г. Самара |
|
14 января 2016 г. |
Дело N А55-15507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалёвой Е.М., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Васяев Д.В., доверенность от 25 ноября 2015 года, Сергеева Ю.П., доверенность от 11 января 2016 года,
от ответчика - Ушаков Р.А., доверенность от 02 декабря 2015 года N 10325/1, Ключевская И.И., доверенность от 29 декабря 2015 года N 11456/1,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2015 года по делу N А55-15507/2014 (судья Носова Г.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", (ОГРН 1086320019609), город Тольятти Самарской области,
к Городскому округу Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области,
с участием третьего лица ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов", город Тольятти Самарской области,
о взыскании 23 369 134 рубля 43 копейки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - ответчик, Мэрия), с привлечением в качестве третьего лица ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов", о взыскании 23 369 134 рубля 43 копейки неосновательного обогащения, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению за период с 01.01.2012 г. по 31.01.2014 г., мотивируя свои требования положениями ст. ст. 15, 16, 1069, 1102, 1105 ГК РФ.
Решением суда от 19.10.2014 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2015 г. иск удовлетворен полностью.
Постановлением суда кассационной инстанции от 28.05.2015 г. отмены решение и постановление первой и апелляционной инстанции, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 09.11.2015 г. иск удовлетворен полностью, взыскано с ответчика в пользу истца 23 369 134 руб. 43 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 139 845 руб. 67 коп.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили и представители ответчика.
Представители истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Эко Рециклинг Групп" осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.
Постановлением от 01.04.2009 г. N 711-п/1 в соответствии со ст. ст. 78, 86 Бюджетного кодекса РФ, Уставом города Тольятти, мэрией г.о. Тольятти утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее - Порядок).
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что к расходным обязательствам городского округа Тольятти относится предоставление субсидий на возмещение затрат по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.
Как следует из п. 3 постановления от 01.04.2009 г. N 711-п/1, исполнение расходных обязательств г.о. Тольятти, указанных в п. 1 настоящего постановления, осуществляется за счет средств бюджета г.о. Тольятти в пределах объема бюджетных ассигнований на утилизацию, предусмотренных Департаменту городского хозяйства мэрии как главному распорядителю бюджетных средств, решением о бюджете г.о. Тольятти.
Цели и размер предоставления субсидий определены п. 3.1, 3.2 Порядка.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 г. N 215 "Об установлении тарифов на услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 17.01.2012 г. до очередного периода регулирования в размере 85,30 руб. за 1 куб.м. Согласно приложению N 1 к названному приказу, указанный тариф применяется к объемам исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и др.).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.11.2012 г. N 397 "Об установлении тарифов на услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 01.01.2013 г. до 30.06.2013 г. в размере 85,30 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а для населения - 100,65 руб. (с учетом НДС) за 1 куб.м., с 01.07.2013 до 31.12.2013 - 94,01 руб. (без НДС) за 1 куб.м., а для населения - 110,93 руб. (с учетом НДС) за 1 куб.м.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2013 N 226 "Об установлении тарифов на товары и услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов на период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. в размере 94,01 руб. за 1 куб.м., для населения также 94,01 руб. за 1 куб.м.
Согласно Порядку в редакции постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. N 4222-п/1 одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования: по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.
В связи с отказом ответчика в выдаче субсидии, ООО "ЭРГ" обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о нарушении мэрией г.о. Тольятти Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с указанным обращением, комиссия по делу N 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, определенный п. 2.1 Положения в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. N 4222-п/1, является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области также установлено, что единственным получателем субсидии в 2012 г., истекшем периоде 2013 г., являлся ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" (далее - ОАО "ЗПБО"). ООО "ЭРГ" мэрией г.о. Тольятти было отказано в предоставлении субсидий в ответ на неоднократные обращения по причине несоответствия вышеуказанному условию.
26.07.2013 г. по результатам рассмотрения дела N 111-1638-12/6 в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 26.07.2013 г. N 7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Мэрия г.о. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26.07.2013 г. N 7648/6.
Решением суда от 04.12.2013 г. по делу N А55-22060/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении данных требований Мэрии г.о. Тольятти отказано.
В рамках названного спора суд установил, что на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта - ОАО "ЗПБО" и ООО "Эко Рециклинг Групп".
Установив в Порядке предоставления субсидий, условие о наличии специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, Мэрия г.о. Тольятти тем самым определила круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет местного бюджета в виде субсидий.
Однако указанное условие ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, так как обременяет лиц обязанностью по оказанию услуг на невыгодных условиях.
Указанными условиями в Порядке затрагиваются права ООО "ЭРГ" как хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и как одного из потенциальных претендентов на получение субсидий.
