г.Самара |
|
19 января 2016 г. |
Дело N А65-21979/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАЙДЭН" - представитель не явился, извещено,
от Казанской городской жилищной инспекции государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2016 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАЙДЭН"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2015 года по делу N А65-21979/2015 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАЙДЭН" (ОГРН 1121690091885, ИНН 1655261252), Республика Татарстан, г.Казань, к Казанской городской жилищной инспекции государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным распоряжения (приказа) от 01 сентября 2015 года N ВА-15382,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАЙДЭН" (далее - ООО "УК "РАЙДЭН", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным действия государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - жилищная инспекция), выразившегося в проведении проверки правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме 1 по ул.Толстого г.Казани на общем собрании собственников решения о выборе ООО "УК "РАЙДЭН" в качестве управляющей организации.
Общество заявило ходатайство об изменении предмета заявленных требований, просило признать распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки от 01 сентября 2015 года N ВА-15382 незаконным. Изменение заявленных принято судом в порядке стю.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "РАЙДЭН" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у жилищной инспекции на проведении проверки. По мнению заявителя, поскольку ООО "УК Вахитовского района" не является собственником в д.77 по ул.Хади Такташ, проведение проверки правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме о выборе ООО "УК "РАЙДЭН" в качестве управляющей организации является незаконным.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в жилищную инспекцию поступило обращение ООО "УК Вахитовского района" относительно проведения проверки соблюдения законодательства при проведении общего собрания собственниками помещений жилого дома N 1 по ул.Толстого по смене управляющей компанией на ООО "Управляющая компания РАЙДЭН".
Заместителем начальника государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан, начальником Казанской городской жилищной инспекции Латыповым Р.К. было вынесено распоряжение N ВА-15382 от 01 сентября 2015 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО УК "РАЙДЭН", а также направлен запрос за исх. N 06-14/13916 от 01 сентября 2015 года для проведения проверки по доводам, изложенным в обращении ООО "УК Вахитовского района" г.Казани.
Не согласившись с распоряжением о проведении внеплановой проверки, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 01 сентября 2015 года N ВА-15382 (с учетом изменения предмета).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Положениями части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что предметом внеплановой проверки, помимо прочего, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что принятое заместителем начальника жилищной инспекции распоряжение от 01 сентября 2015 года о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица - заявителя по форме и содержанию соответствует типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной в приложении N 1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ".
Кроме того, согласно ч.16 ст.10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 1 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Следовательно, при организации внеплановой документарной проверки уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя не требуется.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что у жилищной инспекции отсутствовали правовые основания для проведения документарной проверки. Указанный довод суд находит первой инстанции отклонил по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года N 1068, государственная жилищная инспекция Республики Татарстан является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора.
Согласно частям 1 и 2 пункта 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований действующего законодательства.
Предоставление запрашиваемых жилищной инспекцией документов также регламентировано п.1 ст.11 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которому предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно - правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).
Таким образом, на основании поступившего в адрес жилищной инспекции обращения с указанием на нарушения требований жилищного законодательства уполномоченным должностным лицом инспекции было издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки, целью которой являлось определение правомерности избрания общим собранием заявителя в качестве управляющей организации.
Аналогичные основания принятия жилищной инспекцией решения о проведении проверки регламентированы статьей 20 ЖК РФ.
В соответствии с ч.4.2 ст.20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Исходя из вышеизложенного, органы государственного жилищного надзора имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае основанием для проведения проверки послужило поступившее в адрес ответчика обращение ООО "УК Вахитовского района" с приобщением протокола общего собрания собственников помещений МКЖТ.
Данное обстоятельство является предусмотренным законом основанием для проведения внеплановой документарной проверки; вышеуказанными правовыми нормами Федерального закона N 294-ФЗ и ЖК РФ жилищной инспекции предоставлены соответствующие правомочия, в связи с чем у нее не имелось оснований для отказа в проведении проверки.
Таким образом, оспариваемое распоряжение жилищной инспекции о проведении внеплановой документарной проверки не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Более того, ООО "УК Вахитовского района" являлось управляющей компанией по дому по ул.Толстого, д.1, что также затрагивает вопрос как законности проведения общего собрания, так и результатов проведения собрания собственников помещений МКЖД по смене управляющей компании на заявителя, что входит в сферу жилищного надзора.
Кроме того, жилищная инспекция утверждает, что проверка не была проведена ввиду непредставления заявителем запрашиваемой информации, акт проверки инспекции не составлялся, меры административной ответственности за непредставление административным органом в отношении заявителя не применялись.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку ООО "УК Вахитовского района" не является собственником в д.77 по ул.Хади Такташ, проведение проверки правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме о выборе ООО "УК "РАЙДЭН" в качестве управляющей организации является незаконным, подлежат отклонению. Само по себе отсутствие у ООО "УК Вахитовского района" помещений на праве собственности в вышеуказанном многоквартирном доме не лишает его права на обращение в жилищную инспекцию с заявлением о проведении проверки соблюдения требований законодательства при выборе управляющей организации в доме, в отношении которого данное общество ранее являлось управляющей организацией.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым распоряжением жилищной инспекции, вынесенным на законных основаниях.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 ноября 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы. В этой связи надлежит возвратить ООО "УК "РАЙДЭН" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25 ноября 2015 года N 213 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 ноября 2015 года по делу N А65-21979/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РАЙДЭН" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25 ноября 2015 года N 213 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21979/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания"Райдэн", г. Казань
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан Казанская городская жилищная инспекция, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г. Казань