г. Самара |
|
18 января 2016 г. |
А49-7674/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 ноября 2015 года по делу N А49-7674/2015 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Пензенской области (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703), Пензенская область, г. Пенза,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815), Пензенская область, г. Пенза,
при участии третьих лиц: закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376, ИНН 7703032986); общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон" (ОГРН 1056316056060, ИНН 6316104046); акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН1027739820921, ИНН 7736035485), страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (ОГРН 1027739362474, ИНН 7705042179), страховое публичное акционерное общество "РЕСО-ГАРАНТИЯ" (ОГРН 1027700042413, ИНН 7710045520), Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (ОГРН 1125836004942, ИНН 5836013812),
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице филиала общества ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Пензенской области (далее - заявитель, Росгосстрах) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 08.04.2015 по жалобе N 5-05/35-2015.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области" (заказчик закупки), участники закупки - закрытое акционерное общество "Страховая группа "УралСиб"; общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "Компаньон"; акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"; страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах"; страховое публичное акционерное общество "РЕСО-ГАРАНТИЯ" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным проверенное на соответствие нормам Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 08.04.2015 по жалобе N 505/35-2015.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган, с учетом дополнения к апелляционной жалобе от 12.01.2016, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 ноября 2015 года по делу N А49-7674/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.03.2015 заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0855100000515000053, а также документация о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области как владельца транспортных средств".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 356 460,77 рублей.
11.03.2015 заказчиком были опубликованы изменения извещения о проведении открытого конкурса в части внесения корректировки в расчет и изменения начальной (максимальной) цены контракта - 1 357 355,38 рублей, при этом были установлены следующие сроки: дата и время окончания подачи заявок - 26.03.2015 11:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам - 26.03.2015 11:00; дата рассмотрения и оценки заявок - 27.03.2015.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 (том 2 л.д. 10-18) для участия в конкурсе были представлены 6 конвертов с заявками и 3 конверта с изменениями к заявкам, т.е. поданы следующие заявки участников закупки в хронологической последовательности:
ООО "Росгосстрах" - 03.03.2015 14:00;
ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала - 03.03.2015 14:03;
ООО "Страховая группа "Компаньон" - 04.03.2015 09:15;
ОСАО "Ингосстрах" - 17.03.2015 09:30;
ОАО "СОГАЗ" - 17.03.2015 15:12;
ОАО "РЕСО-Гарантия" - 23.03.2015 10:03.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.03.2015 (том 2 л.д. 19-27) заявки пяти участников закупки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе, заявка участника закупки N 3 (ООО "Страховая группа "Компаньон") отклонена в связи с тем, что внесенная участником сумма обеспечения заявки меньше суммы, предусмотренной конкурсной документацией.
По результатам оценки заявок победителем признано ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Пензенского филиала (предложение о цене контракта - 1 257 887,25 руб.), ООО "Росгосстрах" (предложение о цене контракта - 1 286 563,67 руб.) присвоен второй номер.
Росгосстрах обратился в антимонопольный орган с жалобой (том 1 л.д. 45-46) на действия заказчика, конкурсной комиссии при проведении указанного открытого конкурса, полагая, что конкурсная комиссия в нарушение требований части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно допустила к участию и признала соответствующей требованиям Закона о контрактной системе заявку на участие в конкурсе ЗАО "Страховая группа "УралСиб", поскольку первоначально поданная данным участником закупки заявка не содержала документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки. Данный документ был представлен ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в порядке изменения заявки. По мнению Росгосстраха, представление нового документа, не содержавшегося в первоначально поданном пакете, является не изменением заявки, а ее дополнением, что нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган вынес решение от 08.04.2015 по жалобе N 5-05/35-2015, которым признал жалобу Росгосстрах необоснованной (том 1 л.д. 12-15).
Росгосстрах с данным решением не согласился и оспаривает его в суде.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены положениями статей 3, 99 Закона о контрактной системе, пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30.06.2004, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 94 от 20.02.2006 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд".
Таким образом, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Законом о контрактной системе регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6).
Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Исходя из положений статьи 24 Закона о контрактной системе, открытый конкурс -один из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.
Заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также пунктом 4.2 конкурсной документации участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
По правилам статьи 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Аналогичное условие содержится в пункте 6.3 конкурсной документации, согласно которому участник закупки вправе изменить свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона и настоящей конкурсной документации. Изменение заявки является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе.
