г. Пермь |
|
20 января 2016 г. |
Дело N А71-12635/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" (ОГРН 1071821000437, ИНН 1803004244) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2015 года по делу N А71-12635/2015,
вынесенное судьей Мельниковым А.Ю.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
к ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд",
о возврате в бюджет предоставленной субсидии,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" (далее - ответчик, общество) о возврате в бюджет 1 131 107,30 руб. предоставленной субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.
Определением Арбитражного суда Удмуртской республики от 14.12.2015 исковое заявление Министерства оставлено без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным определением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное определение отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Заявитель жалобы настаивает на том, что определение об оставлении иска без рассмотрения принято при неправильном применении норм материального права. Указывает на то, что обязательство по возврату субсидии в бюджет возникло у ответчика в момент нарушения условий предоставления субсидии (после 01.01.2014), т.е. после принятия Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-13490/2013 заявления о признании ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" банкротом, следовательно, обязательство ответчика является текущим платежом.
Ответчик просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того и истцом, и ответчиком заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы без участия своих представителей, принятые судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о предоставлении в 2013 году субсидий на поддержку племенного животноводства, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской республики от 18.02.2013 N 71 (далее - Положение), приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 23.04.2013 N 107 "О предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства", N 108 "О предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства из федерального бюджета" ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" предоставлена субсидия на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в общей сумме 1 131 107,30 руб.
Согласно п. 8 Положения численность поголовья племенных животных, племенных быков-производителей, на содержание которых была предоставлена субсидия, должна быть сохранена по состоянию на 1 января 2014 года. В случае сокращения поголовья племенных животных, племенных быков-производителей сумма субсидии подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в полном объеме в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п. 22.2 Положения соблюдение заявителем условий, целей и порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики, и Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики в порядке, установленном Законом Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики".
Пунктом 23 Положения установлено, что субсидии подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в следующем порядке:
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет заявителю письменное уведомление о возврате суммы предоставленной субсидии;
заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного их взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств на предоставление субсидий возлагается на Министерство (п. 24 Положения).
В соответствии с п.п. 22.2, 24 Положения Министерством письмом от 27.02.2015 N 00624-02/8 потребовало от получателя субсидии представить в пятидневный срок со дня получения уведомления представить отчет о наличии животных за 2013 год по форме N 15-АПК и копию сведений федерального государственного статистического наблюдения N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства".
Согласно представленной отчетности (письмо от 15.06.2015 N 08530-02) на конец отчетного 2013 года у общества не имелось в наличии скота, на содержание которых была предоставлена субсидия.
Письмом от 08.07.2015 N 02798-02/8 Министерство, сославшись на п.п. 8, 23 Положения предложило получателю субсидии в течение 10-дневный срок со дня получения письменного уведомления перечислить в бюджет Удмуртской Республики 306 520 руб. субсидии, полученной в соответствии с приказом от 23.04.2013 N 107, в бюджет Российской Федерации - 824 577,30 руб. субсидии, полученной в соответствии с приказом от 23.04.2013 N 108.
Уведомление получено обществом 13.07.2015.
Поскольку в добровольном порядке ответчик денежные средства, полученные в качестве субсидии, в региональный и федеральный бюджеты не возвратил, 26.10.2015 Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции оставил исковое заявление Министерства без рассмотрения в силу п. 4 ст. 148 АПК РФ, посчитав, что указанное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
При этом суд первой инстанции руководствовался следующим.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.12.2013 по делу N А71-13490/2013 принято к производству по упрощенной процедуре банкротства заявление ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением от 15.01.2014 по делу N А71-13490/2013 ответчик в настоящем деле признан несостоятельным (банкротом), в отношении ликвидируемого ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника.
Спорная субсидия перечислена должнику 25.04.2013, то есть до принятия заявления о признании должника банкротом (13.12.2013), решение о признании ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" банкротом принято 15.01.2014, рассматриваемое исковое заявление поступило в суд 29.10.2015.
Учитывая названные обстоятельства, указывая на то, что правоотношение по предоставлению и возврату субсидии возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, суд первой инстанции посчитал, что указанное денежное обязательство не является текущим платежом, а спорное требование может быть предъявлено к должнику лишь в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вынесенным определением в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В связи с этим, требования о взыскании текущих платежей подлежат рассмотрению судом в соответствии с АПК РФ, то есть в порядке искового производства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
В соответствии с положениями п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В рассматриваемом споре Министерством к ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд" предъявлены исковые требования о взыскании субсидий, которые подлежат возврату в связи несохранением численности поголовья племенных животных, племенных быков-производителей, на содержание которых была предоставлена субсидия.
До указанного момента у ответчика не имелось денежных обязательств перед истцом, поскольку с открытием конкурсного производства обязательства должника по сохранению поголовья не прекратились, они подлежали исполнению в соответствии с согласованными сторонами условиями и законом, регулирующим данный вид обязательства.
Установив, что срок возврата субсидии, запрошенной Министерством в силу п. 23 Положения - не позднее 27.07.2015, а конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства в отношении ответчика введено 15.01.2014, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что требования истца являются текущими, поскольку возникли с указанной даты истечения срока добровольного перечисления средства в бюджет.
Кроме того, обстоятельства, на которые ссылается истец в основание возникновения денежного обязательства и подачи иска, а именно - несохранение численности скота, также возникли по состоянию на дату 01.01.2014, то есть после возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве, что позволяется отнести истребуемые денежные средства к текущим платежам и по указанной, как наиболее ранней, дате.
Момент получения субсидии в рассматриваемом случае (в отличие от установления факта ее изначально неправомерного получения) не имеет значения, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для возникновения обязанности по ее возврату, то есть денежного обязательства.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
В этой связи вопрос о рассмотрении искового заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в порядке пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ следует направить для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2015 года по делу N А71-12635/2015 отменить.
Направить вопрос о рассмотрении искового заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики о возврате в бюджет 1 131 107,30 руб. предоставленной субсидии на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12635/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Зарни Луд"