С учетом изложенного, Комиссия по делу N 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Рассматриваемые действия мэрии г.о. Тольятти приводят к созданию преимуществ для ОАО "ЗПБО", по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле N 111-1638-12/6 материалов, Комиссия пришла к выводу, что установление в Порядке предоставления субсидий, условия для получения субсидий юридическим лицам, а именно: наличие у данных лиц специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем установления дискриминационных условий критериев отбора, предъявляемых при предоставлении указанных субсидий и ограничивает доступ выхода субъектам на рынок, что запрещено п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд в рамках дела N А55-22060/2013 счел обоснованным вывод Комиссии о том, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, выразившиеся в принятии постановления от 30.12.2011 г. N 4222-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти N 71-п/1 от 01.04.2009 г.", содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, суд в рамках дела N А55-22060/2013 пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 г. N 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным.
Решением суда от 31.01.2014 г. по делу N А55-21517/2013, вступившим в законную силу, суд удовлетворил иск прокурора к Мэрии г.о. Тольятти, которым признал недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 г. N 711-П/1, в части: п. 2.1 и п. 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", и не соответствующим п. 8 ст. 4 и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; абзаца 2 п. 2.1 и абзаца 7 п. 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год", абзаца 3 п. 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25 % от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти", абзаца 8 п. 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, до величины не более 25 % от объема поступивших на сортировку)" и несоответствующими ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ) и п. 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 255; абзаца 6 п. 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" и не соответствующим п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 г. N 93-ФЗ) и п. 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 255.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Истец, обращаясь с заявленными требованиями в суд, указал на то, что в результате издания незаконного нормативного акта мэрией г.о. Тольятти (Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 г. N 711-П/1), истцу по настоящему делу причинен вред, который подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, а вопросы местного значения городского округа регулируются положениями ст. 16 данного Закона.
Так, согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ответчик по настоящему делу указал, в том числе, что понятие "организация", примененное в ст. 16 Закона N 131-ФЗ, означает осуществление исполнительно-распорядительных функций.
Учитывая указания арбитражного суда кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела суд исследовал обстоятельства не взимания ответчиком платы за оказанные населению услуги по утилизации ТБО за спорный период.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 г. N 215, от 29.11.2012 г. N 397, от 01.11.2013 г. N 226 истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов на спорный период, в том числе, для населения.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) настоящий Закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ установлено, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством (п. 17 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
Как следует из п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 210-ФЗ истец является организацией коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, а в соответствии с п. 17 ст. 2 данного Закона, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и т.п.), являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса. осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, которые предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров.
Из материалов дела следует, что истец оказывал услуги по вывозу и утилизации отходов и являлся хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по утилизации отходов на соответствующем рынке в г. Тольятти за период с января 2012 г. по январь 2014 г. (включительно).
В отзывах на иск ответчик, третье лицо указывают, в том числе на то, что убытки (утрата имущества истца), в заявленном размере, возникли у истца в результате действий самого истца, а не в результате действующего на территории г.о. Тольятти в спорный период Порядка предоставления субсидий юридическим лицам.
Полагают, что требования истца о возмещении 23 369 134,43 руб., возникших в результате оказания истцом услуг по утилизации ТБО и КГМ, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, на безвозмездной основе потребителям (организациям, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда) данной услуги за спорный период не обоснованными.
Судом установлено, что истцом фактически оказаны услуги по утилизации ТБО и КГМ образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти непосредственным потребителям (управляющие организазации/ТСЖ) за период с января 2012 г. по июнь 2013 г. без взимания платы, и в период с июля 2013 г. по январь 2014 г. истцом взималась плата в размере 30 % от объема оказываемых услуг.
При новом рассмотрении дела, суд дал оценку расчету истца, согласно которому, истец просил компенсировать понесенные затраты, связанные с выполнением регулируемой деятельности по тарифам, установленным уполномоченным органом для истца по делу (за период с января 2012 г. по июнь 2013 г. - Порядок предоставления субсидий предусматривал 100 % возмещения затрат организациям, оказывающим услуги и в период с июля 2013 г. по январь 2014 г. - 70 % возмещения затрат организаций, оказывающих услуги).
Как следует из иска, вред, причиненный истцу по данному делу, возник в результате издания ответчиком нормативного правового акта, не соответствующего закону.
Издание не соответствующего закону нормативного акта является одним из условий для применения в настоящем деле ответственности, предусмотренной ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, не требующих установления вновь.
Лицо, требующее возмещения убытков (вреда), должно доказать возникновение убытков в заявленном размере вследствие издания признанного не соответствующим закону акта.
На истца в данном деле ст. 65 АПК РФ возложено бремя доказывания причинно-следственной связи между убытками и допущенным мэрией нарушением при издании акта, не соответствующего закону и размера убытков.
Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции РФ и Законом N 131-ФЗ вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены ст. 17 Закона N 131-ФЗ, а ст. 86 Бюджетного кодекса РФ определены расходные обязательства муниципального образования.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Как было указано выше, Постановлением от 01.04.2009 г. N 711-п/1 в соответствии со ст. ст. 78, 86 Бюджетного кодекса РФ, Уставом г. Тольятти, мэрией г.о. Тольятти утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее - Порядок).
Пунктом 1 вышеуказанного постановления установлено, что к расходным обязательствам городского округа Тольятти относится предоставление субсидий на возмещение затрат по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.
Как следует из п. 3 названного постановления, исполнение расходных обязательств г.о. Тольятти, указанных в п. 1 настоящего постановления, осуществляется за счет средств бюджета г.о. Тольятти в пределах объема бюджетных ассигнований на утилизацию, предусмотренных Департаменту городского хозяйства мэрии как главному распорядителю бюджетных средств, решением о бюджете г.о. Тольятти.
Таким образом, предоставление субсидий могло быть произведено в пределах бюджетных ассигнований.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Ответчик предоставил документы объема расходных обязательств для исполнения указанных полномочий, рассчитанный по делу в соответствии с п. 3.3.5 Методических рекомендаций по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации, захоронению твердых бытовых отходов Госстроя РФ.
При новом рассмотрении дела, суд исследовал вопрос об исполнении расходов бюджета, о наличии у ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" законного права на получение субсидии, соответственно, с учетом цели предоставления субсидии, расчета убытков, осуществленного истцом в рамках настоящего спора, о наличии причинно-следственной связи между вредом, в заявленном истцом объеме и изданием нормативного правового акта органом местного самоуправления, не соответствующим закону.
Согласно п. 3.4 Порядка субсидии предоставляются за счет средств бюджета городского округа в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств путем перечисления денежных средств с лицевого счета главного распорядителя - департамента на расчетные счета получателей субсидий на основании договора субсидии и отчета о фактических расходах (приложение N 2 к договору субсидии).
Ответчиком в материалы дела были представлены копии соответствующих договоров субсидии с ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов".
Незаконность предоставления мэрией г.о. Тольятти субсидий ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" в 2013 г. подтверждается отчетом Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти по проверке использования субсидий, предоставленных за счёт средств бюджета г.о. Тольятти на возмещение затрат, связанных с утилизацией твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в 2013 г.
Согласно отчету Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти по проверке использования субсидий, предоставленных за счёт средств бюджета г.о. Тольятти на возмещение затрат, связанных с утилизацией твёрдых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в 2013 г. (опубликован на официальном сайте Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти: http://www.ksp-tlt.ru/work/otchets/2014/index.php7ELEMENTJD: "в нарушение ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в 2013 г. мэрией в лице Департамента неправомерна перечислена субсидия ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" в сумме 103 898,3 тыс. руб. на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) КГМ, вследствие того, что ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" не является единственным исполнителем услуг полного цикла по утилизации ТБО и КГМ (п. 1.4 отчета), в том числе в сумме 61 760,9 тыс. руб., т.к. на момент заключения договора субсидии ОАО "ЗПБО" не соответствовал условиям предоставления субсидии (п. 1.2 отчета); в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Департаментом заключены договоры субсидии без обеспечения возможности равного доступа всех участников товарного рынка услуг для заключения договоров (п. 1.6 отчета)".
В Решении Думы г.о. Тольятти Самарской области от 18.06.2014 г. N 356 "Об отчете мэрии об исполнении бюджета г.о. Тольятти за 2013 г." отмечено неправомерное предоставление субсидии ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" в сумме 103 893,3 тыс. руб. на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (п. 10.16.4).
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ судом учтено, что преюдициальными являются установленные судами обстоятельства по делам N А55-21517/2013 и N А55-22060/2013.
Другие доводы ответчика, изучены судом и признаны несостоятельными, поскольку материалами дела установлена совокупность доказательств, ни одно из которых не имеет для суда заранее установленной силы согласно ч. 5 ст. 71 АПК РФ, и заявлений о фальсификации доказательства ответчик не делал, а представленные в дело документы подтверждают факт расходов истца на сумму 23 369 134 руб. 43 коп.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день повторного судебного разбирательства ответчиком суду не предоставлено, и ходатайств о назначении судебной экспертизы сторонами не заявлялось.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении исковых требований, а поэтому решение суда о взыскивает с ответчика в пользу истца 23 369 134 руб. 43 коп. является законным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2015 года по делу N А55-15507/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.М. Рогалёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15507/2014
Истец: ООО "Эко Рециклинг Групп"
Ответчик: Городской округ Тольятти в лице Мэрии г. о. Тольятти, Мэрия г. о. Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7568/16
14.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17895/15
09.11.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22713/13
30.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17854/14
19.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14