Вскрытие конвертов с изменениями заявок на участие в конкурсе осуществляется одновременно с вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, к которым поданы изменения. В случае, если конверт с изменениями к заявке на участие в конкурсе поступил по почте и на таком конверте не указаны сведения о конкурсной заявке, в которую вносятся изменения, такой конверт вскрывается согласно порядковому номеру в Листе регистрации заявок на участие в конкурсе.
Из материалов дела видно, что в срок, установленный для подачи заявок на участие в конкурсе, поступили изменения заявок от следующих участников: ООО "Росгосстрах" (том 2 л.д. 103-114), ЗАО "Страховая группа "УралСиб" (том 2 л.д. 115-128), ООО "Страховая группа "Компаньон" (том 2 л.д. 129-136). Причем, в составе изменений к заявке ЗАО "Страховая группа "УралСиб" представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки - платежное поручение N 11670 от 13.03.2015 (том 2 л.д. 128), который при подаче заявки (том 2 л.д. 36-45) данным участником не был представлен.
Антимонопольный орган, исходя из того, что нормы Закона о контрактной системе не содержат описания формы и конкретной процедуры внесения изменений в заявку участника закупки, учитывая, что изменение заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" осуществлено до истечения срока подачи заявок, пришел к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" от участия в конкурсе, т.к. на момент вскрытия и рассмотрения конкурсных заявок, с учетом представленных изменений, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки данным участником, присутствовал.
Суд первой инстанции правомерно признал данные выводы антимонопольного органа ошибочными, основанными на неверном толковании норм Закона о контрактной системе.
Заявка ЗАО "Страховая группа "УралСиб" от 03.03.2015 не содержала документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Ссылки антимонопольного органа на статью 43 Закона о контрактной системе и пункт 6.3 конкурсной документации, в соответствии с которыми участник закупки вправе внести изменения в поданную заявку, а конкурсная комиссия рассматривает одновременно заявку с поданными в срок изменениями, являющимися неотъемлемой частью заявки, суд находит неправомерными.
Изменения могут быть внесены только в заявку, оформленную надлежащим образом, поданную с соблюдением требований норм Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации и подлежащую допуску к участию в конкурсе.
Более того, в рассматриваемом случае имело место не изменение ранее поданной заявки, а дополнение ее новым, ранее не представлявшимся документом, что не соответствует смыслу статьи 43 Закона о контрактной системе, противоречит заложенным в Законе принципам, направленным на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, и, как следствие, приводит к нарушению прав добросовестных участников закупки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал необоснованным вывод антимонопольного органа о правомерности действий конкурсной комиссии. В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия должна была отклонить заявку ЗАО "Страховая группа "УралСиб" как не соответствующую требованиям конкурсной документации по причине непредставления документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, и отказать данному участнику в допуске к участию в конкурсе, поскольку не имелось законных оснований расценивать представленный впоследствии документ об обеспечении в качестве изменений в заявку.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа и дополнения к ней, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции верно отмечено, что поскольку требования закона и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и полноте информацию об участнике открытого конкурса, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе ЗАО "Страховая группа "УралСиб" не соблюдены, заявка не может быть признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, конкурсной документации и, как следствие, надлежащей; участникам конкурса не предоставлено право вносить изменения в ненадлежащую заявку в целях восполнения изначально имеющих место быть недостатков и, таким образом приводить заявку на участие в конкурсе в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации.
При установленных в рамках рассматриваемого дела конкретных обстоятельствах дополнительно поданные документы не приобретали статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка не содержала всех требуемых законом документов, то есть была оформлена ненадлежащим образом и не могла быть допущена к участию в конкурсе; процедура дополнения комплекта документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (восполнения недостающих документов), законом не предусмотрена.
В силу норм ст. 43, ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ изменить можно только ту информацию, которая уже ранее содержалась в составе первоначально поданной заявки на участие в конкурсе.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14 по делу А76-8552/2014.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 05 ноября 2015 года по делу N А49-7674/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7674/2015
Истец: ООО "Росгосстрах" в лице Филиала общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в Пензенской области, Филиал ООО "Росгостах" в Пензенской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
Третье лицо: АО "Страховое общество газовой промышленности", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ЗАО "Страховая группа "УралСиб", ООО "Страховая группа "Компаньон", ООО "Страховая группа "Компаньон", ОСАО "Ингострах", Пензенский филиал ОАО "СОГАЗ", Пензенский филиал ОСАО "РЕСО-Гарантия", страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах", страховое публичное акционерное общество "РЕСО-ГАРАНТИЯ", Федерально6е государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области", Федеральное государственное казённое учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области"