город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2015 г. |
дело N А32-19700/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Чекиря Л.Н. по доверенности от 06.09.2015, паспорт;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2015 по делу N А32-19700/2012 по иску ГППР "Краснооктябрьский" к ответчикам: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; ФГУП "Научно-исследовательский центр экономических преобразований"; ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" об обязании заключить договоры аренды, о восстановлении в ГКН сведений принятое в составе судьи Левченко О.С.
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление Росимущества) с иском об обязании заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1303000:24 (площадью 13 554 998 кв. м), 23:30:1303000:101 (площадью 38 541 613 кв. м), 23:30:1303000:57 (площадью 41 028 кв. м), 23:30:1303000:56 (площадью 64 тыс. кв. м), 23:30:1303000:55 (площадью 20 001 кв. м), 23:30:1303000:54 (площадью 140 434 кв. м), 23:30:1304007:250 (площадью 1313 кв. м), 23:30:1304007:336 (площадью 1 659 827,08 кв. м), 23:30:130400:10882 (площадью 897 кв. м), 23:30:1304006:210 (площадью 1409 кв. м), 23:30:1304006:211 (площадью 179 кв. м), 23:30:1304006:209 (площадью 149 кв. м), 23:30:1304006:213 (площадью 913 кв. м), 23:30:1304006:212 (площадью 650 кв. м), 23:30:1304006:214 (площадью 24 072 кв. м), 23:30:1304006:272 (площадью 6 тыс. кв. м), 23:30:1304006:208 (площадью 9969 кв. м), расположенных в Темрюкском районе Краснодарского края.
Требования мотивированы наличием у предприятия установленной законом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Предприятие направило в Управление Росимущества проекты договоров аренды земельных участков с приложением необходимых документов, однако ответчик необходимого в данном случае решения не принял, договоры с истцом не заключил. Способ защиты (понуждение к заключению договора) избран предприятием с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11). Признание предприятия несостоятельным (банкротом) не препятствует переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования. Часть испрашиваемых участков сформирована непосредственно под объектами недвижимости, принадлежащими предприятию на праве хозяйственного ведения (в связи с предстоящей процедурой отчуждения на торгах имущества, входящего в конкурсную массу должника).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (далее - управление мелиорации), ФГУП "Научно-исследовательский центр экономических преобразований" (далее - научно-исследовательский центр).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2013, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 16.12.2013 решение суда от 12.04.2013 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2013 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования (определение от 28.04.2015), согласно которых он просил суд:
1. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:24 общей площадью 13 554 998 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский".
2. Обязатъ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:101 общей площадью 38 541 613 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский".
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:57 общей площадью 41 028 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь.
4. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:56 общей площадью 64 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь", отделение N 3.
5. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:55 общей площадью 20 0001 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, отделение N 1.
6. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:54 общей площадью 140 434 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь.
7. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 007:250 общей площадью 1 313 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д. 19.
8. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 007:336 общей площадью 1 659 827,08 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, ул. Виноградная, д. 1.
9. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 009:10882 общей площадью 897 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, пер. Клубный, д. 7.
10. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:210 общей площадью 1 409 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 18.
11. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:211 общей площадью 179 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А.
12. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:209 общей площадью 149 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А.
13. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:213 общей площадью 913 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Красная, д. 30.
14. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:212 общей площадью 650 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 23.
15. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:214 общей площадью 24 072 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 25.
16. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:272 общей площадью 6 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 27.
17. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:208 общей площадью 9 969 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 29.
18. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках:
- с кадастровым номером 23:30:1303000:101, общей площадью 38 541 613 кв. м расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский";
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:24 общей площадью 13 554 998 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский";
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:57 общей площадью 41 028 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь;
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:56 общей площадью 64 000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь", отделение N 3;
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:55 общей площадью 20 0001 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, отделение N 1.
