г. Самара |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А65-25823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2015 года по делу N А65-25823/2014 (судья Кашапов А.Р.),
по заявлению Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г.Зеленодольск,
Муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", г. Зеленодольск,
с участием третьих лиц:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура, г.Казань,
Отдел водных ресурсов по Республики Татарстан Нижнее-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов, г.Казань,
Федеральное государственное бюджетное учреждение по водному хозяйству "Средволгаводхоз", г.Казань,
открытое акционерное общество "Центр развития земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" (ОГРН 1061655055054, ИНН 1655109106) г.Казань,
Ефремов А.С., г.Казань,
о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными без применения последствий недействительности сделки; о признании недействительности торгов,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - заявитель, ТУ Росимущества по РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о признании договоров купли-продажи земельных участков N Зем - 2 - 0544, N Зем - 2 - 0543, N Зем - 2 - 0542, N Зем - 2 - 0541 недействительными без применения последствий недействительности сделки; о признании недействительности постановления N2783 от 18.12.2013; о признании недействительности торгов, проведенных 11.02.2014 (дело NА65-22478/2014) (т.1 л.д.3-9).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора: ОАО "Центр развития земельных и имущественных отношений РТ", А.С. Ефремова, Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением суда от 22.10.2014 требования ТУ Росимущества по РТ о признании недействительным Постановления N 2783 от 18.12.2013 выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А65-25823/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2015 по делу N А65-25823/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3 л.д.90-93).
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по РТ просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.98-105).
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.12.2013 Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ принял постановление N 2783 "О проведении торгов по продаже земельных участков" (т.1 л.д.65).
В соответствии с данным постановлением постановлено провести открытый (по составу участников и по форме подачи предложений о цене) аукцион на повышение стоимости по продаже в собственность участков с кадастровыми номерами: N 16:20:035801:1628, 16:20:035801:1629, 16:20:035801:1630, 16:20:035801:1631.
Заявитель полагает, что постановлением нарушены его права как полномочного органа собственника земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:035801:1628, 16:20:035801:1629, 16:20:035801:1630, 16:20:035801:1631 поскольку полномочия по распоряжению участками, находящимися в государственной собственности, Исполкому не передавали.
Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из вышеприведенных норм основанием для принятия решения о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления является наличие одновременно двух обстоятельств - несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районного и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 50 указанного закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности поселения могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами.
Согласно статьи 43 указанного закона N 131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Таким образом, оспариваемый заявителем ненормативный акт принят органом местного самоуправления в пределах его компетенции, определенной вышеприведенным нормами законодательства, по основаниям и в порядке, определенном законом.
Заявитель указывает, что выявлено занятие участками Ефремовым А.С. земель государственного водного фонда на площади 1879 кв.м., занятие береговой полосы Куйбышевского водохранилища.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 4 и статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, регулирует водные отношения, участниками которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
В силу статьи 5 ВК РФ реки относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно пункту 1 статьи 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (пункт 2 части 4 статьи 5 ВК РФ).
Частями 1 и 2 статьи 8 этого же Кодекса определено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:
- владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
- осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение (пункты 1, 2, 3 и 5 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 31 ВК РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе, о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико - географических, морфометрических и других особенностях.
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С помощью этих границ устанавливаются границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, земли водного фонда отграничиваются от иных категорий земель, определяются пределы действия правовых режимов соответствующих категорий земель или зон.
В настоящее время Водным кодексом Российской Федерации не определен порядок отражения сведений о размерах и границах водоохранных зон на стадии проведения землеустройства.
В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
В раздел "Водные объекты и водные ресурсы" включаются сведения о водных объектах, об особенностях режима водных объектов, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.
Таким образом, на момент формирования спорных земельных участков, а также на момент рассмотрения спора, границы водоохраной зоны не были установлены в соответствии с требованиями законодательства, сведения о них не были внесены в государственный водный реестр, что не позволяет достоверно определить наложение границ земельных участков на границы водного объекта. Существует ли наложение участков на границы водного объекта, можно будет установить лишь после определения местоположения береговой полосы данного водного объекта.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан по делу 2-438/15 и не требуют дальнейшего доказывания.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства того, что при образовании земельных участков были нарушены требования статья 102 ЗК РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно не установил оснований об удовлетворении заявленных требований о признании постановления N 2783 от 18.12.2013 недействительным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2015 года по делу N А65-25823/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25823/2014
Истец: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, Трриториальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет г. Зеленодольска Республики Татарстан, г. Зеленодольск, Муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", г. Зеленодольск
Третье лицо: Ефремов А. С., г. Казань, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура,г.Казань, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов , г. Казань, ОАО "Центр развития Земельных отношений Республики Татарстан", г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, ФГУ по водному хозяйству "Средволгаводхоз", г. Казань