г. Томск |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А45-9305/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева
судей: М.Ю. Кайгородовой, В.М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А. Черненко
при участии в судебном заседании:
от истца: Горобец О.А., по доверенности от 23.10.2015 г.
от ответчика: Шерубнева И.А., по доверенности от 06.07.2015 г.
от третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области - Гайвоненко А.Ю., по доверенности N 01-47/20 от 10.09.2015 г., Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - без участия (извещено), Правительства Новосибирской области - без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГНБУ "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск" (номер апелляционного производства 07АП-12280/15) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 октября 2015 г. по делу N А45-9305/2015 (Судья Л.Н. Хорошуля)
по иску Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282)
к Государственному научному бюджетному учреждению "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск" (ОГРН 1025403907616, ИНН 5410124369)
третьи лица: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Правительство Новосибирской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области
об обязании передать имущество
и встречному иску Государственного научного бюджетного учреждения "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск"
к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
о признании права оперативного управления
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее по тексту Теруправление Росимущества в НСО, истец) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к государственному научному бюджетному учреждению "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск" (далее Учреждение, ответчик) об обязании передать в казну Российской Федерации по акту приема-передачи и освободить 15 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Объединения, дом 9, согласно перечню, приведенному в исковом заявлении.
Требование истца обосновано ссылкой на положения ст. 12, ст. 209, ст. 296, ст. 299 и ст. 301 ГК РФ и мотивировано наличием решения собственника об изъятии спорного имущества из оперативного управления ответчика и уклонением ответчика от передачи спорных помещений.
Определением арбитражного суда от 06.08.2015 г. был принят встречный иск Учреждения к Российской Федерации в лице Теруправления Росимущества в НСО о признании за ним права оперативного управления на указанные выше помещения. В качестве правового обоснования иска его податель сослался на ст. 208, ст. 216 и ст. 305 ГК РФ и мотивировал свое требование неправомерным изъятием Российской Федерацией спорных помещений.
Решением суда от 20.10.2015 г. (резолютивная часть объявлена 14.10.2015 г.) требования истца по первоначальному иску были удовлетворены, в удовлетворении встречного иска было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска.
В обоснование своей жалобы ее податель указал, что действия Теруправления Росимущества в НСО по изъятию спорного имущества отвечают признаку злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ), поскольку направлены исключительно на недопущение передачи данного имуществ из собственности РФ в собственность Новосибирской области, учитывая наличие решения Минпромторга о передаче Технопарка и закрепленного за ним имущества в собственность Новосибирской области; у Теруправления Росимущества в НСО отсутствуют полномочия для изъятия спорного имущества из оперативного управления ответчика; основания для принятия решения об изъятии спорного имущества отсутствовали; положения ст. 301 ГК РФ неприменимы для обоснования удовлетворения требований Теруправления Росимущества в НСО, поскольку оперативное управление не является чужим незаконным владением.
Истец и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области в порядке ст. 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами и требованиями подателя жалобы не согласились, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица, за исключением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие их представителей, по имеющимся материалам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянта настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представители истца и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области в судебном заседании возражали против удовлетворения требований подателя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 20.10.2015 г., суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 г., N 290, было одобрено создание Администрацией Новосибирской области и Сибирским отделением Российской академии наук научно-технологического парка "Новосибирск" (далее Технопарк "Новосибирск").
Распоряжением Президента Российской Федерации от 10.06.1996 г., N 307-рп, принято решение учредить научно-технический парк (Технопарк) "Новосибирск".
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 25.11.1996 г., N 1233-р, об учреждении исполнительной дирекции научно-технологического парка (Технопарк) "Новосибирск" в форме государственного научного учреждения; утверждении устава Технопарка; утверждении состава межведомственного координационного совета Технопарка; передаче в оперативное управление здания корпуса N 79 унитарного предприятия Производственное объединение "Север", изъяв его из хозяйственного ведения предприятия.
Сведения о государственной регистрации Технопарка внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 03.12.1996 г.
Целью деятельности Технопарка являлось создание в Новосибирской области научно-технологического парка "Новосибирск" для решения экономических и социальных проблем региона; формирования благоприятных условий, развития и интеграции предпринимательства в производственных и научно-технических сферах; производства наукоемкого, конкурентоспособного товара и реализации его на рынке; увеличения налоговых поступлений в бюджет.
10.02.1997 г. УП "Север" и Технопарком был подписан акт приема-передачи, в том числе корпуса N 79.
А 15.10.1997 г. подписан акт определения границ земельного участка при инвентаризации площадью 0,7388 по адресу: город Новосибирск, ул. Объединения, 3.
Согласно справке государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 30.01.1998 г., N 35-с, закрепленный за Технопарком на праве оперативного управления корпус N 79 состоит из трех блоков:
- блок N 79/1 - девятиэтажное здание (10 этаж технический);
- блок N 79/2 - трехэтажное здание, расположенное во дворе блока N79/1;
- блок N 79/3 - соединительная галерея между блоками N 79/1 и 79/2.