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:54 общей площадью 140 434 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 007:250 общей площадью 1 313 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д. 19;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 007:336 общей площадью 1 659 827,08 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, ул. Виноградная, д. 1;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 009:10882 общей площадью 897 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, пер. Клубный, д. 7;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:210 общей площадью 1 409 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 18;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:211 общей площадью 179 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:209 общей площадью 149 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:213 общей площадью 913 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Красная, д. 30;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:212 общей площадью 650 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 23;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:214 общей площадью 24 072 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 25;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:272 общей площадью 6 000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 27;
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:208 общей площадью 9 969 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 29.
Решением суда от 05.10.2015 в удовлетворении ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Краснодарского края, отказано. В удовлетворении ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о приостановлении производства по делу, отказано.
1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:24 общей площадью 13 554 998 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский" на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 21.12.2011.
2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:101 общей площадью 38 541 613 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский" на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
3. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:57 общей площадью 41 028 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
4. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:56 общей площадью 64 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь", отделение N 3, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
5. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:55 общей площадью 20 0001 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, отделение N 1, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
6. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:54 общей площадью 140 434 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
7. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 007:250 общей площадью 1 313 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д. 19, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
8. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 007:336 общей площадью 1 659 827,08 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, ул. Виноградная, д. 1, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
9. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 009:10882 общей площадью 897 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, пер. Клубный, д. 7, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
10. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:210 общей площадью 1 409 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 18, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
11. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:211 общей площадью 179 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
12. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:209 общей площадью 149 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
13. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:213 общей площадью 913 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Красная, д. 30, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
14. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:212 общей площадью 650 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 23, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
15. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:214 общей площадью 24 072 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 25, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
16. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:272 общей площадью 6 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 27, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
17. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязано заключить с ГППР "Краснооктябрьский" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:208 общей площадью 9 969 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 29, на условиях проекта договора аренды земельного участка, приложенного ГППР "Краснооктябрьский" к заявлению от 04.06.2012.
18. ФГБУ "ФКП по КК" обязано восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках:
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 03 000:57 общей площадью 41 028 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 03 000:56 общей площадью 64 000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь", отделение N 3;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 03 000:55 общей площадью 20 0001 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район п. Красный Октябрь, отделение N 1;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 03 000:54 общей площадью 140 434 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 007:250 общей площадью 1 313 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д. 19;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 007:336 общей площадью 1 659 827,08 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, ул. Виноградная, д. 1;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 009:10882 общей площадью 897 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, пер. Клубный, д. 7;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:210 общей площадью 1409 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 18;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:211 общей площадью 179 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:209 общей площадью 149 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:213 общей площадью 913 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Красная, д. 30;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:212 общей площадью 650 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 23;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:214 общей площадью 24 072 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 25;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:272 общей площадью 6 000 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 27;
- земельном участке с кадастровым номером 23:30:13 04 006:208 общей площадью 9 969 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 29.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что предоставление земельного участка в аренду отдельно от рисовой системы невозможно. Конкурсным управляющим не представлены доказательства вынесения на обсуждение собрания кредиторов вопроса о возможности удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет сдачи в аренду земельных участков, не представлено согласие собрания кредиторов должника согласно статье 12 Закона о банкротстве. В рамках дела N А32-20280/2007 судами установлен тот факт, что рисовая система расположена на земельном участке площадью 6589,88 га, предоставленном совхозу "Курчанский" в бессрочное пользование.
В судебное заседание ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика и третьего лица, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Территориального управления поступило ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГБУ КК "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр".
Указанное ходатайство Территориального управления апелляционным судом рассмотрено и отклонено.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Управлением не приведено доводов, каким образом, решение по настоящему делу может повлиять на права и обязанности ГБУ КК "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр". Кроме того, договор управления заключен ответчиком с указанным лицом после вынесения судом первой инстанции решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие создано в порядке реорганизации совхоза "Краснооктябрьский" (до переименования - совхоз "Курчанский"), зарегистрировано постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 18.02.1992 N 2763. Факт правопреемства отражен в Уставе предприятия.
