г. Владимир |
|
18 января 2016 г. |
Дело N А38-4569/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2016.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 32485, 32484, 32483),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.10.2015 по делу N А38-4569/2015, принятое судьёй Волковым А.И.,
по иску муниципального образования "Город Йошкар-Ола" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 1 575 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с предоставлением на условиях социального найма муниципального жилого помещения Окуневой Н.С., в сумме 1 575 000 руб.
Исковые требования основаны на статьях 72, 132 Конституции Российской Федерации, статьях 13, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 130, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и мотивированы несоблюдением правил возмещения Российской Федерацией расходов муниципального образования, связанных с реализацией гражданами прав на получение жилых помещений в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 16.10.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, поскольку Окунева Н.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях 26.11.1986, то есть до 01.01.2005, то расходы по обеспечению жильем Окуневой Н.С. являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Республики Марий Эл, а не Российской Федерации. При этом предоставление жилья на условиях социального найма производится за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае - Республики Марий Эл. Предоставив жилое помещение за счет муниципального жилищного фонда, истец вправе требовать компенсации утраченного муниципального имущества путем предоставления аналогичного помещения из жилищного фонда Республики Марий Эл либо компенсации стоимости предоставленного жилого помещения в денежной форме.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. В связи с этим, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство финансов Республики Марий Эл, а возмещение убытков истцу должно быть произведено за счет средств казны Республики Марий Эл.
Кроме того, указывает, что решение суда вынесено без учета поступивших федеральных субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2011-2014 годах.
Также заявитель полагает, что муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", передав жилое помещение гражданину по договору социального найма, не понесло убытков (реального ущерба) в размере стоимости квартиры, поскольку данное жилое помещение не выбыло из состава муниципального имущества.
Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в суд не обеспечили. Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" в отзыве возразила против доводов жалобы, просила оставить судебный акт в силе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 26.11.1986 Окунева Н.С., страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, стояла на очереди нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 01.04.2014 по делу N 2-1949/2014, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Марий Эл от 01.07.2014 по делу N 33-1110/2014, за Окуневой Н.С. признано право на получение жилого помещения, а на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность по предоставлению Окуневой Н.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Во исполнение определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Марий Эл от 01.07.2014, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставила Окуневой Н.С. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение общей площадью 29,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Йошкар-Ола, ул.Куйбышева, д.55, кв.181, что подтверждено постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 21.07.2014 N 1801 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма", договором социального найма жилого помещения от 23.07.2014 N 14/0192 и актом приёма-передачи жилого помещения от 23.07.2014.
Тем самым муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилого помещения.
В связи с неисполнением Российской Федерацией обязанности по компенсации расходов на предоставление жилого помещения по договору социального найма Окуневой Н.С. Администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковое требование, суд руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N1563-О-О, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. В соответствии с данной статьей полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Исходя из указанных норм права, суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета. В то же время установил, что расходные обязательства Российской Федерации по указанной льготе надлежащим образом не исполнены. Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения гражданке Окуневой Н.С., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий Администрации за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что Российской Федерацией субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл или органу местного самоуправления - в 2011-2014 годах выделены необходимые финансовые средства на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Министерством Российской Федерации не представлено.
Анализируя сведения, представленные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, суд установил, что объем средств федерального бюджета, выделяемых Республике Марий Эл на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, составил в 2011 году 17 092,3 тыс. руб., в 2012 году - 18 552 тыс. руб., в 2013 году - 18 695,6 тыс. руб., в 2014 году - 17 706,1 тыс. руб., в 2015 году - 18 395,7 тыс. руб., что составляет 4,2% - 4,7% от имевшейся потребности.
В соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования
Поскольку федеральный орган государственной власти встречную обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду не выполнил и расходы на исполнение данной обязанности администрации не компенсировал, суд правомерно взыскал причиненные истцу убытки в размере рыночной стоимости квартиры в сумме 1 575 000 руб. за счет казны Российской Федерации. Решение суда законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья инвалиду. При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод заявителя жалобы о том, что, передав жилое помещение гражданину по договору социального найма, муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" не понесло убытков (реального ущерба) в размере стоимости квартиры, поскольку данное жилое помещение не выбыло из состава муниципального имущества.
Возмещение расходов муниципального образования на обеспечение жильем инвалида не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Переданная в социальный наем квартира, стоимость которой составляет 1 575 000 руб., являлась собственностью администрация городского округа "Город Йошкар-Ола", но в результате исполнения решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из ее владения, и Администрация не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение.
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Таким образом, апелляционная жалоба Российской Федерации является необоснованной, подлежащей отклонению, а решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный
суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.10.2015 по делу N А38-4569/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4569/2015
Истец: Муниципальное образование в лице Администрации ГО город Йошкар-Ола
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РМЭ
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ, Министерство финансов РМЭ