город Ростов-на-Дону |
|
14 января 2016 г. |
дело N А32-19489/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2015 по делу N А32-19489/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, принятое в составе судьи Мигулиной Д.А.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:88, расположенный по адресу г. Темрюк, в 17 км на северо-восток от г. Темрюка, выраженный в письме от 27.04.2015 г. N 23/44/801/2015-480;
- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:88, расположенный по адресу: г. Темрюк, в 17 км на северо-восток от г. Темрюка.
Заявление мотивировано тем, что земельный участок расположен в пределах береговой полосы Темрюкского залива, в связи, с чем является федеральной собственностью (пункт 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно недоказанностью факта наличия у Российской Федерации права на спорный земельный участок.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна неправомерностью оспариваемого отказа. Так как спорный земельный участок находится в водоохраной зоне реки Кубань, является неотъемлемой частью водного объекта, обременен береговой полосой (участком общего пользования), в связи с чем, по мнению территориального управления, является собственностью Российской Федерации - федеральной собственностью. Нахождение земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования позволяет отнести его к территории общего пользования.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времен и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:88 из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, _ иного специального назначения, площадью 71003 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, в 17 км на северо-восток от г. Темрюка.
Полагая, что земельный участок находится в пределах береговой полосы Темрюкского залива, а, следовательно, относится к федеральному уровню собственности Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:88.
Сообщением от 27.04.2015 N 23/44/801/2015-480 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало в регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:88 со ссылкой на абзац десятый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на земельный участок, подтверждающего возникновение права собственности Российской Федерации.
Полагая отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 27.04.2014 не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права Российской Федерации, Росимущество обратилось в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В частности, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с заявленными требованиями ТУ ФАУГИ оспаривает отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю, изложенный в письме от 27.04.2015 N 23/44/801/2015-480.
Соответственно, предметом настоящего дела является исследование вопроса о законности отказа, сформулированного в письме от 27.04.2015 N 23/44/801/2015-480.
Как следует из данного письма, основанием для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, послужило непредставление правоустанавливающих документов на указанный участок.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Частью 1 статьи 17 данного Закона установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из материалов дела, ни один из указанных в данной статье документов ТУ ФАУГИ представлен не был.
ТУ ФАУГИ ссылается на то, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта свидетельствует о принадлежности такого земельного участка Российской Федерации в силу закона.
Между тем, суд апелляционной инстанции находит данную правовую позицию необоснованной и соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу закона земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305006:88, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, в 17 км на северо-восток от г. Темрюка, не отнесен к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно Водному кодексу РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (т. е. внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Таким образом, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом правовой режим водоохранных зон не является однородным.
В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса РФ) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 и части 2 статьи 2 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения - отношения по использованию и охране водных объектов.
Отношения по использованию и охране земель регулируются земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ). Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ установлен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 08.06.2006) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" указанный подпункт был признан утратившим силу.
В то же время на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса РФ к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель; земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию земельного участка.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий в качестве критерия разграничения публичной собственности в статье 3.1 данного Закона не упомянуто.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого земельного участка Российской Федерации. Обременение части спорного земельного участка береговой полосой (участком общего пользования), на что указывает ТУ ФАУГИ, не означает наличие у этого земельного участка статуса федеральной земли.
В связи с изложенным, оснований для признания оспариваемого в деле отказа недействительным, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2015 по делу N А32-19489/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19489/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Росреестр по КК
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2097/16
30.05.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21458/15
14.01.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21458/15
26.10.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19489/15