Совхозу "Курчанский" выдан государственный акт от 20.11.1979 серии А-1 N 247333 на право бессрочного и бесплатного пользования 6589,88 га земли, предоставленной для сельскохозяйственного использования; границы участка отражены в плане землепользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2004 по делу NА32-22935/2003 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство. Определением от 25.07.2011 конкурсным управляющим назначен Журавлев Д.С.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 4344/11 сформулирован правовой подход по вопросу о возможности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предприятию-банкроту. В нем указано, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой имущественный актив, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования кредиторов. Такой вывод следует из системного толкования норм Земельного кодекса и Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Статей 131 Закона о банкротстве земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, к имуществу, подлежащему исключению из конкурсной массы, не отнесены. Таким образом, ни Земельный кодекс, ни Закон о банкротстве не содержат запрета на переоформление обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность (аренду).
Из представленных в дело кадастровых паспортов земельных участков усматривается следующее. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:24 площадью 13 554 998 кв. м с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:30:1303000:20. В ГКН внесены сведения о предприятии как о правообладателе участка (вид права - постоянное (бессрочное) пользование). В таком же порядке образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:23.
Из земельного участка с кадастровым номером 23:30:1303000:21 образованы участки с кадастровыми номерами 23:30:1303000:101 (площадью 38 541 613 кв. м) и 23:30:1303000:102.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:101 является многоконтурным (состоит из 799 контуров), поставлен на государственный кадастровый учет 24.05.2012 с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В феврале - июле 2011 года в ГКН внесены сведения о земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:30:1303000:57, 23:30:1303000:56, 23:30:1303000:55, 23:30:1303000:54, а также земельных участках категории земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 23:30:1304007:250, 23:30:1304007:336, 23:30:130400:10882, 23:30:1304006:210, 23:30:1304006:211, 23:30:1304006:209, 23:30:1304006:213, 23:30:1304006:212, 23:30:1304006:214, 23:30:1304006:272, 23:30:1304006:208. Перечисленные участки сформированы предприятием для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости различного целевого назначения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2006 по делу N А32-16703/2005 подтвержден федеральный уровень собственности земельного участка с кадастровым номером 23:30:1303000:0020, выделенного из земельного участка площадью 6374 га, предоставленного предприятию в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного производства.
С учетом изложенного, право распоряжения земельным участком площадью 6347 га принадлежит территориальному управлению, поскольку на нем расположено имущество, являющееся федеральной собственностью; имущество предприятия образовано за счет бюджетных средств, находится у него в хозяйственном ведении и внесено в реестр федеральной собственности.
Право хозяйственного ведения предприятия на объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:1303000:24 (площадью 13 554 998 кв. м) и 23:30:1303000:21 (площадью 48 204 583 кв. м), зарегистрировано за предприятием 07.07.2008, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Судебными актами по делу N А32-20280/2007 рисовая оросительная система общей площадью 3854 га, расположенная по адресу: г. Темрюк, пос. Красный Октябрь, исключена из состава конкурсной массы имущества предприятия. В рамках указанного дела суды установили, что внутрихозяйственная оросительная система предприятия (до 1990 года совхоз "Курчанский") входит в состав Темрюкской рисовой оросительной системы, общая площадь которой составляет 6278га. Рисовая система состоит из рисовых чеков, межхозяйственной мелиоративной сети (насосные станции, каналы, гидротехнические сооружения), внутрихозяйственной мелиоративной сети (каналов, гидротехнических сооружений), которая подает и отводит поливную воду непосредственно на рисовые чеки. Оросительная рисовая система не является автономной по характеру ее функционирования, а представляет единый инженерно-мелиоративный комплекс, нормальная работа его элементов влияет на состояние составляющих всего комплекса. Элементы оросительной системы (каналы, сооружения, насосные станции, дороги и т.д.) межхозяйственного значения находятся на балансе управления мелиорации, а внутрихозяйственные в 1992 году переданы колхозам и совхозам.
Право собственности Российской Федерации на рисовую систему общей площадью 38 540 тыс. кв. м (литеры 1-14) зарегистрировано в ЕГРП 26.05.2010, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 13.04.2012.
Распоряжением территориального управления от 27.12.2011 N 824-р рисовая система закреплена на праве хозяйственного ведения за научно-исследовательским центром.
