г. Ессентуки |
|
12 января 2016 г. |
Дело N А15-3077/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3077/2015,
по заявлению индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны. (ОГРНИП 312302508100050),
к Управлению ФАС России по РД,
о признании решения по делу N 770А-2015 от 04.08.2015 в части признания соответствующим требованиям закона действий заказчика по установлению требования в документации аукциона в электронной форме на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) незаконным и об обязании устранить нарушения закона (судья Цахаев С.А.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Выборнова Ю.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд РД с заявлением о признании решения по делу N 770А-2015 от 04.08.2015 в части признания соответствующим требованиям закона действий заказчика по установлению требования в документации аукциона в электронной форме на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) незаконным, и об обязании устранить нарушения закона.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировне о признании незаконным решения Управления ФАС России по РД по делу N 770А-2015 от 04.08.2015 в части признания соответствующими требованиям закона действий заказчика по установлению требования в документации аукциона в электронной форме на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и об обязании устранить нарушения закона, отказано.
Решение мотивированно тем, что заказчик правомерно установил в документации об аукционе требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что поставка препаратов в больницу в силу положений статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств является розничной торговлей, поэтому требование о наличии лицензии на оптовую торговлю нарушает законодательство.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3077/2015, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
25.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Республиканская клиническая больница" разместило извещение N 0303200036415000260 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для нужд больницы (далее - открытый аукцион).
Согласно извещению дата окончания срока представления участниками аукциона документаций и разъяснений - является 07.08.2015.
28.07.2015 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Выборновой Ю.В о допущенных нарушениях в аукционной документации заказчиком положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона "О защите конкуренции", в результате которых заказчиком было установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующей лицензии на деятельность по производству лекарственных средств. По её мнению, установление указанного требования ограничивает количество участников размещения заказа, в частности, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля), поскольку действующим законодательством не предусмотрен прямой запрет на поставку медицинским учреждениям лекарственных препаратов организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляют розничную торговлю. Установленное требование препятствует участию ИП Выборновой Ю.В. в открытом аукционе наряду с организациями, имеющими лицензию на осуществление оптовой торговли лекарственными препаратами.
По итогам рассмотрения жалобы было вынесено решение N 770А-2015 от 04.08.2015 о признании жалобы необоснованной частично.
Полагая, что решение Дагестанского УФАС России N 770А-2015 от 04.08.2015 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предпринимателя, Выборнова Ю.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с вышеназванными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.3 данного Административного регламента государственная функция по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1.9 Административного регламента результатом исполнения государственной функции являются решения, принимаемые ФАС России (территориальным органом), по результатам рассмотрения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, по итогам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Выборновой Ю.В. о допущенных нарушениях в аукционной документации заказчика было вынесено решение N 770А-2015 от 04.08.2015 о признании жалобы необоснованной частично.
В названном решении антимонопольный орган заключил о том, что установление в аукционной документации требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств соответствует действующему законодательству об обращении лекарственных средств, о размещении заказов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные выводы антимонопольного органа являются обоснованными и основаны на нормах действующего законодательства.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как усматривается из материалов дела, 25.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Республиканская клиническая больница" разместило извещение N 0303200036415000260 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для нужд больницы.
В информационной карте аукциона документации об аукционе сообщается, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать сведения в том числе, копию документа, о том что участник размещения заказа должен иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и/или действующую лицензию на деятельность по производству лекарственных средств).
В обоснование своей жалобы предприниматель указала, что установление в документации об открытом аукционе требования о предоставлении участниками размещения заказа копии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами") исключает возможность участия в аукционе участников размещения заказа, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности "розничная торговля лекарственными препаратами".
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств).
Согласно содержащимся в ст. 4 данного Закона понятиям:
- производство лекарственных средств - это деятельность по производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств;
- фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и(или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;
- организация оптовой торговли лекарственными средствами - это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств (ч. 2 ст. 45 Закона об обращении лекарственных средств).
Согласно ч. 8 ст. 45 Закона об обращении лекарственных средств производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств; 2) организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 3) аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) медицинским организациям и ветеринарным организациям; 6) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств).
В соответствии со ст. 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; 3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 6) медицинским организациям, ветеринарным организациям; 7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Суд первой инстанции верно установил, что поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о том, что поставка препаратов в больницу в силу положений статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств является розничной торговлей - отклоняется, поскольку указание в названной статье о том, что "розничная торговля представляет собой обеспечение лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений" не свидетельствует о том, что такому обеспечению подлежат именно лечебные учреждения. Из контекста названной нормы усматривается, что обеспечение препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, аптечными организациями, а не наоборот.
Следовательно, названное законоположение определяет розничную торговлю как обеспечение препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляемое медицинскими организациями, аптечными организациями не для целей, установленных статьей 53 названного закона (оптовая торговля), в том числе не для целей обеспечения деятельности медицинских организаций.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами не является розничной торговлей.
Следовательно, с учетом предмета аукциона - право на поставку лекарственных препаратов медицинской организации, субъектов экономической деятельности, которые могут осуществлять данный вид деятельности - производители лекарственных средств либо оптовые поставщики лекарственных средств, заказчик правомерно установил в документации об аукционе требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами.
Данное положение документации об аукционе соответствует требованиям Закона о размещении заказов, указанное условие не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований ИП Выборновой Ю.В., в связи с отсутствием предусмотренных статьей 200 АПК РФ оснований.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами не является розничной торговлей, следовательно, спорное положение документации об аукционе соответствует требованиям Закона о размещении заказов, указанное условие не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3077/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.10.2015 по делу N А15-3077/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3077/2015
Истец: Выборнова Юлия Владимировна, Ип Выборнова Юлия Владимировна
Ответчик: Дагестанское УФАС России
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по РД