г. Тула |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А62-2597/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца - индивидуального предпринимателя Александровского Павла Николаевича (г. Смоленск, ОГРНИП 308673106300011, ИНН 673100107931) - Щербаковой С.Ю. (доверенность от 04.10.2014) и ответчика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" - Савельева А.Б. (доверенность от 01.06.2015), в отсутствие представителей третьих лиц: департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск) и администрации города Смоленска (г. Смоленск), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2015 по делу N А62-2597/2015 (судья Воронова В.В.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Александровский Павел Николаевич (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" (далее - ответчик, общество) о признании незаконным отказа в выдаче решения о согласовании строительства, оформленного письмом от 01.08.2014 N МРСК-СМ/02-1/11958, и понуждении принять решение о согласовании.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск) и администрация города Смоленска (г. Смоленск).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2015 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14.02.2012 между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и Алешиной Еленой Викторовной был заключен договор аренды N 1465/з земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 67:27:0030906:40, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, с установленным видом разрешенного использования: для строительства производственного цеха по сборке мебели из готовых конструкций, сроком до 14.02.2015, а также акт приема-передачи земельного участка от 14.02.2012.
Впоследствии, 25.03.2012, был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.02.2012 N 1465/з между Алешиной Е.В. и Александровским П.Н., зарегистрированный 13.04.2012 в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области под номером 67-67-01/111/2012-096. Земельный участок был передан по акту приема-передачи Александровскому П.Н.
Согласно пункту 1.1 договора аренды вышеуказанный земельный участок предоставлен под строительство производственного цеха по сборке мебели из готовых конструкций.
В соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства производственного цеха, результаты выбора спорного земельного участка согласованны со СМУП "Горводоканал", ОАО "Смоленскоблгаз", а также с ОАО "МРСК Центра" (в лице ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго"), что подтверждается отметкой на предварительной схеме планировочной организации земельного участка М1:500 от 27.07.2011, а также отметкой в акте о выборе земельного участка для строительства.
Как усматривается из землеустроительного дела по установлению охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, выполненного в 2012 году ООО "Геолидер", и письма ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" от 14.11.2012 N 05-07/6442, на спорном земельном участке находятся ЛЭП-110 кВ "Смоленск-1-Заводская с отпайкой на ПС Южная" (ВЛ-122) и установлена охранная зона, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (ред. от 26.08.2013) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе, проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов (подпункт б пункта 8 Правил).
В силу пункта 10 указанных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам также запрещаются строительство, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В целях выполнения требований пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 о необходимости обеспечения доступа к объектам электросетевого хозяйства между Александровским П.Н. и ОАО "МРСК Центра" (в лице ОАО "МРСК Центра"- "Смоленскэнерго") был заключен договор от 17.09.2013 N 149L 6700/ об установлении частного сервитута земельного участка.
Согласно пункту 1.1 договора Александровский П.Н. предоставляет ОАО "МРСК Центра" (в лице ОАО "МРСК Центра"- "Смоленскэнерго") для обеспечения прокладки, эксплуатации и ремонта воздушной линии электропередачи 110 кВ право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком с кадастровым номером 67:27:0030906:40, расположенным по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, с установленным видом разрешенного использования: для строительства производственного цеха, принадлежим Александровскому П.Н. на праве аренды.
Впоследствии в схему планировочной организации земельного участка были внесены изменения, которыми площадь проектируемого здания производственного цеха увеличилась, в связи с чем истцу потребовалось вновь получить согласие от ОАО "МРСК Центра" (в лице ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго").
Предприниматель 24.07.2014 обратился к ОАО "МРСК Центра" с заявлением о выдаче письменного решения о согласовании строительства мебельного цеха.
Общество 01.08.2014 предоставило ответ под номером МРСК-СМ/02-1/11958, в котором указало, что между Александровским П.Н. и ОАО "МРСК Центра" заключен договор взаимных обязательств, согласно которому истец вправе производить действия, не противоречащие условиям указанного договора, а также требованиям Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160).
Полагая, что решение ответчика от 01.08.2014 об отказе в согласовании строительства на земельном участке, расположенном в охранных зонах по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, кадастровый номер 67:27:0030906:40, является незаконным, поскольку все необходимые требования действующего законодательства при предоставлении спорного земельного участка были соблюдены, в том числе и требование об обеспечении доступа к объектам электросетевого хозяйства, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В качестве ограничения прав на землю могут быть установлены особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 были утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В пунктах 1, 2, 4 Правил указано, что они определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Согласно приложению к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на следующем расстоянии:
- проектный номинальный класс напряжения, 1 - 20 кВ - на расстоянии 10 метров;
- проектный номинальный класс напряжения, 110 кВ - на расстоянии 20 метров.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В силу подпункта "а" пункта 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно пункту 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования.
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий).
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде.
Анализ приведенных норм показывает, что Правила не содержат безусловного запрета в осуществлении хозяйственной деятельности в пределах охранных зон. Запрет касается только тех действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Отсутствие письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктом 10 Правил, само по себе не может служить основанием для сноса объектов, возведенных в охранной зоне, поскольку отказ в выдаче письменного разрешения допускается только в том случае, если проведение работ способно повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства.
При этом особые условия использования земельного участка не являются препятствием для передачи земельного участка в аренду, а лишь возлагают на пользователей земельных участков обязанность принимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности линий электропередач.