21 декабря 2011 года предприятие (в лице конкурсного управляющего) обратилось в Управление Росимущества с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:30:1303000:24 площадью 13 554 998 кв. м на право аренды.
В заявлениях от 04.06.2012 предприятие просило переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:1303000:101, 23:30:1303000:57, 23:30:1303000:56, 23:30:1303000:55, 23:30:1303000:54, 23:30:1304007:250, 23:30:1304007:336, 23:30:130400:10882, 23:30:1304006:210, 23:30:1304006:211, 23:30:1304006:209, 23:30:1304006:213, 23:30:1304006:212, 23:30:1304006:214, 23:30:1304006:272, 23:30:1304006:208 на право аренды.
К заявлениям от 21.12.2011 и от 04.06.2012 предприятие приложило проекты договоров аренды земельных участков, кадастровые паспорта на эти участки, учредительные и регистрационные документы юридического лица, государственный акт на право пользования землей.
Судом установлено, что Управление Росимущества договоры аренды не подписало, какого-либо решения по вопросу о переоформлении права не приняло, что послужило основанием для обращения предприятия с исковым заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса. Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса лиц, обязаны до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Указанные лица вправе по своему выбору оформить участки в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки (пункт 1 постановления от 24.03.2005 N 11).
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования). Эти правила отличны от условий приобретения земли по правилам статьи 36 Земельного кодекса РФ (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Таким образом, нормами Закона N 137-ФЗ на предприятие возложена обязанность по переоформлению существующего права в отношении земельных участков (по правилам статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Рассмотрение заявлений заинтересованных лиц (собственников объектов недвижимости, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования) о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. При этом следует учитывать, что ответчиком по иску о понуждении к заключению договора является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11). В случае нарушения прав указанных лиц, последние вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ либо избрать способ защиты, предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса РФ (о понуждении к заключению договора по правилам искового производства).
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что предприятие реализовало право на судебную защиту, избрав один из двух установленных законом способов восстановления нарушенного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05), заявив иск об обязании Управления Росимущества заключить договоры аренды земельных участков. Такие требования подлежат разрешению с учетом правил о заключении договора в обязательном порядке (абзац седьмой пункта 4 постановления от 24.03.2005 N 11), а также предполагают обязанность истца доказать обоснованность заявленных требований по правилам статей 9 и 65 АПК РФ.
В рамках настоящего дела предприятие подтвердило надлежащим образом, что относится к лицам, подпадающим под положения пункта 2 статьи 3 Закона N137-ФЗ (обладает правом постоянного (бессрочного) в отношении испрашиваемых земельных участков); обратилось за заключением договоров аренды к собственнику земельных участков (в лице уполномоченного органа); им соблюден (до обращения с иском в арбитражный суд) порядок заключения договора, установленного статьей 445 Гражданского кодекса РФ. Указанное констатировано также в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.12.2013 по делу N А32-19700/2012.
Судебный акт по делу NА32-20280/2007 об исключении из конкурсной массы рисовой оросительной системы не содержит в резолютивной части указания на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположена рисовая система.
При этом в рамках дела NА32-22935/2003 (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013) судом был исследован вопрос об изъятии рисовой системы вместе с земельным участком и установлен факт того, что право постоянного (бессрочного) пользования предприятия в отношении земельного участка под изъятой из конкурсной массы рисовой системой не прекращено в установленном законом порядке.
Доводы Управления Росимущества сводятся к тому, что рисовая оросительная система изъята из конкурсной массы предприятии единым комплексом вместе с земельным участком, в связи с чем, предоставление предприятию земельного участка в аренду отдельно от рисовой системы будет противоречить положениям статьи 36 Земельного кодекса РФ, устанавливающей принцип единства земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По смыслу указанной нормы объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В рамках дела NА32-20280/2007 установлено, что внутрихозяйственная оросительная система предприятия (до 1990 года совхоз "Курчанский") входит в состав Темрюкской рисовой оросительной системы, общая площадь которой составляет 6278 га. Рисовая система состоит из рисовых чеков, межхозяйственной мелиоративной сети (насосные станции, каналы, гидротехнические сооружения), внутрихозяйственной мелиоративной сети (каналов, гидротехнических сооружений), которая подает и отводит поливную воду непосредственно на рисовые чеки. Рисовая система не является автономной по характеру ее функционирования, а представляет единый инженерно-мелиоративный комплекс, нормальная работа его элементов влияет на состояние составляющих всего комплекса. Элементы оросительной системы (каналы, сооружения, насосные станции, дороги и т.д.) межхозяйственного значения находятся на балансе управления мелиорации, а внутрихозяйственные в 1992 году переданы колхозам и совхозам.
