г. Ессентуки |
|
19 января 2016 г. |
Дело N А61-189/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клио Космо" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.11.2015 по делу N А61-189/2015 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клио Космо" (ОГРН 1061516007739 ИНН 1516610315)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676 ИНН 2626800494)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ,
в судебном заседании участвует представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Лопатин А.С. по доверенности N дов8-4 от 11.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клио Космо" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) по делу об административном правонарушении N 11-15/3-2 от 20.01.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.11.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.
Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на отсутствие события правонарушения. Кроме того, проведение проверки не было согласовано с органами прокуратуры.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках проведения административного расследования в отношении общества по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ по делу N 07-14/887 07.11.2014 выявлен факт хранения 3572 дал спирта этилового ректификованного "Люкс", который закуплен ООО "Клио Космо" и ООО "Алко-Стандарт" для производства парфюмерно-косметической продукции.
По состоянию на 21.07.2014 обществом не представлены декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 2 квартал 2014 года.
19.12.2014 должностным лицом управления по факту непредставления декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 2 квартал 2014 года, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N11-15/3 о совершении административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ.
20.01.2015 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 11-15/3 заместителем руководителя управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11-15/3-2 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая данное постановление недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Частью 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Нарушение сроков подачи деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.
Из статьи 2 Закона N 171-ФЗ следует, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции; оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу положении статьи 1 Закона N 171-ФЗ следует, что действие Закона не распространяется на деятельность организации, в том числе связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, при этом толкование данного положения Закона N 171-ФЗ не предполагает производство и оборот парфюмерно-косметической продукции без государственной регистрации.
Относительно государственной регистрации парфюмерно-косметической продукции при её производстве в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей следует, что данная деятельность определяется Техническим регламентом Таможенного Союза 009/2011 (далее - ТР ТС), а так же законодательством Российской федерации об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
Пунктом 6 Правил N 815 установлено, что организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 4.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 7.
Организации, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, представляют несколько форм деклараций. Каждая из таких деклараций является самостоятельным документом.
Согласно пункту 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Во исполнение положений абзаца 5 части 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 401 (в редакции постановления Правительства РФ N 1038 от 11.10.2012) "Об утверждении Перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утверждены два Перечня, соответствующих кодам Общероссийского классификатора продукции в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
В числе продукции, поименованной в них, одеколоны, воды душистые, туалетные духи, масла эфирные, наборы парфюмерные и косметические, средства для волос, гигиены полости рта или зубов и др.
С 01.07.2012 на территории Российской Федерации вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза (TP ТС) 009/2011, в котором определены новые требования к безопасности парфюмерно - косметической продукции и процедуре получения соответствующих документов. В документе определены 13 видов парфюмерно- косметических товаров, которые подлежат государственной регистрации на соответствие требованиям TP ТС - на них оформляется Свидетельство о государственной регистрации, и косметика, которая подлежит декларированию соответствия для свободного обращения на территории стран ТС.
В соответствии с TP ТС 009/2011 официально установлены следующие виды парфюмерно-косметической продукции, подлежащие обязательной государственной регистрации, согласно приложения 12: парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара, парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи, косметика для татуажа, интимная косметика, парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов, детская косметика, парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос, парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и выпрямления волос, парфюмерно-косметическая продукция, произведенная с использованием наноматериалов, парфюмерно-косметическая продукция для депиляции, пилинги, фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта -0,05%), средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% - 6,0%.
Вся остальная парфюмерно-косметическая продукция не подлежит процедуре государственной регистрации на TP ТС с получением Свидетельства государственной регистрации, но подлежит обязательному декларированию соответствия по ТР ТС.
Согласно статье 3.2. ТР ТС, документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР (далее - продукция), до дня вступления в силу ТР, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2014.
Со дня вступления в силу ТР выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, не допускается, соответственно согласно статье 3.3 ТР до 01.07.2014 допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством следует, что деятельность по производству парфюмерно-косметической продукции не подпадает под действие Федерального закона N 171-ФЗ в случае государственной регистрации в уполномоченных федеральных органах государственной регистрации, в случае отсутствия государственной регистрации в уполномоченных федеральных органах государственной власти деятельность по производству парфюмерно-косметической продукции подпадает под действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно материалам дела, общество состоит на учете в налоговом органе в качестве организации, осуществляющей производство парфюмерных и косметических средств.
10.04.2012 общество закупило спирт в объеме 4 000 дал у ООО "Алко-Стандарт" согласно уведомления N 5.
Согласно справке от 06.11.2014 у общества хранится остаток спирта этилового ректификованного "Люкс" в количестве 3572 дал для производства парфюмерно-косметической продукции. Данный факт заявителем не оспаривается.
Таким образом, общество обязано было представить в управление в срок, не позднее 20 июля 2014 года, декларации за 2 квартал 2014 года по формам приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам в электронном виде.
По состоянию на 21.07.2014 обществом не представлены декларации по форме приложений N N 2,3,4,6,7 к Правилам представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей за 2 квартал 2014 года.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При этом, материалами дела подтверждается, что общество осуществляет оборот (хранение) этилового спирта, который подпадает под действие Постановления Правительства РФ N 401 от 25.06.2007, то есть оборот этилового спирта подлежит обязательному декларированию.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Общество является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процесса привлечения к административной ответственности не выявлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что управлением проверка общества не согласована с органами прокуратуры подлежит отклонению, так как в данном случае управлением не проводилось плановой или неплановой проверки общества, фактически общество привлечено к ответственности за неисполнение в срок или ненадлежащее исполнение своих обязанностей возложенных на него законом, в частности, за нарушение порядка и сроков декларирования производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.11.2015 по делу N А61-189/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-189/2015
Истец: ООО "Клио Космо"
Третье лицо: МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1903/15
05.11.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1903/15
05.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-189/15
22.06.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1903/15
27.05.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1903/15