г. Ессентуки |
|
14 января 2016 г. |
Дело N А25-1093/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу председателя Садоводческого некоммерческого товарищества "Изобилие-Берекет" Прохоровой Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.10.2015 по делу N А25-1093/2015
по заявлению председателя Садоводческого некоммерческого товарищества "Изобилие-Берекет" Прохоровой Людмилы Ивановны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Карачаево-Черкесской Республике
об оспаривании действий налогового органа
при участии в судебном заседании:
от председателя Садоводческого некоммерческого товарищества "Изобилие-Берекет" Прохоровой Людмилы Ивановны - Теунаева З.Р. по доверенности N 09аа0091302;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Карачаево-Черкесской Республике - Каббучиева С.А.-А. по доверенности N 03-21/01438 от 13.05.2015.
УСТАНОВИЛ:
председатель Садоводческого некоммерческого товарищества "Изобилие-Берекет" (далее - товарищество, СНТ "Изобилие-Берекет") Прохорова Людмила Ивановна (далее - заявитель, Прохорова Л.И.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, Ми ФНС N 1 по КЧР) об оспаривании действий налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) сведений об исключении СНТ "Изобилие- Берекет", обязании Ми ФНС N 1 по КЧР исключить из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности товарищества.
Решением от 13.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Прохорова Л.И. не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.10.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда от 13.10.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Прохоровой Л.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель инспекции просил оставить решение суда от 13.10.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 марта 1988 года исполнительным комитетом Усть-Джегутинского районного Совета народных депутатов совхозу-комбинату "Южный" был выделен земельный участок под коллективное садоводство на землях совхоза "Красногорский" в ур. Малая сухая балка общей площадью 70 га.
05 февраля 2003 года СНТ "Изобилие-Берекет" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Карачаево-Черкесской Республике за основным государственным регистрационным номером 1030900978833. Директором товарищества назначен Сериков Владимир Александрович.
07 мая 2003 года постановлением главы государственной Администрации Усть- Джегутинского района N 137 садоводческому некоммерческому товариществу "Изобилие-Берекет" предоставлены на праве аренды сроком на 11 месяцев земли, ранее выделенные совхозу-комбинату "Южный" под садоводство, расположенные в ур. Сухая Балка, площадью 70 га для ведения садоводства.
01 июня 2006 года на основании Постановления Народного Собрания Карачаево- Черкесской Республики от 29.12.2005 N 303 и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2006 N 339 создан Абазинский район Карачаево-Черкесской Республики, ранее указанный земельный участок вошел в его территорию.
11 июня 2013 года инспекцией в адрес товарищества направлено Уведомление о вызове налогоплательщика по причине необходимости сдачи отчетности.
20 ноября 2013 года инспекцией в адрес товарищества повторно направлено Уведомление о вызове налогоплательщика по причине необходимости сдачи отчетности.
06 июня 2014 года Ми ФНС N 1 по КЧР составлена справка N 60 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. В тот же день составлена справка N 60 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
06 июня 2014 года налоговым органом принято решение N 60 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Указанное решение было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 23 (483) от 11.06.2014/275.
15 октября 2014 года налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись за регистрационным номером 2140916004601 о том, что СНТ "Изобилие-Берекет" исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность.
15 февраля 2015 года на общем собрании членов товарищества председателем избрана Прохорова Людмила Ивановна.
22 июня 2015 года заявитель обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением об оспаривании действий налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении СНТ "Изобилие-Берекет", обязании Ми ФНС N 1 по КЧР исключить из ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности товарищества.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение названного трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что отчетность за последние двенадцать месяцев СНТ "Изобилие-Берекет" в налоговый орган не представлялась. Более того, судом первой инстанции установлено, что отчетность не предоставлялась в течение последних восьми лет.
Как указал представитель инспекции, операции по банковским счетам не осуществлялись. Данное обстоятельство заявителем также не оспорено.
В связи с этим, а также ввиду отсутствия у регистрирующего органа сведений о какой-либо деятельности названного предприятия Ми ФНС по КЧР принято решение от 06.06.2014 N 60 о предстоящем СНТ "Изобилие-Берекет" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Сведения о принятии инспекцией решения от 06.06.2014 N 60 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ СНТ "Изобилие-Берекет" как недействующего юридического лица, а также о наличии у кредиторов или иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение данного недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, возможности в течение трех месяцев со дня публикации направить заявление в адрес Ми ФНС N 1 по КЧР опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 23 (483) от 11.06.2014/275, а также электронном Интернет-ресурсе www.vestnik-gosreg.ru.