Указанная рисовая оросительная система предприятия представляет комплекс взаимосвязанных между собой гидротехнических сооружений, функционирование каждого из которых обеспечивает нормальное функционирование всей системы в целом, является мелиоративной системой, обеспечивающей межрегиональное и межхозяйственное водораспределительную и противопаводковую защиту, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.
Из этого следует, что данная рисовая система используется не только для улучшения свойств и качеств земельного участка, а также используется в целях водораспределения и противопаводковой защиты Темрюкского района, а не только мелиорированных земель ГППР "Краснооктябрьский".
Таким образом, спорные объекты (рисовая система) не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса РФ должны следовать судьбе этого земельного участка.
Исходя из данной нормы права и судебной практики, главной вещью являются мелиорированные земли площадью 3854 га, а не оросительная система.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 N 4777/08 по делу N А56-31923/2006, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28 января 2002 года N Ф08-43/2001, согласно которой относительно друг друга орошаемые земельные участки следует рассматривать как главную вещь, а оросительную систему - как принадлежность, так как оросительная система предназначена для обслуживания земли.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суд во исполнение указаний суда кассационной инстанции по ходатайству истца суд первой инстанции назначил судебную экспертизу (определение от 02.06.2014), производство которой было поручено ООО "ГЕО Инвест - Информ".
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) Определить наличие или отсутствие элементов инженерного сооружения рисовой оросительной системы Литер 1-14, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь и (или) иных объектов недвижимости, на следующих земельных участках:
- с кадастровым номером 23:30:1303000:101, общей площадью 38 541 613 кв. м расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский"
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:24 общей площадью 13 554 998 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский".
- земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:57 общей площадью 41 028 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь
- участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:56 общей площадью 64 000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь", отделение N 3
- земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 03 000:55 общей площадью 20 0001 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, отделение N 1.
- с кадастровым номером 23:30:13 03 000:54 общей площадью 140 434 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, и. Красный Октябрь
- земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 007:250 общей площадью 1 313 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, д. 19
- с кадастровым номером 23:30:13 04 007:336 общей площадью 1 659 827,08 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, ул. Виноградная, д. 1
- с кадастровым номером 23:30:13 04 009:10882 общей площадью 897 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Курчанский, п. Красный Октябрь, пер. Клубный, д. 7
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:210 общей площадью 1 409 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 18
- земельного участка с кадастровым номером 23:30:13 04 006:211 общей площадью 179 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:209 общей площадью 149 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Школьная, д. 10А
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:213 общей площадью 913 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Красная, д. 30
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:212 общей площадью 650 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 23
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:214 общей площадью 24 072 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 25
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:272 общей площадью 6 000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 27
- с кадастровым номером 23:30:13 04 006:208 общей площадью 9 969 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ул. Гаражная, д. 29;
Если имеется наличие элементов инженерного сооружения рисовой оросительной системы, тогда указать площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации оросительной системы с указанием уникальных характеристик земельного участка, указать площади, текстового и графического описания местоположения границ земельных участков, с приложением их межевых планов?".
2) Возможно ли использование инженерного сооружения рисовой оросительной системы Литер 1-14 расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, по целевому назначению в отрыве от земельного участка с кадастровым номером 23:30:1303000:101, общей площадью 38541613 кв. м расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский"?
