Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф01-98/17 настоящее постановление отменено
28 декабря 2015 г. |
А43-18717/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.10.2015
по делу N А43-18717/2015,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Военторг-Запад" (ОГРН 1097847204795, ИНН 7838429337, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д. 35, стр. 12)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, изложенного в письме от 10.05.2015 N 01/400/2014-68,
без участия лиц,
и установил:
открытое акционерное общество "Военторг-Запад" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра), изложенного в письме от 10.05.2015 N 01/400/2014-68, об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, наб. Нижне-Волжская, д. 1Б, пом. П1, общей площадью 1517 кв.м, об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект.
Решением от 23.10.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Управление Росреестра не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в результате реорганизации в форме преобразования федерального казенного предприятия "Управление торговли Московского военного округа" в открытое акционерное общество "Управление торговли Московского военного округа" (далее - ОАО "Управление торговли Московского военного округа") последнему на основании приказа Министра обороны от 13.07.2009 N 719 и передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса от 11.08.2009 перешел объект недвижимости - помещение, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, наб. Нижне-Волжская, д.1Б, пом.1, общей площадью 1517 кв.м.
31.08.2012 ОАО "Управление торговли Московского военного округа" было реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу "Управление торговли Западного военного округа" (далее - ОАО "Управление торговли Западного военного округа"). Передаточным актом от 31.08.2012 указанный объект недвижимого имущества передан от ОАО "Управление торговли Московского военного округа" к ОАО "Управление торговли Западного военного округа".
28.10.2013 внеочередным общим собранием акционеров принято решение о переименовании ОАО "Управление торговли Западного военного округа" на Общество.
23.12.2014 представитель Общества обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, наб. Нижнее- Волжская, д. 16, пом. 1, с приложением кадастрового паспорта помещения, согласно которому данному объекту недвижимости присвоен инвентарный номер 22:401:900:000491020:0200:20001.
07.05.2015 Обществом предоставлены дополнительные документы.
Письмом 10.05.2015 N 01/400/2014-68 Управление Росреестра со ссылкой на абзац 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества в связи с тем, что данный объект не учтен в государственном кадастре недвижимости органом кадастрового учета.
Посчитав указанное решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное имущество несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Федерального закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
При этом на основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2. настоящей статьи (абзац 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В пункте 1.2 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) 01.01.2013 закончился переходный период, в течение которого не применялись положения указанного Закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу статей 3, 5 Федерального закона N 221-ФЗ с 01.01.2013 кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
На основании пунктов 1, 3 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости ранее на праве собственности принадлежал ОАО "Управление торговли Московского военного округа", правопреемником которого является Общество, и согласно кадастровому паспорту помещения был учтен под инвентарным номером (ранее присвоенным учетным номером) 22:401:900:000491020:0200:20001.
Таким образом, как обоснованно указал суд, в силу статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ спорный объект недвижимости является ранее учтенным.
Доводы Управления Росреестра о том, что присвоенный объекту недвижимости инвентарный номер не свидетельствует об учете в кадастре недвижимости спорного объекта, правомерно отклонен судом как необоснованный и опровергающийся материалами дела.
Довод о том, что право собственности на объект недвижимости ранее за каким-либо лицом зарегистрировано не было, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, как противоречащий положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Поскольку заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, у него отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права на спорный объект в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра, изложенное в письме от 10.05.2015 N 01/400/2014-68, об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует в реализации права на государственную регистрацию права собственности и, как следствие, права пользоваться и распоряжаться имуществом.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росреестра не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества, а также возложил на Управление Росреестра обязанность устранить допущенные нарушения его прав.
Оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росреестра по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.10.2015 по делу N А43-18717/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18717/2015
Истец: ., ОАО "ВОЕНТОРГ - ЗАПАД"
Ответчик: ., Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-98/17
28.12.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8547/15
23.10.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-18717/15
21.10.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11593/15
16.09.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11593/15