Распоряжением департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 13.12.2001 г., N 1509-р, принято решение о закреплении за Технопарком на праве оперативного управления недвижимого имущества, в том числе блока 1, блока 2 корпуса 79 по адресу: город Новосибирск, улица Объединения, 3.
Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству выдано свидетельство РФ-НСК N 980113-25 о правах на недвижимость, согласно которому за государственным научным учреждением исполнительной дирекции научно-технологический парк "Новосибирский" зарегистрировано право оперативного управления на недвижимое имущество - производственный корпус, находящийся по адресу: город Новосибирск, Калининский район, улица Объединения, 3.
Приказом Администрации Калининского района города Новосибирска от 31.05.2005 г., N 654-од, присвоены следующие почтовые адреса: 10-этажное административное здание (блок 1 корпус 79) - улица Объединения, 9; 4-этажное здание (производственный блок 2 корпус 79) - улица Объединения, 9/1.
Как следует из материалов дела, Теруправлением Росимущества в НСО в 2012 году на основании поручения Росимущества от 06.11.2012 г., N СМ-18/49896, была проведена внеплановая комплексная проверка порядка использования федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным научным бюджетным учреждением "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск".
По результатам проверки составлен акт N 87/12 от 14.11.2012 г.
В результате проверки сделан вывод, что федеральное имущество используется правообладателем крайне неэффективно. Так, на момент проверки не использовались помещения общей площадью 7 572,3 кв.м., в том числе полностью пустовало здание производственно-лабораторного корпуса (2 599,6 кв.м.).
В нарушение статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. дирекцией Технопарка передано 31 сторонней организации в пользование 1 127,3 кв.м. без правовых оснований. Из них 13 организаций используют помещения по договорам аренды, срок действия которых истек, и 18 организаций используют федеральное имущество без оформления договоров аренды, оплата по коммунальным услугам возмещается, арендная плата за использование федерального имущества не производится.
При этом установлено, что в уставной деятельности дирекцией используется 855,4 кв.м., что составляет всего 7,2% от общей площади зданий.
Из содержания письменных пояснений лиц, не подписавших указанный выше акт, а именно Муравьева Ю.К., Ивашевского П.В. и Сапожникова Г.А., следует, что их несогласие не касается установления факта неиспользования Учреждением спорного имущества.
09.04.2014 г. Теруправлением Росимущества в НСО издано распоряжение N 173-р "Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления государственного научного бюджетного учреждения "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирский" в казну Российской Федерации".
А распоряжением Теруправлением Росимущества в НСО от 31.07.2014 г., N 372-р, внесены изменения в реестр федерального имущества, в соответствии с которыми помещения общей площадью 9 278,93 кв.м., подлежащие изъятию из оперативного управления Технопарка, разделены на 17 самостоятельных объектов недвижимого имущества, два из которых общей площадью 1 061,9 кв.м. и 999,8 кв.м. предоставлены на праве оперативного управления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области на основании распоряжения от 10.04.2015 г., N 211-р.
На предоставленные МИФНС N 15 помещения зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления МИФНС N 156, на оставшиеся 15 объектов недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Письмом от 16.03.2015 г. (Исх. N НК-2178/09) истец уведомил Технопарк о необходимости освободить занимаемые помещения, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Объединения, 9.
Неисполнение требования истца об освобождении помещений, изъятых из оперативного управления Технопарка, послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Теруправлением Росимущества в НСО требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции исходил из того, что удовлетворение первоначального иска исключает удовлетворение встречного иска.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как усматривается из материалов дела, 09.04.2014 г. Теруправлением Росимущества в НСО было издано распоряжение N 173-р "Об изъятии федерального недвижимого имущества из оперативного управления государственного научного бюджетного учреждения "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирский" в казну Российской Федерации", согласно которому из оперативного управления Учреждения изымаются нежилые помещения, общей площадью 9 278,93 кв.м., расположенные по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Объединения, дом 9; Учреждению в месячный срок указано передать недвижимое имущество в Теруправление Росимущества в НСО по акту-приема-передачи.
В силу положений п. 5.22 Постановления Правительства РФ "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" от 05.06.2008 г., N 432, и п. 4 Приказом Росимущества "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" от 05.03.2009 г., " 63, истец вправе принимать решения об изъятии имущества у учреждений.
Данное распоряжение в установленном законом порядке не отменено, не оспорено и является действующим.
В связи с чем оснований для неисполнения указанного выше распоряжения и удержания Учреждением спорного имущества у ответчика не имеется.
Все доводы жалобы по существу направлены на оспаривание решения об изъятии имущества у учреждения. Однако, оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 20 октября 2015 г. по делу N А45-9305/2015 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 октября 2015 г. по делу N А45-9305/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9305/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Ответчик: Государственное научное бюджетное учреждение "Исполнительная дирекция научно-технологического парка "Новосибирск"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Новосибирской области, министерство промышленности и торговли РФ, Правительство Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12280/15
22.06.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1717/16
25.01.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12280/15
20.10.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9305/15