В экспертном заключении эксперты пришли к следующим выводам:
1) На земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1303000:101, 23:30:1303000:24, 23:30:1303000:57, 23:30:1303000:56, 23:30:1303000:55, 23:30:1303000:54, 23:30:1304007:250, 23:30:1304007:336, 23:30:130400:10882, 23:30:1304006:210, 23:30:1304006:211, 23:30:1304006:209, 23:30:1304006:213, 23:30:1304006:212, 23:30:1304006:214, 23:30:1304006:272, 23:30:1304006:208 отсутствуют элементы инженерного сооружения рисовой оросительной системы Литер 1-14, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь. При этом на указанных участках располагаются иные объекты недвижимости, за исключением участков с кадастровыми номерами 23:30:1303000:101, 23:30:1303000:24.
2) В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:1303000;21 образовались два земельных участка: с кадастровым номером 23:30:1303000:102, площадью 8254042 кв. м, на котором расположено инженерное сооружение рисовая оросительная система; с кадастровым номером 23:30:1303000:101, площадью 38541613 кв. м, на котором расположены сельскохозяйственные угодья. На земельном участке с кадастровым номером 23:30:1303000:101 возможно возделывание других сельскохозяйственных культур, выращивание которых не предусматривает использование оросительной системы.
В рамках дела NА32-22935/2003 (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013) также установлено, что наличие на земельном участке гидротехнических сооружений не препятствует использованию пашни для целей сельскохозяйственного назначения.
С учетом выводов эксперта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обстоятельства, препятствующие заключению договоров с истцом, отсутствуют, поскольку спорная оросительная система не располагается на испрашиваемых участках, а даже если бы и располагалась, то в смысле статьи 135 Гражданского кодекса РФ, должна была следовать судьбе земельных участков.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом уполномоченному на распоряжение таким участком органу государственной власти (для которого заключение договора является обязательным), оферты (проекта договора, содержащего существенные условия) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в установленный законом срок.
Материалы дела подтверждают соблюдение предприятием порядка заключения договора, установленного статьей 445 Гражданского кодекса РФ.
При указанных выше обстоятельствах для Управления Росимущества, являющегося на момент вынесения судебного акта по делу уполномоченным представителем собственника спорных земельных участков, заключение договоров аренды является обязательным, поскольку судом установлен факт неправомерного уклонения (бездействия) указанного органа от переоформления предприятию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требования истца об обязании Управления Росимущества заключить договоры аренды земельных участков является законным, обоснованным, в связи с чем, правомерно удовлетворения судом.
При этом, суд первой инстанции правильно указал, что Управление Росимущества обязано заключить договоры на условиях проектов договоров аренды, направленных предприятием в адрес Управления Росимущества сопроводительными письмами от 21.12.2011 и от 04.06.2012, поскольку разногласия к проектам договоров ответчик - Управление Росимущества в ходе рассмотрения дела не представил.
Истцом также заявлено требование о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1303000:101, 23:30:1303000:24, 23:30:1303000:57, 23:30:1303000:56, 23:30:1303000:55, 23:30:1303000:54, 23:30:1304007:250, 23:30:1304007:336, 23:30:130400:10882, 23:30:1304006:210, 23:30:1304006:211, 23:30:1304006:209, 23:30:1304006:213, 23:30:1304006:212, 23:30:1304006:214, 23:30:1304006:272, 23:30:1304006:208.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (часть 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ).
Из материалов дела следует, что сведения о четырнадцати (23:30:1303000:57, 23:30:1303000:56, 23:30:1303000:55, 23:30:1303000:54, 23:30:1304007:336, 23:30:130400:10882, 23:30:1304006:210, 23:30:1304006:211, 23:30:1304006:209, 23:30:1304006:213, 23:30:1304006:212, 23:30:1304006:214, 23:30:1304006:272, 23:30:1304006:208) из семнадцати земельных участков исключены из государственного кадастра недвижимости в 2013 году с присвоением статуса "аннулированный". Аннулирование сведений произведено в связи с отсутствием сведений о зарегистрированных правах (часть 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ).
В то же время, аннулирование кадастровых сведений о спорных земельных участках влечет прекращение существования участков как объектов земельных и гражданских отношений, предметом которых является конкретный земельный участок с уникальными характеристиками.