При этом налоговый орган исходил из того, что СНТ "Изобилие-Берекет" прекратило свою деятельность.
Прохорова Л.И., являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица, имела возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации и направить в налоговый орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из реестра, что воспрепятствовало бы Ми ФНС N 1 по КЧР исключить товарищество из ЕГРЮЛ.
У заявителя была возможность получить информацию о том, что Ми ФНС N 1 по КЧР принято решение о предстоящем исключении СНТ "Изобилие-Берекет" из ЕГРЮЛ в журнале "Вестник государственной регистрации" и в сети Интернет с сайта Федеральной налоговой службы.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный Законом о регистрации срок, у налогового органа имелись основания для исключения товарищества из ЕГРЮЛ.
Довод налогового органа о том, что заявление председателя СНТ "Изобилие-Берекет" подписано неуполномоченным лицом правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
На основании подпункта "л" части 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, помимо прочих, содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с частью 2 статьи 17 названного закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как следует из материалов дела, в судебное заседание был вызван и допрошен в качестве свидетеля директор СНТ "Изобилие-Берекет" Сериков Владимир Александрович, который показал, что фактически являлся директором товарищества до 2004 года, после чего был освобожден от должности и передал всю документацию вновь назначенному директору.
Изменения в ЕГРЮЛ в части сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, товариществом не вносились.
Вместе с тем, в материалах дела имеется протокол общего собрания членов товарищества от 15.02.2015, на котором председателем избрана Прохорова Людмила Ивановна.
Однако, на тот момент СНТ "Изобилие-Берекет" фактически было исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем, сведения о смене руководителя юридического лица не могли быть внесены в реестр.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявление от имени председателя СНТ "Изобилие-Берекет" подписано уполномоченным лицом, Прохорова Л.И. правомерно обратилась в арбитражный суд, реализуя тем самым безусловное конституционное право на судебную защиту.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Прохоровой Л.И. о том, что решение о предстоящем исключении было опубликовано в органах печати с нарушением сроков, установленных законом.
Согласно части 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Как следует из материалов дела, решение о предстоящем исключении вынесено налоговым органом 06.06.2014, опубликовано в органах печати 11.06.2014 - то есть в установленный законом трехдневный срок.
Довод заявителя о том, что публикация не содержала всей предусмотренной законом информации, также правомерно отклонена, ввиду следующего.
Согласно приказу Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикаций и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения о принятых решениях, о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации". В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации" этих сведений определяется редакцией журнала.
Как следует из выходных данных указанного журнала, существуют электронная и печатная его версии.
Из материалов дела видно, что в электронной версии журнала "Вестник государственной регистрации", сообщение о принятии решения в отношении СНТ "Изобилие-Берекет" размещено.
Порядок и сроки направления возражений установлены Законом о регистрации и одинаковы для всех. Указанные сведения публикуются в соответствующем разделе и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Лица, чьи права и законные интересы затрагивались в связи с исключением СНТ "Изобилие-Берекет" из ЕГРЮЛ, не были лишены права направить соответствующее заявление, что явилось бы препятствием для принятия налоговым органом решения об исключении.
При таких обстоятельствах, суд не находит в действиях налогового органа нарушений порядка публикации решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц.
Регистрирующий орган правомерно внес 06.06.2014 в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 2140916004601 об исключении общества из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что налоговым органом нарушена процедура исключения юридического лица из реестра. По мнению заявителя, по истечении трех месяцев со дня вынесения решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, инспекция была обязана вынести решение об исключении юридического лица в виде отдельного документа.
Между тем, Закон о государственной регистрации не содержит положений обязывающих регистрирующий орган после принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и опубликования соответствующего объявления с разъяснением порядка и сроков направления возражений против такого исключения выносить дополнительное решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что принятие налоговым органом дополнительного решения после Решения от 06.06.2014 года N 60 в силу положений действующего законодательства не требуется.
Принимая во внимание, что исключение общества из ЕГРЮЛ произведено Ми ФНС N 1 по КЧР при наличии у СНТ "Изобилие-Берекет" всех признаков недействующего юридического лица, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом не нарушена, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Прохоровой Л.И., изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.10.2015 по делу N А25-1093/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.10.2015 по делу N А25-1093/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1093/2015
Истец: Председатель СТ "Изобилие- Брекет", Садоводческое Некоммерческое Товарищество, Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Изобилие-Берекет"
Ответчик: МИФНС N1 по КЧР
Третье лицо: Вегелин И Ю, Вегелин Ирина Юрьевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Карачаево-Черкесской Республики, Теунаева Зарема Рашидовна