Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2016 г. N Ф07-1169/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
30 декабря 2015 г. |
Дело N А66-10619/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Орловой Ю.А. и Макаровской Т.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Марининой Натальи Александровны Черниковой Н.В. по доверенности от 31.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2015 года по делу N А66-10619/2014 (судья Романова Е.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Маринина Наталья Александровна (место жительства: 170004, г. Тверь; ОГРНИП 312695215800198, ИНН 690302032740; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, корп. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение) о признании кадастровой ошибкой указание вида разрешенного использования "под офисно-складской комплекс" земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13, расположенного у коммунально-складской зоны, зоны предприятий V класса вредности (П-1) с санитарно-защитной зоной - 50 метров; также заявитель просит установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13 в соответствии с его фактическим использованием и со статьей 41 Временных правил землепользования и застройки города Твери и территориальной комунально-складской зоной, зоной предприятий V класса вредности (П-1) - "предприятия коммунального хозяйства, склады, базы, предприятия 5 класса вредности" и обязать Учреждение исправить кадастровую ошибку с момента ее внесения, осуществив государственный кадастровый учет изменений по установлению для земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13 вида разрешенного использования "предприятия коммунального хозяйства, склады, базы, предприятия 5 класса вредности".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) и администрация города Твери (далее - Администрация).
Решением суда от 09.10.2015 заявление Марининой Н.А. было удовлетворено в полном объеме. Кроме того, с Учреждения в пользу Предпринимателя взыскано 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предпринимателю в удовлетворении иска полностью. Доводы жалобы сводятся к следующему. Вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен в сведениях государственного кадастра недвижимости на основании заявления и распоряжения Министерства. Более того, изменение вида разрешенного использования было инициировано именно Марининой Н.А., которая обратилась с заявлением к собственнику земельного участка. Распоряжение Министерства от 18.03.2014 N 456, на основании которого внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, никем не оспорено и не отменено. Таким образом, кадастровая ошибка была допущена в распоряжении Министерства, которая впоследствии была воспроизведена в сведениях государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета. Учреждение, как орган государственного учета, является не надлежащим ответчиком по делу, так как вопрос об исправлении кадастровой ошибки должен быть адресован к собственнику объекта недвижимости, т.е. Министерству. Предъявление требований к органу кадастрового учета о возложении обязанности совершить те или иные действия, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, могут быть рассмотрены только в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд необоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, дополнительных пояснениях и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация и Министерство в отзывах на апелляционную жалобу поддерживают ее доводы полностью.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Министерство, Администрация и ответчик ходатайствую о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя Предпринимателя, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, между Предпринимателем и Министерством заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13 (в редакции распоряжения от 18.03.2014 N 456).
Заявитель 13.03.2014 обратился в Министерство с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида "для строительства складских помещений" на вид "под офисно-складской комплекс".
Министерство 20.03.2014 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13, в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка и изменением иных сведений.
К заявлению прилагалось Распоряжение от 18.03.2014 N 456 о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 06.03.2008 N 0039-з/08.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 04.04.2014 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для строительства складских помещений" на "под офисно-складской комплекс".
Считая, что земельный участок был неправомерно отнесен к виду разрешенного использования "под офисно-складской комплекс" земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13, расположенного у коммунально-складской зоне, зоне предприятий V класса вредности (П-1) с санитарно-защитной зоной - 50 метров, а отнесение участка является технической ошибкой заявитель обратился в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предпринимателя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются в числе прочего - копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке (в связи с изменением разрешенного использования), которые запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона (пункт 9 части 1 статьи 22).
Частью 5 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 20.08.2009 N Д23-2696 "Об учете изменений земельных участков" в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (статья 22 Закона N 221-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618).
В случае, когда в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, сведения об изменении вида разрешенного использования существующего земельного участка (либо сведения о выбранном виде разрешенного использования образуемого участка) включаются в межевой план (пункт 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
Основным нормативным правовым актом, определяющим направления социально-экономического и градостроительного развития города Твери, являются Временные правила землепользования и застройки города Твери, принятые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области, положениями генерального плана города Твери, Уставом города Твери.
Согласно пункту 1 статьи 7 указанных выше правил применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования г. Твери, Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской Городской Думы от 02.07.2003 N 71, генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) вышеуказанный земельный участок находится в коммунально-складской зоне, зоне предприятий V класса вредности (П-1) с санитарно-защитной зоной - 50 м, в которой к основным видам разрешенного использования относятся предприятия коммунального хозяйства, склады, базы, предприятия V класса вредности. Соответственно, в данной территориальной зоне не могут размещаться земельные участки с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии".
Нежилое здание, расположенное на вышеуказанном земельном участке является складом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-АГ N 043814, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 25.09.2014 и приспособлено исключительно для приемки, хранения, и проверки по качеству товара перед отправкой заказчику. Соответственно, фактическое использование земельного участка - "под склад".
Кроме того, в соответствии с письмом Администрации города Твери от 24.07.2015 N 05-1026/02-и данный земельный участок относится к зоне предприятий V класса вредности.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии" не соответствует действующему законодательству, зонированию, наименованию и фактическому использованию расположенного на нем нежилого строения.
Исходя из толкования вышеприведенных правовых норм, апелляционный суд приходит к выводу, что у Учреждения отсутствовали основания вносить в государственный кадастр недвижимости сведения об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100008:13, поскольку приложенное к заявлению Министерства распоряжение от 18.03.2014 N 456 не является документом, на основании которого такие сведения могли быть внесены.
Порядок исправления ошибок в кадастровом учете предусмотрен статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 указанного Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются:
- представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;
- вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частей 4 и 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, следует, что при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка кадастровая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным Предпринимателем, судебная коллегия не усматривает.
Податель жалобы также не согласился с решением суда в части взыскания с него госпошлины, сославшись на то, что на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответчик подлежит освобождению от ее уплаты.
Данный довод подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции с Учреждения взыскана не государственная пошлина, а распределены судебные расходы.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Так как судебные расходы по уплате государственной пошлины при предъявлении иска в размере 200 руб. фактически понесены Предпринимателем, а решение суда принято в его пользу, суд первой инстанции правомерно взыскал указанную сумму с Учреждения в пользу истца.
При изложенных обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 указанного Кодекса, не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2015 года по делу N А66-10619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10619/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2016 г. N Ф07-1169/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Маринина Наталья Александровна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
Третье лицо: Администрация города Твери, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12484/16
04.10.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6653/16
20.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1169/16
30.12.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9947/15
09.10.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10619/14