Как усматривается из материалов дела, названые условия были соблюдены департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области при предоставлении предпринимателю земельного участка.
Ограничения и обременения в использовании спорного земельного участка, обусловленные прохождением по земельному участку энергокоммуникаций, установлены в договоре об установлении частного сервитута земельного участка от 17.09.2013, заключенном между Александровским П.Н. и ОАО "МРСК Центра" (в лице ОАО "МРСК Центра"- "Смоленскэнерго").
Согласно пункту 1.1 договора от 17.09.2013 арендатор в соответствии с условиями настоящего договора предоставляет пользователю (ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго") для обеспечения прокладки, эксплуатации и ремонта воздушной линии электропередачи 110 кВ право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком, принадлежащим арендатору на праве договора аренды, расположенным по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, кадастровый номер 67:27:0030906:40, назначение земельного участка - строительство производственного цеха.
В соответствии с пунктом 1.2 договора сервитут устанавливается в интересах пользователя в целях технического обслуживания и ремонта ВЛ-110 кВ N 121/122.
Пунктом 1.7 договора предусмотрено, что сервитут устанавливается для обеспечения прокладки, эксплуатации и ремонта воздушной линии электропередачи 110 кВ.
Возражая против исковых требований, истец указывает на то, что пунктом 3.1.5 договора установлен запрет на производство строительства зданий и сооружений в охранной зоне, что, по мнению ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, данный пункт договора необходимо рассматривать в совокупности с пунктом 1.1, которым установлено целевое назначение земельного участка - для строительства здания, а также в совокупности с пунктом 2.5.216 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), издание 7, согласно которым расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 35-110 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых зданий и сооружений должно быть не менее 4 м.
В рассматриваемом случае, совершая действия по подписанию указанного договора, ответчик признавал, что имеется техническая возможность обеспечения доступа, проходов и подъездов к объектам электросетевого хозяйства, расположенным на данном земельном участке.
Наличие таких проходов и подъездов подтверждается также схемой планировочной организации земельного участка 2011 года, согласованной с ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго".
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи)
Указанные требования Правил предпринимателем соблюдены, поскольку цех по сборке мебели из готовых конструкций не относится к объектам, размещение которых не допускается на вышеуказанных участках.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено заключение N 001/15, составленное АНО "Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Смоленской области" о соответствии расположения проектируемого здания производственного цеха здания по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная действующим нормативам в области электроэнергетики.
Как указал специалист, в соответствии с пунктом 2.5.216 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), издание 7, расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ 35-110 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых зданий и сооружений должно быть не менее 4 м.
В соответствии с Правилами N 160 охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи 110 кВ в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20-м.
Фактическое расстояние от проекции крайнего провода ВЛ-110 кВ до стены проектируемого здания производственного цеха на представленной схеме планировочной организации земельного участка составляет 12 м.
Таким образом, расположение проектируемого здания производственного цеха в охранной зоне ВЛ-110 кВ не противоречит требованиям Правил устройства электроустановок и может быть размещено на данном земельном участке при получении письменного согласования с электросетевой организацией.
Доказательств того, что строительство истцом зданий на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке создаст ответчику препятствия в эксплуатации и техническом обслуживании ЛЭП и способно нарушить безопасную работу ЛЭП, обществом не представлено.
Из содержания письма от 01.08.2014 N МРСК-СМ/02-1/11958 также не представляется возможным установить, какие именно положения нормативных правовых актов будут нарушены истцом при возведении здания склада, с учетом обеспечения последним соответствующего доступа к ЛЭП-110 кВ и при соблюдении требований безопасности, предусмотренных пунктом 2.5.216 ПУЭ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в отказе в согласовании строительства здания производственного цеха, являются неправомерными, немотивированными и не соответствующими требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что расположенная на участке предпринимателя ЛЭП является источником повышенной опасности, и строительство объектов истца создаст препятствия в ее эксплуатации и представляет опасность для жизни персонала, отклоняются судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно принято во внимание заключение N 001/15, составленное АНО "Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Смоленской области", не может быть принят во внимание судом, поскольку в силу положений статьи 64 и части 1 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является письменным доказательством по делу. Кроме того, доказательств, опровергающих выводы специалиста данной организации, изложенные в данном заключении, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу определением суда от 27.07.2015 сторонам было предложено провести судебную экспертизу по определению возможности размещения на спорном земельном участке проектируемого здания, между тем ответчик при наличии состязательности процесса и представлении со стороны истца данного заключения не представил суду сведений об экспертных организациях и экспертах, что исключает возможность проведения судебной экспертизы.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод апелляционной жалобы о том, что при формировании и предоставлении в аренду земельного участка по договору аренды от 14.02.2012 N 1465/з администрацией были нарушены положения статьи 11.9 ЗК РФ, отклоняется судом, как не имеющий правового значения в рамках настоящего спора, поскольку в данном деле не рассматривается вопрос об образовании или изменении земельного участка, как то предусмотрено статьей 11.9 ЗК РФ, а решается вопрос о согласовании строительства.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.11.2015 по делу N А62-2597/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2597/2015
Истец: Александровский Павел Николаевич, ИП Александровский П. Н.
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ПАО "МРСК Центра", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго"
Третье лицо: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области