Статьей 24 Закона N 221-ФЗ предусмотрен срок временного учета объекта недвижимости, который для земельных участков составляет два года.
В данном случае, срок временного учета земельных участков истек в период, когда регистрации права препятствовало бездействие Управления Росимущества и наличие в Арбитражном суде Краснодарского края судебного спора в отношении переоформления прав на указанные участки.
При соблюдении Управлением Росимущества сроков принятия решения о предоставлении земельных участков в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, у предприятия имелась реальная возможность зарегистрировать право аренды на спорные земельные участки до истечения срока, после которого сведения о земельном участке, носящие временный характер, подлежат аннулированию.
Учитывая изложенное, суд правомерно обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о 14 спорных земельных участках, поскольку снятием участков с кадастрового учета созданы препятствия к реализации предприятием прав на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, снятие спорных земельных участков с кадастрового учета исключает возможность исполнения решения арбитражного суда, принятого по настоящему делу.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны обоснованно отклоненным доводам, приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда первой инстанции при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
При этом, суд первой инстанции обоснованно учел, что согласно заключению эксперта по делу N А32-19700/2012 на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:30:1303000:101; 23:30:1303000:24; 23:30:1303000:54; 23:30:1303000:55; 23:30:1303000:56; 23:30:1303000:57; 23:30:1304006:208; 23:30:1304006:209; 23:30:1304006:210; 23:30:1304006:211; 23:30:1304006:212; 23:30:1304006:213; 23:30:1304006:214; 23:30:1304007:250; 23:30:1304006:272; 23:30:1304007:336; 23:30:1304009:10882 отсутствуют элементы инженерного сооружения рисовой оросительной системы Литер 1-14. Экспертом установлено, что на земельных участках 23:30:1303000:54; 23:30:1303000:55; 23:30:1303000:56; 23:30:1303000:57; 23:30:1304006:208; 23:30:1304006:209; 23:30:1304006:210; 23:30:1304006:211; 23:30:1304006:212; 23:30:1304006:213; 23:30:1304006:214; 23:30:1304007:250; 23:30:1304006:272; 23:30:1304007:336; 23:30:1304009:10882 расположены иные объекты недвижимости, в том числе здания и сооружения МТФ; отделения N 1; отделения N 3; машинотракторных мастерских; здания гаража; здания общежития; мастерской ТО; газовой будки; магазина; конторы, пилорамы, столярной мастерской и складов; АТС; бани; клуба и т.д.
Факт расположения на указанных земельных участках иных объектов недвижимости также подтверждается межевыми делами, имеющимися в материалах дела.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:102 на котором расположены все элементы инженерного сооружения оросительная система не является предметом данного спора.
Предприятие, учреждено Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Краснодарского края на базе совхоза "Курчанский", что влечет за собой переход права постоянного бессрочного пользования к заявителю в порядке универсального правопреемства.
В соответствии с положениями п. 6,7 ст. 27 Земельного кодекса РФ определяющих, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом, и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 7 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заявитель обладает статусом сельскохозяйственной организации, следствием чего является наличие у него права переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения путем их переоформления на право собственности или заключения соответствующих договоров аренды участков.
Таким образом, довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о том, что признание общества несостоятельным (банкротом) делает невозможным осуществление им сельскохозяйственной деятельности, а значит, лишает его права на приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения является необоснованным.
Также, как указано выше, судами в рамках дела N А32-22935/2003 установлено, что рисовая оросительная система изъята из конкурсной массы только как имущество, а земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:101 принадлежит предприятию, которое обязано в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что учитывая соблюдение предприятием порядка заключения договора, установленного ст. 445 ГК РФ требования предприятия об обязании заключить договоры аренды являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2015 по делу N А32-19700/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19700/2012
Истец: ГППР "Краснооктябрьский"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: ФГБУ "УМЗСВ" по КК, ФГУП "Научно-исследовательский центр экономических преобразований", ФГУП "Управление милиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22916/15
28.12.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19626/15
05.10.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19700/12
16.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7750/13
23.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7947/13
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19700/12