город Омск |
|
19 января 2016 г. |
Дело N А46-6877/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13954/2015) общества с ограниченной ответственностью "Омские гастрономы" на решение Арбитражного суда Омской области от 16 октября 2015 года по делу N А46-6877/2015 (судья Долгалев Б.Г.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омские гастрономы" (ИНН 5503094452, ОГРН 1055504136951) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003), Администрации города Омска о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:27,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омские гастрономы" - представитель Маркелова И.А. (паспорт, по доверенности N 39-Г от 01.02.2015 сроком действия до 31.01.2016);
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Глазкова Е.В. (удостоверение N 0714/13 выдано 25.10.2013, по доверенности N Исх-ДИО/22548 от 01.12.2015 сроком действия на один год);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омские гастрономы" (далее - ООО "Омские гастрономы", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка, просило суд принять пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка, площадью 1 645 кв. м, с кадастровым номером: 55:36:070101:27, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание магазина, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Бородина, д. 12, в редакции ООО "Омские гастрономы" (покупателя), а именно:
"2.1. Расчет цены выкупа Участка (кадастровый номер: 55:36:070101:27), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю.
Цена Участка, подлежащая оплате Покупателем, составляет 243 344 руб. 85 коп. (двести сорок три тысячи триста сорок четыре рубля 85 копеек).
Цена выкупа Участка определяется на основании постановления Правительства Омской области от 18.07.2012 N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков", кадастрового паспорта Участка".
ООО "Омские гастрономы" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменные уточнения исковых требований, согласно которым просило суд: урегулировать разногласия, возникшие между ООО "Омские гастрономы" и Администрацией города Омска, Департаментом имущественных отношении Администрации города Омска при заключении договора купли-продажи земельного участка, площадью 1 645 кв.м, с кадастровым номером: 55:36:070101:27, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание магазина, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Бородина, д. 12, в следующей редакции:
"2.1. Расчет цены выкупа Участка (кадастровый номер: 55:36:070101:27), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю.
Цена Участка, подлежащая оплате Покупателем, составляет 243 344 руб. 85 коп. (двести сорок три тысячи триста сорок четыре рубля 85 копеек).
Цена выкупа Участка определяется на основании постановления Правительства Омской области от 18 июля 2012 г. N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков", кадастрового паспорта Участка".
Кроме того, истец указал об отсутствии требований к Администрации города Омска о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Судом первой инстанции уточненное истцом исковое заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2015 по делу N А46-6877/2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано, условия пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка, площадью 1 645 кв. м., относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:070101:27, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - здание магазина, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Советский административный округ, ул. Бородина, д. 12, определены в редакции Департамента посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 148 819 руб. 45 коп., цены выкупа земельного участка в сумме 429 763 руб. 89 коп.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Омские гастрономы" (далее - заявитель) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что на момент подготовки Распоряжения от 20.01.2015 N 118-р уже действовал Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", согласно которому утверждена стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 1 216 724 руб. 25 коп., а нормативный акт, используемый ответчиком, утратил силу. Заявитель полагает, что цена определяется сторонами в момент заключения договора, то есть его подготовки и согласования сторонами, а не на момент направления истцом заявки на выкуп земельного участка.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Департамент представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителя Администрации города Омска, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела и не заявившей о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 16.10.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, ООО "Омские гастрономы" является собственником объекта недвижимости: магазин - одноэтажное строение, обшей площадью 796,9 кв. м., литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бородина, д. 12, кадастровый номер: 55:36:070101:27, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области в ЕГРП внесена запись регистрации N 55-55-01/002/2006-883 от 06.02.2006.
Указанный объект недвижимости располагается в границах земельного участка, площадью 1645 кв. м, с кадастровым номером: 55:36:070101:27, расположенным по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание магазина, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Советский АО, ул. Бородина, д. 12.
03.12.2014 истец обратился в Департамент имущественных отношении Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность общества на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив к указанному заявлению документы, требуемые от заявителя на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
20.01.2015 Администрацией города Омска издано Распоряжение N 118-р, согласно которому истцу предоставляется в собственность за плату земельный участок, при этом на Управление земельных отношений Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возложена обязанность по подготовке соответствующего проекта договора купли-продажи земельного участка.
24.02.2015 истцом был получен проект договора купли-продажи земельного участка, в количестве 3-х экземпляров, в соответствии с условиями которого продавец (ответчик) обязуется передать в собственность покупателя (истца) земельный участок (пункт 1.1 Проекта договора) по цене 429 763 руб. 89 коп. (пункт 2.1 Проекта договора).
