г. Воронеж |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А36-4241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Колянчиковой Л.А., |
судей |
Мокроусовой Л.М., |
|
Сурненкова А.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
от акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": Корнилов А.А., представитель по доверенности N 354 от 15.12.2015; Мастылина Е.П., представитель по доверенности N 3 от 12.01.2016;
от общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Виола": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ГУК "Правобережная": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Виола" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2015 года по делу N А36-4241/2013 (судья Бессонова Е.В.), по исковому заявлению открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" к обществу с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Виола", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, общества с ограниченной ответственностью "ГУК "Правобережная", о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее- истец, ОАО "ЛГЭК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Виола" (далее - ответчик, ООО ТФ "Виола") о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию за декабрь 2012, январь-март 2013 в сумме 19 594 руб. на основании договора теплоснабжения N 151392 от 01.11.2007.
Определением суда от 30.08.2013 данное исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Соответствующая информация в установленные сроки была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://lipetsk.arbitr.ru.
Определением от 23.10.2013 на основании положений ст. 227 АПК РФ и п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 62 от 08.10.2012 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Определением суда от 12.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет требований, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГУК Правобережная" (далее по тексту ООО "ГУК "Правобережная").
В ходе судебного разбирательства по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Управления энергетики и тарифов Липецкой области (экспертное заключение 05.11.2014 приобщено к материалам дела).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства истец, учитывая результаты судебной экспертизы, уточнил размер требований и просил суд взыскать с ответчика задолженность на ОДН в размере 35 629 руб. 41 коп., дополнительно увеличив период взыскания (л.д.58-61 т.4). Данное уточнение было принято судом к рассмотрению в соответствии с положениями п.1,5 ст. 49 АПК РФ. Одновременно в материалы дела был представлен корректировочный счет N 151392 от 31.05.2015.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2015 по делу N А36-4241/20133 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ТФ "Виола" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом области незаконно сделан вывод о правильности применения формулы N 15 при расчете суммы задолженности за ОДН, учитывая результаты судебной экспертизы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.01.2016 ООО ТФ "Виола" и ООО "ГУК Правобережная" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела доказательств о времени и месте судебного разбирательства данных лиц, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ. Представитель АО "ЛГЭК" с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО ТФ "Виола" через канцелярию суда поступило ходатайство об отложении судебного заседания по причине командировки представителя ответчика и болезни директора, а также в связи с направлением истцу предложения о заключении мирового соглашения. Истец возражал против отложения судебного заседания, в том числе и в целях заключения мирового соглашения. Судебной коллегией данное ходатайство рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 158, 159, 184, 266, 268 АПК РФ с учетом мнения представителя истца, в его удовлетворении отказано в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных ст. 158 АПК РФ.
По смыслу ст. 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Так, наряду с уважительностью причин неявки в судебное заседание представителя лица, участвующего в деле, при разрешении арбитражным судом вопроса об отложении судебного разбирательства оценке подлежат также иные обстоятельства, в том числе сложность характера спора, необходимость представления дополнительных доказательств, дачи суду объяснений.
Внутренние организационные проблемы юридического лица не относятся к объективным причинам, препятствующим явке представителя в судебное заседание, и не могут быть признаны уважительными причинами для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Доказательств отсутствия возможности направить для участия в судебном заседании иного представителя, заявителем не представлено.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что между ОАО "ЛГЭК" и ООО "ТФ "Виола" 01.11.2007 заключен договор теплоснабжения N 151392, на основании которого истцом выставлялись счета ответчику, по которым, в числе прочих платежей, была начислена плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно указанному договору истец принял на себя обязательство произвести отпуск тепловой энергии, а Абонент принять и оплатить тепловую энергию по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке, и на условиях, установленных договором.
Принятые на себя обязательства истец исполнил надлежащим образом, ответчик, израсходовав фактически полученную тепловую энергию, не оплатил ее.
Выполняя свои обязательства по договору теплоснабжения N 151392 от 01.11.2007, истец оказал ответчику услуги по теплоснабжению, в объеме: тепловая энергия на отопление (ГКал) - 94,878712; потери тепловой энергии (ГКал) - 2,989957; компонент на тепловую энергию (ГКал) - 3,006043; компонент на теплоноситель (мЗ) - 141,215; что подтверждают счет N 151392, счета-фактуры N 00000021377-2937 от 31.12.2012, N 0001705-2937 от 31.01.2013, N 00000003822-2937 от 28.02.2013, N 00000005950-2937 31.03.2013, N 00000008092-2937 от 30.04.2013.
Ответчик уклоняется от погашения долга в добровольном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Московская, д. 103, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности. Данное помещение является встроенно-пристроенным в многоквартирном жилом доме.
Материалами дела установлено, что между ОАО "ЛГЭК" и ООО ТФ "Виола" 01.11.2007 заключен договор теплоснабжения N 151392, на основании которого истцом выставлялись счета ответчику, по которым, в числе прочих платежей, была начислена плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Статьёй 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Исходя из пункта 5 статьи 161 Жилищного кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу, плату за потребленные энергоресурсы на общедомовые нужды собственник нежилого помещения должен вносить управляющей компании, как лицу, ответственному перед энергоснабжающими организациями за поставку коммунального ресурса, в том числе на общедомовые нужды, собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354). Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
В Правилах N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Также Правила N 354 устанавливают, что исполнителем коммунальных услуг может являться не только управляющая организация.
