город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2016 г. |
дело N А53-7359/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Лигая И.В. по доверенности от 14.01.2016 N 04-24,
от ответчиков:
от Министерства финансов Российской Федерации: представителя Пересада С.Н. по доверенности от 15.05.2015,
от Министерства финансов Ростовской области: представителя Подорогиной С.А. по доверенности от 11.01.2016 N 9.7-7/7,
от третьих лиц:
от администрации г. Ростова-на-Дону: представителя Савельевой О.В. по доверенности от 17.11.2015 N 59-1/463,
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представителя Яркиной А.С. по доверенности от 11.01.2016 N 27-3/12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 сентября 2015 года по делу N А53-7359/2014
по иску муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента социальной защиты населения администрации города Ростова-на-Дону, администрации г. Ростова-на-Дону, Министерства финансов по Ростовской области, Департамента транспорта Ростовской области, муниципального бюджетного учреждения "Центр интеллектуальной транспортной системы"
о взыскании убытков,
принятое в составе судьи Тютюника П.Н.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" (далее - предприятие, истец, МУП "РТК") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 20 915 607 руб.
98 коп. убытков, связанных с перевозкой городским пассажирским транспортом (трамвай) льготных пассажиров федерального регистра за 2013 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент социальной защиты населения администрации г. Ростова-на-Дону и МБУ "Центр ИТС".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 20 915 607 руб. 98 коп., в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом предприятия от иска.
Суд исходил из того, что убытки, возникшие из-за предоставления льгот в общественном пассажирском транспорте в отношении категорий граждан, включенных в федеральный регистр, возмещаются за счет средств казны Российской Федерации. Расчет подлежащей возмещению суммы признан правильным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2015 решение от 16.09.2014 изменено, сумма, подлежащая взысканию в пользу предприятия, снижена до 3 697 629 руб. 07 коп. Апелляционный суд признал правильным вывод о том, что обязанность по возмещению спорных расходов отнесена к расходным обязательствам Российской Федерации. Расчет убытков произведен за вычетом доходов, полученных обществом от реализации единых социальных проездных билетов.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Судебный акт мотивирован тем, что суды не проверили наличие оснований для возникновения расходных обязательств по финансированию соответствующих льгот у Российской Федерации, не установили надлежащего ответчика по делу.
В ходе нового рассмотрения иска суд первой инстанции определением от 09.07.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлёк Ростовскую область в лице Министерства финансов Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме, с истца в доход федерального бюджета взыскано 165 руб. 04 коп. государственной пошлины по иску.
Судебный акт мотивирован тем, что надлежащим ответчиком по заявленному иску является Ростовская область. Истцу за счёт средств бюджета Ростовской области была перечислена компенсация по выпадающим доходам, рассчитанная на основании методики, закреплённой в постановлении Правительства Ростовской области N 232 от 15.12.2011. В материалы дела не представлены достоверные сведения о количестве перевезённых граждан льготной категории, а также доказательства, достоверно подтверждающие факт возникновения у истца убытков, не покрытых суммой полученной компенсации.
С принятым судебным актом не согласился истец, в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой, в котором просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не дал должной оценки представленным истцом справкам о пассажиропотоках, произведённому расчёту убытков.
В отзыве Министерство финансов Ростовской области просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее заявленные правовые позиции по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "РТК" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом на платной основе.
МУП "РТК" на основании договора N 12 от 01.01.2006, заключенного с Департаментом транспорта Ростовской области, оказывало услуги по перевозке автобусами пассажиров, в том числе, льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи чем, понес убытки в виде неполученной платы за предоставленный проезд.
Из материалов дела видно, что в 2013 году предприятие осуществило перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета.
Ссылаясь на то, что расходы на перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный регистр, в полном объеме не возмещены, предприятие обратилось с иском в суд.
Сумма иска по заявленному требованию рассчитана предприятием исходя из количества реализованных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок одного льготника в месяц на всех видах городского транспорта, определенного по результатам натурных обследований, и доли в этом количестве поездок, приходящейся на предприятие.
МУП "РТК" произвело расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льготного проезда федеральным льготникам. В 2013 году для определения количества перевезенных пассажиров использовалась методика определения количества перевезенных пассажиров на основании писем МУ "Департамент транспорта" (от 3.07.2013 N 59-36/1384; от 27.12.2012 N ДТ/2776):
с 01.01.2013 - результаты обследования пассажиропотока, проведенного в сентябре - декабре 2012 года (188,37 ездок всеми видами городского транспорта);
с 01.07.2013 - результаты обследования пассажиропотока, проведенного в марте - июне 2013 года (187,02 ездок всеми видами городского транспорта).
Размер убытков рассчитан истцом исходя из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, умноженного на количество поездок, приходящихся на 1 ЕСПБ (188,37 и 187,02) и на тариф (13 руб.).
Фактическая сумма доходов от продажи ЕСПБ согласно представленным в материалы дела актам составила 2 554 649 руб. 43 коп.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из бюджета послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на транспортные организации возложены обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
В рамках настоящего дела МУП "РТК" производилось возмещение понесенных расходов в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 по актам о фактическим возмещении расходов.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что установленная стоимость единого социального проездного билета занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Между тем постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, МУП "РТК" надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде и о расходах истца, непосредственно связанных с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, в материалы дела не представлены.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МУП "РТК" не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 по делу N 305-ЭС14-6996, от 26.05.2015 по делу N А305-ЭС14-7952, от 16.06.2015 по делу N 305-ЭС14-7966.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 сентября 2015 года по делу N А53-7359/2014 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7359/2014
Истец: МУП "Ростовская транспортная компания"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, департамент социальной защиты населения г ростов-на-дону, Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, департамент транспорта ро, Департамент транспорта Ростовской области, МБУ "Центр ИТС", МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Министерство финансов по РО, Министерство финансов по Ростовской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2559/16
22.01.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18935/15
23.09.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7359/14
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1925/15
25.01.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19421/14
16.09.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7359/14