14-00 час.
Телеграммой-извещением от 14.01.2015 законный представитель общества приглашен для рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества на 20.01.2015 в 15-00 час.
Постановлением от 20.01.2015 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила предоставления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В пункте 1 Правил перечислены 12 видов деклараций, порядок представления которых устанавливается Правилами, в том числе декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 2 Правил перечисляются лица, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил деклараций, а именно:
а) организации, осуществляющие: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции;
б) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;
в) организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
г) организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
д) организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
е) организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
Пунктом 15 Правил установлено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность предоставления организациями в электронном виде или на бумажном носителе декларации в случае осуществления ими перечисленных в п. 2 Правил видов деятельности по формам согласно приложениям N N 2,3,4,6,7 к Правилам.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО "Клио Космо" состоит на учете в налоговом органе в качестве организации, осуществляющей производство парфюмерных и косметических средств.
Из материалов дела следует, что ООО "Клио Космо" 10.04.2012 закупило спирт в объеме 4000 дал у ООО "Алко-Стандарт" согласно уведомления N 5. Согласно справке от 06.11.2014 у ООО "Клио Космо" хранится остаток спирта этилового ректификованного "Люкс" в количестве 3572 дал для производства парфюмерно-косметической продукции. Данный факт заявителем не оспаривается.
Таким образом, общество обязано было представить в Росалкогольрегулирование в срок, не позднее 21 октября 2014 года, декларации за 3 квартал 2014 года по формам приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам в электронном виде.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 21.10.2014 ООО "Клио Космо" не представлены декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 3 квартал 2014 года. Доказательства обратного в дело не представлены.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 1 Закона N 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедший государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Во исполнение положений абзаца 5 части 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 г. N 401 (в редакции постановления Правительства РФ N 1038 от 11.10.2012) "Об утверждении Перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утверждены два Перечня, соответствующих кодам Общероссийского классификатора продукции в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
В числе продукции, поименованной в них, одеколоны, воды душистые, туалетные духи, масла эфирные, наборы парфюмерные и косметические, средства для волос, гигиены полости рта или зубов и др. В данные перечни входит парфюмерно-косметическая продукция, которую производит ООО "Клио Космо".
С 01.07.2012 г. на территории Российской Федерации вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза (TP ТС) 009/2011, в котором определены новые требования к безопасности парфюмерно - косметической продукции и процедуре получения соответствующих документов. В документе определены 13 видов парфюмерно- косметических товаров, которые подлежат государственной регистрации на соответствие требованиям TP ТС - на них оформляется Свидетельство о государственной регистрации, и косметика, которая подлежит декларированию соответствия для свободного обращения на территории стран ТС.
В соответствии с TP ТС 009/2011 официально установлены следующие виды парфюмерно-косметической продукции, подлежащие обязательной государственной регистрации, согласно приложения 12: парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара, парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи, косметика для татуажа, интимная косметика, парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов, детская косметика, парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос, парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и выпрямления волос, парфюмерно-косметическая продукция, произведенная с использованием наноматериалов, парфюмерно-косметическая продукция для депиляции, пилинги, фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта -0,05%), средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% - 6,0%.
Вся остальная парфюмерно-косметическая продукция не подлежит процедуре государственной регистрации на TP ТС с получением Свидетельства государственной регистрации, но подлежит обязательному декларированию соответствия по ТР ТС.
Согласно статье 3.2. ТР ТС, документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР (далее - продукция), до дня вступления в силу ТР, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2014.
Со дня вступления в силу ТР выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, не допускается, соответственно, согласно статье 3.3 ТР до 01.07.2014 г. допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР.
Представленные в материалы дела свидетельства о государственной регистрации продукции за N RU.67CO.01.001-E.001892.03.12 от 01.03.2012, N RU67CO.01.001.Е.001630.02.12 от 21.02.2012 получены обществом до вступления в силу нового TP ТС 009/2011.
Декларация о соответствии не является государственной регистрацией и не даёт оснований для освобождения от обязанности получения лицензий, необходимых для обращения спиртосодержащей продукции.
В соответствии положениями статьи 1 Закона N 171-ФЗ следует, что действие Закона не распространяется на деятельность организации, в том числе связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, при этом толкование данного положения Закона N 171-ФЗ не предполагает производство и оборот парфюмерно-косметической продукции без государственной регистрации.
Относительно государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции при её производстве в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей следует, что данная деятельность определяется ТР ТС, а так же законодательством Российской федерации об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством следует, что деятельность по производству парфюмерно-косметической продукции не подпадает под действие Федерального закона N 171-ФЗ в случае государственной регистрации в уполномоченных федеральных органах государственной регистрации, в случае отсутствия государственной регистрации в уполномоченных федеральных органах государственной власти деятельность по производству парфюмерно-косметической продукции подпадает под действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет оборот (хранение) этилового спирта, который подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 401 от 25.06.2007, то есть оборот этилового спирта подлежит обязательному декларированию.
Таким образом, Управлением правомерно сделан вывод о совершении обществом административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам за 3 квартал 2014 года.
Суд правомерно отклонил довод заявителя о том что, общество осуществляет деятельность по обороту спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, на которую действие Закона N 171-ФЗ не распространяется, в связи со следующим.
Арбитражным судом РСО-Алания рассмотрено дело N А61-1/2015 по заявлению МРУ Росальгольрегулирования по СКФО к ООО "Клио Космо" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Решением суда от 23.03.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 решение по делу N А61- 1/2015 отменено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2015 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
В Постановлении кассационной инстанции указано, что действия ООО "Клио Космо" по хранению этилового спирта без лицензии образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и подпадают под действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Правовая оценка обстоятельств, изложенная в вышеуказанных судебных актах по делу N А61-1/2015 подпадает под понятие преюдиции, установленное статьей 69 АПК РФ: обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным, означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
С учетом изложенного, выводы, изложенные судом вышестоящей инстанции в судебном акте, при рассмотрении настоящего дела имеют преюдициальное значение.
Таким образом, суд правомерно установил, о наличии у общества обязанности представлять оспариваемые декларации, то есть обществом совершено административное правонарушение по статье 15.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Административный орган доказал нарушение порядка подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2014 года, а следовательно, доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
В связи, с чем суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что управление приняло необходимые и достаточные меры для извещения общества и его законного представителя в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами с соблюдением требований закона. Следовательно, административным органом процессуальный порядок привлечения юридического лица соблюден.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Изложенное означает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи, с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы (статья 270 АПК РФ) отсутствуют.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2015 по делу N А61-190/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-190/2015
Истец: ООО "Клио Космо"
Третье лицо: МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1902/15
05.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-190/15
05.11.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1902/15
22.06.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1902/15
27.05.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1902/15