Совокупный анализ положений ст. 155 Жилищного кодекса, Правил N 354 указывает, что действующим законодательством предусмотрена возможность внесения платы за коммунальные услуги в адрес ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что иск о взыскании оплаты коммунального ресурса на общедомовые нужды к собственнику нежилого помещения предъявлен энергоснабжающей организацией, а не управляющей компанией, суд проверял, не имел ли место факт оплаты или неоплаты ресурса на общедомовые нужды, приходящегося на долю ответчика, управляющей компанией, принявшей коммунальный ресурс на общедомовые нужды от энергосбытовой организации. Подобные доказательства в материалы дела не представлены.
Следует также отметить, что договор ОАО "ЛГЭК" с ООО "ГУК "Правобережная" был расторгнут с октября 2012 года. Таким образом, поставщиком коммунальных услуг в спорный период являлся именно истец.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно посчитал иск заявленным надлежащим истцом.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В п. 2 Правил N 354 под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Нежилым помещением является помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
По техническому паспорту на многоквартирный дом по ул. Московской, 103, помещение ответчика является встроенно-пристроенным нежилым помещением N 7, конструктивно связанным с указанным домом и, следовательно, имеет общедомовое имущество.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, "собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещения от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом. Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как собственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Обязанность по оплате тепловой энергии на ОДН собственника встроенного нежилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на него независимо от наличия у последнего отдельного собственного входа в нежилое помещение и фактического не потребления услуг по теплоснабжению мест общего пользования, наличия отдельного технического подключения, минуя внутридомовые сети.
Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, что в полном объеме подтверждено материалами дела.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с Правилами N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Представленными материалами дела (акт от 17.12.2009 г. на л.д. 38 т.4), а также выводами экспертного заключения (л.д. 87-96 т.3), подтверждено, что в спорный период, учитывая, что подключение одного из помещений многоквартирного дома в обход средств измерений не позволяет учесть всю тепловую энергию, поступающую в дом, размер платы за коммунальные услуги не может рассчитываться по показаниям приборов учета.
Принципиальным вопросом в рамках настоящего спора являлось определении соответствующей формулы расчета.
Первоначально истцом использовалась формула 14 (расчет на л.д. 51-53 т.3). Тем не менее, учитывая результаты экспертизы, правомерным в рамках настоящего спора является применение формулы N 15 (л.д. 82-97 т.3).
В соответствии с п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерством регионального развития РФ в Письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 "О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению" сообщается о том, что с принятием Правил N 354 изменился порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовый прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Приведенные показатели формулы использованы с учетом имеющихся в распоряжении истца данных, представленных ООО "ГУК "Правобережная" (л.д. 9-26 т.4). Указанные данные и их содержание не было опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Одновременно в ходе судебного разбирательства было установлено, что ранее для расчета спорной суммы неверно определена площадь помещения, принадлежащего ответчику. В результате истцом площадь помещения ответчика скорректирована в сторону увеличения, исходя из данных технического паспорта.
В представленных расчетах истец правомерно руководствовался Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 65/6 от 27.12.2011 г.
При выставлении корректировочного счета истцом учтены произведенные ранее корректировки в сторону уменьшения размера доначислений по ОДН.
Оценивая довод о невозможности выставления корректировочного счета на сумму 35 629 руб. 41 коп. с учетом того, что отчетным периодом для начислений является месяц, суд исходил из следующего. Положения о порядке корректировки коммунальной услуги по отоплению закреплены в соответствующих пунктах 53, 98 Правил N354 и не относятся к случаям, когда объем ресурса определяется по нормативу. В данном случае, имеет место не корректировка обязательств применительно к положениям Правил N354, а корректировка в связи с фактическим выявлением неправомерно заниженного объема потребления в ходе рассмотрения конкретного судебного спора. В этой связи, суд области обоснованно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно ст. 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 АПК РФ лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом области незаконно сделан вывод о правильности применения формулы N 15 при расчете суммы задолженности за ОДН, учитывая результаты экспертизы, судебная коллегия отклоняет как необоснованный. Представленный ответчиком контррасчет стоимости потребленной в спорный период электрической энергии судом не учитывается как не соответствующий требованиям закона.
Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставило органам государственной власти субъектов РФ возможность самостоятельно выбрать наиболее приемлемый для региона способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению из следующих вариантов:
1. применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил предоставления коммунальных услуг, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2. принять решение об оплате отопления равномерно в течение года - за каждый календарный месяц;
3. принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012.
Органы государственной власти субъектов РФ должны были принять решение о выборе способа расчетов в срок до 15 сентября 2012. Выбранный способ утрачивает силу с 1 января 2015. Если региональные власти не приняли какое-либо решение в установленный срок, то в этом субъекте РФ должен применяться порядок расчета платы за отопление, предусмотренный действующей редакцией Правил предоставления коммунальных услуг, т.е. плата за отопление должна осуществляться только в отопительный период.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 31.08.2012 N 37/7 Липецкая область приняла новые нормативы. Для многоквартирных жилых домов установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при равномерной оплате в отопительный период. АО "ЛГЭК" при начислении платы исходил из норматива установленного постановлением Управления энергетики тарифов Липецкой области от 31.08.2012 N37/7, что соответствует требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительств от 06.05.2011 N354.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется. Нарушений норм материального права и процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2015 года по делу N А36-4241/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Виола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4241/2013
Истец: ОАО "Липецкая городская энергетическая компания"
Ответчик: ООО Торговая фирма "ВИОЛА""
Третье лицо: ООО "ГУК "Правобережная"