В пункте 2.1 проекта договора указан расчет цены выкупа Земельного участка, в основу которого положена кадастровая стоимость Земельного участка в размере 2 148 819 руб. 45 коп.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере 2 148 819 руб. 45 коп.
Между тем, Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", утверждена новая кадастровая стоимость Земельного участка, которая составляет 1 216 724 руб. 25 коп.
Общество полагает, что расчет выкупной стоимости Земельного участка, указанный в пункте 2.1 проекта договора, должен быть произведен с использованием утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 216 724 руб. 25 коп.
Не согласившись с предложенной ответчиком редакцией пункта 2.1 проекта договора и расчетом выкупной стоимости земельного участка, истец направил ответчику письмом от 14.04.2015 протокол разногласий от 03.04.2014 к проекту договора с предложением изложить пункт 2.1 проекта договора в новой редакции.
Ответчик отклонил протокол разногласий от 03.04.2014 и настаивал на заключении договора купли-продажи спорного земельного участка в прежней редакции (письмо N исх. ДИО-8019 от 05.05.2015).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, что вытекает из положений частей, 6 статьи 36 ЗК РФ, в силу которых право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату (пункт 2 статьи 28 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, действующей в спорный период, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом, к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, ограничена сроками для принятия решения соответствующим органом, и не связана с моментом заключения договора купли-продажи, в связи с этим, выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату принятия решения.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (пункт 1.1 статьи 36 ЗК РФ).
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательств" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
По правилам пункта 1 статьи 2 Вводного закона продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше трех миллионов человек;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
По общему правилу, закрепленному в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ, для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовки проекта договора купли-продажи применяется месячный срок с момента подачи в установленном порядке заявления о выкупе. Поскольку решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в указанный срок, то и вопрос о цене земельного участка подлежит разрешению в этот же срок в соответствии с действующим в этот период законодательством.
Цена земельных участков, обозначенных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истец обратился 03.12.2014.
Следовательно, уполномоченный орган должен был принять решение по истечении месяца с указанной даты.
В силу пункта 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Принимая во внимание, что 03.01.2015 являлось праздничным нерабочим днем, решение уполномоченным органом должно было быть принято в первый рабочий день, наступивший после указанной даты, то есть 12.01.2015.
Следовательно, выкупная цена земельного участка должна быть определена на дату 12.01.2015.
Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области", согласно которому кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в размере 1 216 724 руб. 25 коп., с учетом принятых изменений вступил в законную силу 10.01.2015.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
По состоянию на 12.01.2015 сведения об утверждении новой кадастровой стоимости не были и не должны были быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая заявительный характер возникновения правоотношений по приобретению прав на земельный участок и то, что на момент возникновения у ответчика обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность сведения об иной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости не были внесены, суд первой инстанции правомерно руководствовался кадастровой стоимостью спорного земельного участка в размере 2 148 819 руб. 45 коп., действовавшей на дату подачи ООО "Омские гастрономы" соответствующего заявления в адрес ответчика и на дату принятия уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность истца земельного участка.
Довод подателя жалобы о том, что между датой принятия решения Администрацией и датой внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости прошел всего день, апелляционным судом не принимается во внимание.
Как было указано выше, на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества (03.12.2014) приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" был издан и опубликован в части.
Истец, являясь коммерческой организацией, в соответствии со статьей 2 ГК РФ осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, следовательно, обращаясь с заявкой на заключение договора купли-продажи 03.12.2014, то есть до внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, должен был и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности, в том числе связанных с заключением договора по кадастровой стоимости, действующей на дату принятия уполномоченным органом решения.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику, содержащую иные выводы, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку по этим делам установлены иные фактические обстоятельства.
Так, в рамках указанных дел, кадастровая стоимость земельного участка была установлена в судебном порядке по результатам рассмотрения спора о законности определения кадастровой стоимости, в связи с чем в приведенных Обществом примерах суды пришли к выводу о необоснованности применения недействительной кадастровой стоимости.
Между тем, в рамках настоящего спора, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:070101:27 в размере 2 148 819 руб. 45 коп. установлена не судебным актом, а приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", то есть в предусмотренном действующим законодательством обычном порядке, предусматривающем обязанность органов государственной власти по пересмотру кадастровой стоимости каждые 3 года.
Сведения о том, что вышеуказанный приказ был признан недействительным в предусмотренном главой 24 АПК РФ порядке, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания принять во внимание доводы истца.
Доказательства совершения должностными лицами ответчика незаконных действий, повлекших за собой увеличение кадастровой стоимости земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16 октября 2015 года по делу N А46-6877/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6877/2015
Истец: ООО "ОМСКИЕ ГАСТРОНОМЫ"
Ответчик: Администрация г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска